Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

01 марта 2015 13.41

От арахиса к «Izюму»

Владелец компании «Интерантенна» Алексей Платонов в 1998 году не мог и представить, как быстро пейджинговая связь проиграет конкурентную борьбу сотовым операторам. Однако предприниматель быстро переориентировался и открыл сеть салонов продажи мобильной электроники. В 2013 году появился бренд «Izюм», который конкурирует с федеральными сетями.

В торговлю Алексей Платонов попал еще в 1991 году — начинал с продаж шоколадных батончиков Snickers и Mars на рынке.

«В те годы легко было заработать. Приехал на оптовую базу, купил коробку батончиков и продал их в два раза дороже на рынке. Потом вернулся уже за двумя коробками... И так 3-4 раза за день. Отец мечтал открыть свое кафе — для этого нужны были деньги. Вместе мы пытались их заработать: мама продавала, а я на санках возил товар», — вспоминает предприниматель.

Платонов рассказывает, что в те годы бизнес был для семьи непривычным занятием, даже идею с торговлей батончиками подкинули знакомые, которые быстрее адаптировались к новым временам.

Батончики сменили пейджеры

Когда батончики переросли размеры санок, у Алексея появилась возможность купить несколько киосков на вокзале. Правда, их пришлось быстро продать из-за проблем в деле отца: случилась авария, восстановление помещения требовало затрат, партнеры решили выйти из проекта и потребовали вернуть свою долю.

«Мы рассчитались с долгами и стали вместе вкладываться в общий бизнес. Так и появилась компания «Пико» (Платонов и компания). Стали заниматься оптовыми поставками продуктов питания, но мне хотелось расти дальше, уйти в какой-то бизнес, связанный с технологиями. К 1996 году я задумался о покупке франшизы пейджинговой компании», — вспоминает директор «Интерантенны».

Подготовленное заранее открытие «Интерантенны» в августе 1998 в Омске все-таки состоялось, в самый разгар кризиса. Предприниматель рассказывает, что команда собиралась с 1996 года. За это время успели подготовить оборудование, настроить программное обеспечение, уладить возникающие нюансы и все бросить было бы неправильно. Несмотря на то, что «Интерантенна» выходила в Омске на высококонкурентный рынок, где уже существовало 4 игрока, Платонов был уверен, что перспективы пейджинга многообещающие.

«До кризиса сумма в 1 млн долларов не казалась заоблачной. Тогда все кредиты давались в валюте и под 30%, но предприниматели охотно их брали, понимая, что эти деньги можно заработать за полмесяца. И вот, после августовского скачка курса, мой долг в один день увеличился в 4 раза. Только по процентам в месяц я должен был отдавать сумму, эквивалентную покупке однокомнатной квартиры. Приходилось очень тяжело, но к 2002 году мы эти деньги вернули. Это была очень интересная школа», — уверяет Алексей Платонов.

Бизнесмен рассказывает, что в те годы прочил пейджерам большое будущее, был уверен, что сотовая связь еще долго будет недоступной для простых смертных.

«К 2002 году мы были первой компанией на рынке, правда, к сожалению, единственной, а в 2003 стало понятно — нам надо что-то предпринимать. Сотовые операторы уже наступали на пятки. Мобильные телефоны все еще были достаточно дорогими, но люди стремились общаться, а не диктовать свои сообщения оператору», — рассказывает собеседник.

Временным выходом в 2003 году стала договоренность с оператором МТС об оказании услуг GSM-пейджинга, который позволял переводить абонентов с пейджера на телефоны. Платонов понимал, что этот сервис недолго будет востребованным, поэтому уже в 2003 году началось строительство собственной мультибрендовой розничной сети, а через год на омский рынок пришли первые федеральные сети.

«Мы резко стали проигрывать им, потому что оказались не готовы к тем арендным ставкам и условиям, с которыми выходили московские ритейлеры. Тогда еще вовсю существовал серый рынок телефонов, и компании-конкуренты могли с достаточно высокой маржой продавать телефоны по нашей закупочной цене», — вспоминает Платонов.

Офис на колесах

Эффективно противодействовать федеральным конкурентам омичам помогло создание мобильных салонов электроники. Компания закупила 24 полноформатных автобуса, в которых продавала технику, причем каждый день автобусы открывали свои двери для посетителей прямо напротив салонов «Евросети». Тем не менее самостоятельно работать на сверхконкурентном рынке было сложно, и Платонов решил купить франшизу известного на тот момент ритейлерского бренда DIXIS.

«Так уж вышло, что мы успешно пережили и сам DIXIS и стали единственными наследниками той империи, которая процветала в 1998 году», — рассказывает предприниматель.

В это время в судьбе компании Алексея Платонова наступил новый поворот: мобильные операторы решили открывать в Омске монобрендовые салоны связи, чтобы эффективнее конкурировать за абонента.

«Мы открывали салоны в различных частях города. У операторов возникла потребность закрепить свой бренд в памяти покупателя, для нас это стало хорошим подспорьем. Мы уходили от прямого столкновения с федеральными сетями. В 2008 году ударил новый кризис, и федеральные игроки почувствовали его влияние, а мы благодаря дотациям сотовых компаний ощущали себя уверено, вплоть до 2011 года, когда операторы решили строить собственные розничные сети без нашего участия», — сетует предприниматель.

Тогда-то и было решено вернуться к мультибрендовому формату и развивать свой проект, но возникла проблема: название «Интерантенна» прочно ассоциировалось у покупателей с пейджингом, нужно было придумать новую концепцию.

«Ребрендинг осуществляли своими силами. Нужно было найти собственную изюминку — уникальную особенность, за которой к нам должны идти покупатели. Так родился концепт «Izюма», от которого мы и стали отталкиваться. В течение года вырисовывалась общая идея. Ребрендинг — глубокий процесс, а не просто перекраска фасада. Мы разработали формат, который воздействует на все органы чувств, сделали уникальную витрину, которая позволяет по 2 парамерам быстро определить, что нужно покупателю. Напридумывали кучу новшеств, чтобы зацепить клиентов на эмоциональном уровне», — рассказывает Платонов.

По его словам, самым сложным в этот период была инерционная ломка старой команды, которую не так просто было заставить соответствовать новому формату.

«Мы полтора года пытались заставить продавцов улыбаться. В офисе за этим легко следить, а распространить опыт на 400 человек в точках продаж — значительно сложнее».

Фильтр для кадров

Параллельно формировалась новая команда управленцев. Руководителя отдела по персоналу пригласили из Новосибирска, исполнительного директора — из Москвы, в отделе маркетинга руководителем работает представитель сообщества маркетологов России, на должности финансового директора у нас опытнейший специалист, руководитель коммерческого отдела, наоборот, сотрудник молодой, но амбициозный, пишет диссертацию по мировой экономике. Получается, что с первого набора «Интерантенны» неизменно остался технический директор, с которым нас связывает уже 30-летняя совместная история взлетов и падений.

Не менее сложная работа — найти сотрудников в салоны. Как рассказывает Алексей Платонов, подбором персонала занимается отдельная служба, в которую входят два тренера и менеджеры по подбору кадров.

«В ритейле всегда существовала проблема нехватки продавцов. Мы ее пытались решить с 2003 года, но с приходом нашего руководителя по персоналу наконец-то удалось набрать полный штат сотрудников. Сейчас решили устроить отбор сотрудников: перед наймом человек должен пройти сразу 4 фильтра, по результатам которых станет понятно, нужен ли он нашей компании», — объясняет Платонов.

Сегодня в компании разработано несколько тренингов, которые в игровой форме обучают коллектив.

«Когда сотрудник проходит стартовые фильтры и начинает работать, в его жизни появляются новые испытания. Мы постоянно проводим тестирования, заставляем людей двигаться по карьерной лестнице. У нас запущена программа «Капитализация», которая подразумевает оценку стоимости сотрудника для компании. И, как правило, хвост рейтинга приходится обновлять, чтобы не держать балласт, который не хочет заниматься развитием», — говорит Алексей.

Аксессуары — ниша для ритейла

При этом Платонов отмечает, что сейчас компании удалось найти рынок, в котором можно успешно конкурировать с федеральными сетями.

«В нашем городе люди приобретают достаточно дешевые аппараты, но к ним покупают дорогие аксессуары. Человек с простым гаджетом, но хорошим чехлом выглядит вполне презентабельно. Мы сделали акцент на аксессуары и не прогадали. Телефоны стали одинаковыми: на витрине стоят однотипные черные квадраты, и чтобы выделить свой аппарат в общем ряду, пользователю нужно его красочно одеть», — рассказывает владелец салонов.

У Омской компании есть разработанные линейки собственной продукции, которые эксклюзивно производятся в Китае. В будущем количество линеек увеличится до 12.

«Мы знаем, что это недорогая ниша, и, чтобы ни случилось с экономикой, она не упадет. Раньше люди пользовались аппаратом год, а в кризис будут пользоваться полтора, но при этом чаще будут покупать аксессуары. Плюс к этому мы уделяем большое внимание грамотному сервису. Хорошие деньги приносят услуги по настройке телефонов», — рассказывает предприниматель.

По словам директора «Интерантенны», уже в ближайшем будущем ритейл ждут очередные перемены: торговля будет все более автоматизированной.

«Мы работает над вендинговым аппаратом, который заменит салон связи, другое направление — это омниканальность, когда человек сможет приобрести любую вещь не только в офлайн-магазине, но и с помощью компьютера, планшета, телефона или терминала для оплаты. Задумываемся и о продаже франшизы. Самим выйти в другие регионы будет трудно, а после кризиса у предпринимателей из других городов будет очевидная потребность в копировании истории успеха», — делится планами Алексей Платонов.

Александр Набатов

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 7 (060) 24 февраля

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий