Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

10 марта 2015 13.59

Вячеслав Синюгин: «Экономика не терпит сослагательного наклонения»

Редактор «ДО» пообщался с первым замом губернатора Омской области Вячеславом Синюгиным о том, как кризис в экономике вскрывает кризис в госуправлении.

Вячеслав Юрьевич, в областном правительстве разработан антикризисный план, создана специальная комиссия, которую вы возглавили. Чем государство ответит на вызовы времени, чтобы облегчить долю предпринимателей?

— Наш антикризисный план находится в логике федеральных трендов. Сейчас занимаемся расширением системы патентного налогообложения. Как только выйдет соответствующий федеральный закон, сразу скорректируем и местные нормативы. Кроме того, планируем оказывать поддержку предпринимателям, которые работают с крупными стратегическими предприятиями. По закону 10% своих закупок «оборонщики» обязаны проводить через малые предприятия. Но микробизнес не всегда соответствует тому уровню требований, в том числе лицензионных, которые действуют в производственной отрасли.

Сегодня, как никогда, актуален вопрос «что делать?»: у кого есть деньги — инвестировать или заморозить, у кого их нет — брать ли кредиты под дикие проценты?

— Бытует мнение, что инвестиционные проекты надо бросать. Я с этим не согласен. Сегодняшние вложения — это точки роста завтрашнего дня. Не зря говорят, что кризис дает новые возможности. Нужно их использовать. Правильным образом прокатиться на этой волне.

Да, это очень расхожая фраза. Но наша газета опрашивала опытных предпринимателей, которые и в тяжелые годы успешно занимались бизнесом. Никто не дал четкого ответа, где в этом кризисе возможности.

— А четкого ответа и не будет. Нужно держать руку на пульсе и следить за тем, что происходит на макроуровне.

В рамках антикризисных действий вы планируете активизировать борьбу с теневым сектором. Насколько логично это делать в нынешней ситуации, когда малый бизнес и так еле сводит концы с концами?

— Мы, безусловно, понимаем те сложности, с которыми столкнемся. Однако бюджету необходимо искать новые резервы. В Омской области сегодня примерно 95 тысяч человек подходят под категорию неформальной занятости. Наша задача вывести их из тени, ведь эти люди не платят подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд... А потом они же будут получать пенсию, фактически за счет других. Разве это справедливо?

А как вы собираетесь мотивировать людей выходить из тени? Ведь чаще всего неплательщик — это не позиция, а единственный способ выжить.

— Исчерпывающего рецепта у нас нет, но есть набор мер. Если не сработает позитивная мотивация, придется перейти к негативной. Необходимо создавать в обществе нетерпимое отношение к этому явлению. Мы обсуждали эту тему с коллегами. Были предложения даже о введении уголовной ответственности. Это проблема всей страны — в строительстве, образовании, торговле, в секторе частных перевозок — огромные деньги уходят, как говорится, «мимо кассы». Нужно выходить с инициативой на федеральный уровень.

Мы также ориентируем всех глав муниципальных образований организовать эту работу. Будем спрашивать с каждого руководителя, что он сделал. Ведь подоходный налог — это база муниципалитетов. Главам районов придется работать, используя разные аргументы. Этой темой легче было заниматься в прошлом году с точки зрения экономической конъюнктуры, но экономика не терпит сослагательного наклонения.

Вы намекнули и о силовом методе борьбы с «теневиками». Вспоминается опыт экс-мэра Омска Виктора Шрейдера, который использовал подобную тактику в борьбе с нелегальными автоперевозчиками, но так и не добился существенных результатов, а только вызвал негативную реакцию населения. Скажите как управленец, может, не стоит тратить ресурсы на борьбу с ветряными мельницами и нужно переориентироваться на более насущные задачи?

— Знаете, расстановка приоритетов действительно предполагает приложение усилий к тем сферам, которые принесут наибольший эффект. Борьба с неформальной занятостью — это задача, поставленная нашими коллегами из федерального центра. Мы обязаны ей заниматься, поскольку от этого зависит выживаемость в том числе пенсионной системы. В стране почти 30 млн человек работают в частном секторе и не платят отчислений. Это огромная проблема. Уж точно не ветряные мельницы.

Еще я хотел бы подчеркнуть, «силовой», как вы выразились, метод — это только один из возможных вариантов. Я считаю, что нужно искать и мирные решения для поддержки бизнеса. А это тоже способствует выходу из теневого сектора. Есть различные идеи — налоговые каникулы, прогрессивно растущая ставка. Скажем, в первый год предприниматель платит половину налогов, во второй — четверть, в третий — полностью.

Кроме того, мы готовим запуск программы антикризисного консультирования на базе Фонда поддержки развития регионального предпринимательства. Также рассматриваем варианты прямой финансовой поддержки по субсидированию затрат на приобретение оборудования и по договорам лизинга, чтобы поддержать в этом году порядка 50 малых производственных проектов. Это тоже хороший инструмент помощи.

Вы сказали о налоговых каникулах — очень популярная тема в среде малого предпринимательства, давно обсуждается, однако дальше разговоров дело не идет. Почему?

— Понимаете, с точки зрения общих рассуждений эта идея действительно кажется привлекательной. Однако в каждом конкретном случае необходимо анализировать целый набор сценариев. Не стоит бросаться в омут с головой. Нужно изучить цифры, взвесить все «за» и «против». Что от этого получит бюджет, региональная экономика? Налоговые льготы — это задел государства на будущее, сигнал для развития на перспективу. А где гарантия, что бизнес услышит сигнал? Особенно в кризисных условиях. Он может жить одним днем. В этом случае налоговые льготы абсолютно неэффективны.

А что касается отчетности перед федеральными органами, насколько правдивые данные вы им отправляете об экономическом состоянии дел в области. Лакируете цифры или, напротив, «прибедняетесь», дабы получить большую поддержку?

— Конечно, мы настроены на то, чтобы отдавать объективные данные. Хотя я понимаю подоплеку вашего вопроса — иногда в кругах чиновников есть такая логика, мол, давайте покажем начальству то, что ему хочется увидеть, выслужимся. Мне кажется, в нынешней ситуации это весьма вредно. Докладывать о реальном положении дел вышестоящему руководству, на самом деле, большое мужество.

Недавно ваш коллега, глава Сбербанка Герман Греф употребил слово из 90-х — реформы. Он сказал о необходимости создания специального органа, ответственного за их проведение. На ваш взгляд, система требует именно реформ или можно обойтись косметическими изменениями?

— Так вышло, что моя докторская диссертация была посвящена вопросам управленческой деятельности в вопросах реформирования. Одно из предложений, которое я высказывал, — это как раз создание органа власти, который бы осуществлял координацию действий по пакету реформ, проходящих в стране. Миссия данного органа — претворить в жизнь определенные изменения в социальных, управленческих системах... Конечно же, в специальном органе эта задача будет реализована с большей вероятностью, нежели в рамках ведомств, которые завалены текучкой, закрывают дырки, с утра до вечера борются за деньги и параллельно решают еще 128 задач.

В областном правительстве вы курируете экономическое ведомство и социалку. В чем здесь логика? Не эффективнее было бы закрепить за экономическим замом все соответствующие ведомства — сельское хозяйство, минпром, минстрой, минимущество?

— Структура полномочий — это прерогатива губернатора. Я бы не стал обсуждать здесь его решения. В данной конфигурации, на мой взгляд, есть логика. Сегодня существует запрос на внедрение экономических мотивов в социальную сферу. В этих учреждениях должны появляться дополнительные услуги, расти собственная доходная база. С другой стороны, мы активно занимаемся и внедрением частных поставщиков на рынок соцуслуг. А потребитель пусть выбирает, куда ему идти — к частнику или в казенную структуру. Есть уже положительные примеры — частные дома для пожилых людей. У нас четыре таких проекта реализовано. Появляются предприниматели, которые претендуют на создание сети. Это хорошо! Ведь по целому ряду показателей частники дадут фору госучреждениям. А когда мы смотрим экономический результат, выясняется, что это дешевле и выгоднее для бюджета. Так что логика в объединении экономики и социального сектора есть. Хотя я допускаю, что в какой-то момент придется вносить уточнения или полностью менять эту структуру. Я в этом смысле за кресло особо не держусь и за рост полномочий не болею. Это не мой стиль.

Планируются ли в областном правительстве кардинальные изменения структуры? Последуете ли вы примеру мэрии Омска, где оптимизация идет целыми департаментами?

— Губернатор Виктор Назаров принял решение и поручил подготовить предложения о сокращении 10% аппарата. В таком вопросе не стоит действовать квадратно-гнездовым методом. Будем исходить из сложившихся приоритетов.

Прокомментируйте историю с Любинским проспектом. Конечно, инвестиционные ресурсы — это хорошо, но общественность негодует, что все проходит второпях, без конкурса. Регион, по сути, стоит перед вопросом: принять помощь, но по правилам «Газпрома», или не принимать и остаться с носом. Как вы эту дилемму для себя решаете?

— А представьте, что события касаются вашей квартиры, где у вас, скажем, штукатурка отваливается. Люди готовы помочь, а вы говорите: «Хочу венецианскую лепку с драгоценным покрытием». Вам отвечают: «Такой возможности нет, но мы готовы побелить, и будет скромненько, но чистенько». Пусть это неудачный, но вполне показательный пример. Так вот, рачительный хозяин в этой ситуации скажет: «Хорошо, делайте, пусть лучше побелка будет до лучших времен, а потом разбогатеем и сами что-то сделаем».

Несмотря на это, диалог с общественностью необходим, и мне кажется, он идет. Тем более после опыта реконструкции улицы Валиханова. Но, повторюсь, в итоге нужно принимать рациональное решение: или мы продолжаем заниматься перфекционизмом, или получаем к юбилею города улицу. Тем более важно учитывать нынешнюю экономическую ситуацию. Везде инвестиции сокращаются, а к нам поступают.

Представителей «Газпрома» не раздражает тот факт, что на их подарки наши жители реагируют так неоднозначно?

— Наши коллеги из «Газпрома» всегда отмечают, что омская общественность и пресса отличаются весьма активной позицией, разными мнениями и высоким градусом обсуждений.

Досье

Вячеслав Синюгин родился 23 сентября 1969 года в Омске.

В 1993 г. окончил юридический факультет ОмГУ.

В 1995 году назначен исполнительным директором УК «Сибирский капитал-менеджер».

В 1997 возглавлял Омское региональное отделение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

В 1999 года возглавил департамент акционерного капитала РАО ЕЭС России, а затем департамент управления капиталом этой структуры.

В 2001-2004 гг. — зампредседателя правления РАО ЕЭС России.

В 2005-2008 гг. — гендиректор ОАО «Управляющая компания ГидроОГК».

В 2008-2010 гг. — замминистра энергетики РФ. Далее — управляющий директор Дирекции инжиниринговых услуг Сбербанка России.

С сентября 2013 года — первый зампредседателя правительства Омской области.

Станислав Жоглик

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 9 (062) 10 марта

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий