Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

14 марта 2015 11.52

Песочные замки министра Илюшина

Лоббирование интересов ОАО «Омская топливная компания» при проведении госаукционов на поставку инертных материалов для нужд районов Омской области, о котором ранее сообщал «ДО», может закончиться уголовным делом в отношении экс-министра транспортного развития Омской области Олега Илюшина.

В минувший четверг Арбитражный суд Омской области удовлетворил иск ООО «Сибирская нерудная компания» к КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» (УДХ) о возмещении почти 37 млн рублей ущерба и недополученной выгоды в результате незаконного расторжения контракта. Речь идет о государственном контракте (№ 349 М-2014 от 13.02.14) на поставку 72 тыс. тонн песка и щебня для нужд дорожных ремонтно-строительных управлений Омской области (ДРСУ) на сумму 87,4 млн рублей.

Дело минувшее

О том, как был организован этот аукцион, «ДО» подробно рассказал в предыдущем материале («В песке раскопали коррупционный скандал» №27 (031) от 22.07.14). Напомним, в торгах участвовали три фирмы: ООО «Сибирская нерудная компания» (СНК), ООО «Сибирская Строительно-Сырьевая Компания» (СССК) и ОАО «Омская топливная компания» (ОТК). На торгах 24 января с понижением цены в 1 шаг победила СНК.

По заявлению ее директора Александра Зиновьева, еще до участия в аукционе его пытались вынудить отказаться от контракта в пользу ОТК, а в случае его участия и победы в дальнейшем сулили трудности в процессе исполнения контракта и получения оплаты. После победы же компании Зиновьева в аукционе обещанные последствия не заставили себя ждать: товар не принимался в ДРСУ, документы не подписывались или подписывались частично. В общей сложности предпринимателю удалось поставить товара почти на 7 млн рублей, однако расчет он не получил до сих пор.

К тому же сразу после расторжения контракта УДХ обратилось за банковской гарантией, составляющей 10% от суммы контракта — 8,7 млн рублей, которую предполагалось списать со счета СНК. Наконец, третьим и самым мощным ударом по СНК стало заявление госучреждения о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков, что на 2 года лишает ее возможности участвовать в любых государственных заказах.

Расторгнув контракт с СНК, казенное учреждение организовало новый аукцион, где ожидаемо победила ОТК.

Сегодня история о давлении на предпринимателя находит свое подтверждение. Источник, близкий к правоохранительной системе, рассказал «ДО», что по результатам прокурорской проверки описанного аукциона, СУ СКР по Омской области возбудило уголовное дело (№ 816298) в отношении пока неустановленных лиц минтранса и УДХ.

В рамках расследования объяснения давали все чиновники, знакомые с ситуацией, включая экс-министра транспортного развития Олега Илюшина. По заявлению источника, у СКР уже есть признательные показания, например, лаборатории УДХ, проверяющей соответствие качества поставляемых материалов, закупаемых областью для нужд районных ДРСУ. Как следует из них, сотрудники лаборатории получали указания от руководства УДХ фальсифицировать протоколы исследования песка, завозимого СНК в сторону ухудшения материалов. И наоборот, исследуя песок, завозимый ОТК, руководство требовало улучшения показателей в протоколах.

Другой пример — бывший главный инженер УДХ Борис Серобабов, который контролировал поставки материалов, по версии источника, рассказывал, как на него осуществлялось давление со стороны экс-министра Илюшина. В мае 2014 года в рамках нового контракта ОТК стала поставлять песок в ДРСУ. При этом, как говорят, материал приходил без сопроводительных документов и ненадлежащего качества. Пытавшийся прояснить ситуацию Серобабов якобы встретил критику со стороны министра. Спустя две недели он вышел на больничный с последующим увольнением с должности.

Следственный комитет наличие уголовного дела подтверждает, но исходя из интересов следствия пока не сообщает подробности, включая и статью, по которой оно было возбуждено.

Буква закона

Разрывая контракт с СНК, казенное учреждение мотивировало это, во-первых, тем, что поставляемые материалы не соответствовали качеству, а во-вторых, срывом сроков поставок. Обратившись в арбитражный суд, СНК перевела конфликт с чиновниками в правовое русло.

В суде СНК предоставила заключение независимой экспертизы о соответствии поставленных материалов качеству, указанному в контракте. Что касается сроков, то, в спешке разрывая договор, УДХ запретили дорожно-транспортным управлениям принимать песок, нарушив таким образом пункт контракта о том, что в случае необходимости поставщику должно выделяться время на замену материалов.

Сперва 15 июля 2014 года арбитражный суд Омской области согласился с доводами предпринимателей и удовлетворил иск о признании одностороннего расторжения контракта со стороны УДХ незаконным. Это решение устояло и в апелляционной инстанции. Наконец, 29 января 2015 года решением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа была поставлена точка, полностью доказывающая правоту СНК.

Следующим шагом этой компании как раз и стало требование о возмещении недополученной прибыли. Имея на руках решения судов о признании незаконным расторжения контракта, предприниматели решили бороться до конца и подали новый иск о возмещении убытка (6,5 млн руб) и упущенной выгоды (30,4 млн руб).

Однако и чиновники остались верны своим принципам. В ответ на требование предпринимателей о компенсации УДХ за подписью заместителя директора по правовым вопросам Александра Сахарова подало заявление в полицию с просьбой проверить деятельность СНК на предмет мошенничества. В заявлении Сахаров сначала говорит о том, что СНК вовсе не поставляла песок для нужд ДРСУ, а после утверждает, что поставляемый песок был ненадлежащего качества.

«В 17 ДРСУ с момента заключения контракта (13.02.14) и вплоть до решения о его расторжении (28.02.2014) никакой материал ООО «СНК» вообще не поставлялся, в то время как работы по противогололедной обработке дорог песко-соляной смесью в феврале месяце необходимо было выполнять ежедневно», — пишет в заявлении господин Сахаров.

Интересно, что заявление в полицию он написал 6 февраля, в тот же день, когда с поста директора УДХ уволился Александр Зауэр. Логично предположить, что Зауэр либо отказался от подобных мер борьбы, либо не сумел убедить оппонентов отказаться от иска по-хорошему.

Дело в том, что без компенсации в пользу СНК недополученной прибыли, речь может идти лишь о превышении должностных полномочий при организации открытого аукциона.

А при вступлении в силу решения арбитражного суда получается так, что преступный умысел неустановленного пока круга лиц повлек за собой еще и ущерб региональному бюджету.

21 октября министр Илюшин ушел в отставку на пенсию. Логично предположить, что в скором времени в уголовном деле № 816298 будет определен круг подозреваемых, в число которых может попасть и бывшее руководство минтранса. В таком случае Олег Илюшин может стать уже четвертым членом команды губернатора Назарова, обвиняемым в превышении должностых полномочий.

Бенефициары

Как ранее сообщал «ДО», описанный аукцион — не единичный случай, когда при организации торгов областные чиновники лоббировали интересы «Омской топливной компании». Помимо песка, аналогичным образом ОТК выигрывает крупнейшие аукционы на поставку щебня и угля («Загнать в уголь», «ДО» № 29 (033) 05.08.14). Как удалось выяснить в ходе журналистского расследования, предполагаемым бенефициаром побед ОТК является некий Виктор Агарков. Напомним, «ДО» удалось установить связи Агаркова и с ОТК, и с действующим губернатором области. Будучи казенным учреждением и выигрывая конкурсы на поставку материалов, ОТК вынуждена была проводить свои аукционы для поиска поставщика, где зачастую выигрывала компания «МежРегионТранс», бенефициаром которой и являлся Агарков (это следует из указанных в контрактах контактов). Офис Агаркова находится на одном этаже с ОТК в здании на Фрунзе, 52. Сейчас компания «МежРегионТранс» находится в стадии ликвидации, возможно, такое решение было принято как раз после публикаций «ДО».

С губернатором Назаровым Агарков знаком по меньшей мере 10 лет, хотя, по данным «ДО», они знакомы с раннего детства. Сегодня они вместе ходят на хоккей, бывают в деловых командировках в КНДР. На своих визитках Агарков представлялся советником губернатора. В последнем материале на эту тему пресс-секретарь губернатора Юлия Соколенко подтвердила их знакомство, впрочем, пресс-атташе сделала это с формулировкой: «у губернатора круг знакомств очень широк». По данным источника, Виктор Агарков лично присутствовал на совещаниях Олега Илюшина в министерстве транспорта в роли потенциального поставщика и как представитель ОТК.

Исходя из требований СНК, можно предположить и о суммах, которые получали бенефициары от каждого крупного контракта. При общей стоимости лотов 87,4 млн рублей предприниматели требуют с УДХ 30, 4 млн недополученной прибыли. То есть рентабельность, заложенная в госконтракте, составила 38% от его цены.

О предприятиях

ОАО «Омская топливная компания». 100% акций компании принадлежат министерству имущества Омской области. В числе аффилированных лиц — министр строительства и ЖКК Омской области Станислав Гребенщиков. По данным СПАРКа, уставный капитал ОТК в 2013 году составлял 3,4 млн рублей и к концу года был увеличен до 53 млн рублей. Количество акций на 1 января 2013 года — 41 тыс. штук, на 31 декабря 2013 года — 639 тыс. штук.

ООО «Сибирская нерудная компания». По данным сервера раскрытия информации «Интерфакса» «Картотека.ру», 100% долей принадлежит Александру Зиновьеву. Он же является генеральным директором. Оборот компании в 2013 году составил 278 млн руб.

ООО «МежРегионТранс». Директор Владимир Рябиков. Оборот за 2013 год 401 млн руб. Среди контактов компании указана личная почта Виктора Агаркова, заведенная им со времен работы в ООО «Девон». С августа 2014 года (после публикации материалов «ДО») находится в стадии ликвидации юрлица.

Владимир Червонящий

Фото: Сергей Коньков

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 9 (062) 10 марта

Самое актуальное в рубрике: Закон

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий