Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

19 марта 2014 06.58

Михаил Щелконогов: «Никто не хочет бунта»

О том, что ждет омских «киосочников», «ДО» рассказал начальник управления развития потребительского рынка депэкономики мэрии Омска Михаил Щелконогов.

— Михаил Юрьевич, ваше управление разрабатывает новую схему размещения киосков в Омске. С чем связаны изменения?

— Раньше все торговые места предоставлялись на основании кадастра. Этот принцип исходил из старой традиции, по которой занятие любого участка регулируется земельным законодательством. Место для киоска предоставлялось также через кадастр, и эта процедура была очень длительной. В минэкономики считали, что в целом она занимала более 6 месяцев.

Но в 2011 году Верховный суд сделал вывод, что к нестационарному торговому объекту не может применяться земельное законодательство. Киоск не привязан к земле по определению. Поэтому некоторые города в России — их пока немного, в том числе Москва — предложили предоставлять в аренду не земельный участок, а торговое место.

— Чем это лучше?

— Это упрощает процедуру. Предпринимателю не нужно, как раньше, за свой счет делать кадастровые работы и ставить участок на кадастровый учет. Если претендентов на место было больше, то эти работы проводил департамент имущественных отношений, специально формировался участок, на это тоже выделялись деньги.

— А город от этого выиграет?

— Это позволит избежать таких ситуаций, когда нестационарный объект неожиданно становился стационарным. При получении кадастрового номера бизнесмен получает некое право на землю, пусть и право аренды. И некоторые ушлые предприниматели, пользуясь этим, постепенно расширяют свой ларек, обкладывают кирпичом, приливают фундамент и потом каким-то образом получают адрес. Но у киоска не может быть адреса, он присваивается только стационарным объектам! А у нас куча примеров, когда на остановках стоят временные ларьки с адресами! Потом при проведении дорожных работ или строительстве важных объектов снести их практически невозможно. И администрация города вынуждена платить бюджетные деньги за освобождение земли. По-новому владелец киоска будет платить за аренду торгового места, а не земельного участка, поэтому с землей он в принципе ничего сделать не сможет.

— Когда новая схема будет готова?

— Мэр поставил задачу до 1 мая ее сделать. Насколько это будет возможно, пока трудно сказать.

— Недавно новый принцип предоставления торговых мест обсуждался в областном Союзе предпринимателей. Какие пожелания они высказали?

— Мы учли все их предложения. Главное — это оставить на 5 лет все существующие ларьки, которые установлены на законных основаниях. Все договоры аренды — срочные или заключенные на неопределенный срок — будут действовать все это время. А через 5 лет занимаемый участок считается свободным и выставляется снова на торги. И этот же предприниматель имеет право участвовать в торгах. Если ему хорошо на этом участке, пусть торгуется, выигрывает и работает дальше здесь.

Еще одно пожелание было — разрешить выставлять не более двух холодильников возле каждого объекта. Сначала мы хотели убрать их вообще, и Союз предпринимателей был не против. Но потом к ним обратились «Пепси-кола» и «Кока-кола» с просьбой оставить холодильники, потому что это некая часть и их бизнеса. И хотя это не те предприниматели, чей бизнес нам бы сейчас хотелось поддерживать, но Союз ходатайствовал перед нами, поскольку их холодильниками бесплатно пользуются и наши предприниматели. Поэтому, получается, предоставляя им место, мы поддерживаем омичей.

— Почему всего два холодильника?

— Большинству больше и не надо. А те, кто по шесть холодильников ставит, перекрывает улицы и проходы.

— А почему решили проводить не конкурс, а аукцион? Между ними есть какая-то принципиальная разница?

— Это тоже была рекомендация Союза предпринимателей — отменить конкурс. По их мнению, в этом можно усмотреть коррупциогенные факторы. В конкурсе можно прописать социальную направленность объекта. По аналогии с рекламными конструкциями: у них в конкурсе определено обязательное размещение социальной рекламы по праздникам и т.п. Мы подумали, что наши объекты никакой социальной нагрузки в принципе не могут нести, поэтому нет смысла в конкурсе с такими условиями.

— Сколько всего сейчас в Омске киосков и ларьков?

— По итогам проведенной инвентаризации, которая закончилась буквально на прошлой неделе, на территории города стоит более 2500 объектов.

— А сколько из них стоит незаконно?
— По примерным прикидкам из депимущества, около 250 нелегальных киосков. Но это пока неточная информация, я ее комментировать не могу.

— В 2012 году выявили 209 незаконных, а в 2013 — снесли около 300...

— Вы же видите, они появляются, как грибы. И большинство незаконно. Я сам участвую в комиссии по размещению объектов. И за 2013 год мы дали разрешение на установку максимум 20 объектов. А реально их ставится гораздо больше. Два года назад в Омске насчитывалось 1918 объектов, имеющих кадастровые номера. За это время добавилось 600 объектов. 

— Если на кадастровой карте нет участка, а киоск стоит, значит, он самовольный?

— Тяжело сказать. До начала 2013 года предоставлением земли для киосков занималось еще и Главное управление по земельным ресурсам Омской области (ГУЗР), которое практиковало выдачу участка по соглашению о неосновательном обогащении. Проще говоря, это штраф. То есть человек приходил в ГУЗР, подавал заявление на размещение объекта. Но поскольку оформление длилось долго, он договаривался о том, чтобы сразу разместить объект и уже платить в бюджет деньги. С ним заключалось соглашение, он ставил объект и… как по пословице: нет ничего более постоянного, чем временное.

Сколько объектов установлено по этому соглашению, не знаю. Но это незаконно. Законные основания — это договор.

— Законные объекты все остаются в новой схеме?

— Нет, все оставить невозможно. Некоторые павильоны нужно убирать по пожарным, санитарным, градостроительным нормам. Например, рядом провели новую дорогу или дом построили, и этого ларька здесь уже не должно быть. Да, по закону власти должны оставить действующие объекты, которые установлены на законных основаниях. Но судебная практика по всем регионам России сложилась против этой строки закона.

— На сколько сократится количество киосков в Омске?

— На 30-40% планируется сокращение реально размещенных сегодня объектов. Я не могу сказать, сколько из них будет законных.

— Глава депимущества Сергей Хорошилов в 2013 году говорил, что должно быть максимум 500 киосков.

— Этот вопрос диктуется нашей жизнью и экономикой. Мы видим, что творится с долларом и евро. Ну, уберем мы эти киоски, а это около 1500 предпринимателей, потому что у многих по несколько объектов. Кто от этого выиграет? Ни экономика, ни жители. Лучше в городе от этого не станет.

— В некоторых городах более радикально решили вопросы с ларьками. В Тюмени на остановках только киоски с цветами, прессой и мороженым, а в Москве вообще весь центр очистили от ларьков.

— У нас бюджет города не сопоставим с этими городами. А сейчас федеральные сети завоевали продовольственный рынок Омска, и предпринимателям приходится выживать этой мелкой торговлей.

— Каковы сейчас доходы от аренды участков под киосками?

— Насколько я знаю от коллег, это около 220 млн рублей в год. Плюс налоги на «вмененку», которая тоже поступает в бюджет города. Поэтому избавиться от такого, пусть и небольшого кусочка денег, никто не хочет. А хочется в конечном итоге упорядочить эту торговлю.

У самих предпринимателей двоякое отношение к киоскам. Кто-то говорит: рынок сам расставит все по местам. Другие, послабее, жалуются на несправедливость. Мол, они вложились в открытие магазина, выкупили помещение за 3-4 миллиона, сделали ремонт, соблюдая внешний вид города. А рядом тут же появился киоск за 200 тысяч рублей, аренда которого обходится по 8-10 тысяч в месяц. «Где справедливость?» — спрашивает владелец стационарного магазина.

— Есть еще проблема с павильонами горячего питания, где продают алкоголь.

— Сейчас вносятся поправки в закон Омской области об алкоголе. Одну из них инициировал лично я, ездил в Заксобрание, отстаивал ее. Суть в том, чтобы запретить продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах в ночное время — с 22 до 10 часов утра. Торговать алкоголем смогут только стационарные пункты общественного питания, то есть кафе и рестораны. Чтобы не было такого, что хозяин павильона «Живое пиво» поставил в помещении микроволновку и назвал это кафе.

— Сейчас предпринимателям отказывают в размещении киоска, потому что он не соответствует концепции 2005 года, по которой объект может стоять только в составе остановочного комплекса. В новой схеме какие правила?

— В нашем постановлении также прописано, что объекты могут размещаться только на остановках и не более 4 штук, а также иметь площадь не более 10 кв. метров. Исключения могут быть, но по 8-10 киосков, как сейчас в некоторых местах, — такого не будет. Либо киоск устанавливается на территории жилого сектора в соответствии с соблюдением всех правил и норм.

— По внешнему облику будут ограничения?

— По архитектурной концепции, принятой в 2005 году, ларьки должны быть такими, как на остановке возле администрации, — серые, аккуратные. По художественным нормам считается, что серый цвет не отвлекает от архитектуры города.
— А незаконные объекты все же можно будет узаконить? Или их владельцы — злостные нарушители и сами не хотят этим заниматься?
— Они пытаются. Предпринимателю злостным быть невыгодно. Это же его бизнес. Он заинтересован в том, чтобы узаконить его. Иначе деп-имущества возьмет и в одну ночь вывезет все незаконные ларьки, как это сделали в Москве. И нет бизнеса. Предпринимательский бунт — это серьезно. Никто этого не хочет допустить.

Справка

23 декабря 2005 года градостроительный совет города Омска утвердил концепцию размещения киосков с двумя вариантами — базовым и вантовым. Согласно концепции, размещение временных торговых объектов допускается только в составе остановочных комплексов в количестве не более четырех и площадью до 10 кв. м. Это правило, которое, однако, сегодня соблюдается далеко не всегда, планируется сохранить и в новой схеме.

Светлана Бронникова

Алексей Пантелеев

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №10(014) 18 марта

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Наталья
Как узаконить торговое место в данный момент.аренду отменили а аукцион неизвестно когда будет.Торгуем вениками с машины,торговать запрещают а на что существовать? Налоги платим как предприниматели,так хоть бы до аукциона дали доторговать.А то старое отменили новое не узаконили а нам что делать?Хотя Путин твердит о поддержке малого бизнеса,а у нас в Омске получается обратное...
11 апреля, 10:33 | Ответить