Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

29 марта 2015 12.02

В тесноте и в обиде

Представители туристического бизнеса уверены, что кризис оздоровит отрасль: слабые игроки уйдут с рынка, уравновесив спрос с предложением. Для успешного развития данного направления и безопасности клиентов необходимо дальнейшее сокращение числа турагентов.

На прошлой неделе «ДО» провел круглый стол, посвященный сложностям и перспективам развития омской туристической сферы. Свою позицию высказали руководители крупнейших турагентств, представители власти и создатели проектов для путешественников. По их мнению, «серые» игроки дезинформируют клиентов и игнорируют правила честной конкуренции.

Мир тесен

Недавно газета «Коммерсантъ в Омске» сообщила, что в этом году около 100 туристических агентств города прекратили свою работу. «ДО» решил узнать у участников круглого стола, насколько значимо это событие для рынка.

«Аналогичное количество компаний закрывается в течение такого периода постоянно, вне зависимости от состояния экономики, — начала беседу директор турагентства Eliz Татьяна Семикина. — Никакого фурора это не произвело и в общем-то на состояние рынка не повлияло».

С аналогичным мнением выступил и директор ТК «Евразия тур» Сергей Севастьянов. По его словам, 100 ликвидированных компаний — это примерно треть от всех официально действующих в Омске турагентств. Однако данный факт стоит воспринимать не как непредвиденное проседание рынка, а как естественный отбор.

Оптимистичный настрой коллег поддержал и руководитель фирменного агентства «Натали Турс» ООО «НТО» Владимир Руднев. «Сегодняшний уход нескольких агентств нужно считать полезным и необходимым санитарным процессом, — заявил эксперт. — Учитывая то, что реестр российских турагентств фактически не ведется, их точного количества не знает никто. По разным оценкам, цифра колеблется в районе 40 тысяч. Но если останется всего 10 тысяч турфирм, то рынок даже не ощутит потери такого количества игроков, потому что сейчас существует явный переизбыток продавцов».

Вопрос об отсутствии учета туркомпаний подняли и другие участники мероприятия. По их словам, после отмены в 2007 году лицензирования туристической деятельности даже органы власти не могут назвать более-менее точное число действующих агентств. Фактически это подтвердила ведущий специалист Управления минкульта по развитию туризма Ольга Сатонкина. По ее словам, до создания в областном ведомстве этого отдела такую статистику никто не вел, сейчас управление только пытается систематизировать информацию об участниках рынка и не может назвать четких цифр.

Ушли, чтобы остаться

Более серьезной проблемой гости круглого стола считают рост доли «серых» компаний, а не уход игроков. По разным оценкам, число «нелегалов» достигает 15% от всего объема рынка. Относительная легкость создания и управления этим бизнесом, отсутствие государственной регламентации и несовершенство законодательства стимулируют постоянное появление новых, не всегда легально работающих турагентств.

«Одно дело, когда компания действительно прекращает свою работу во время кризиса, и другое, если уходит с официального рынка, переходит в частную квартиру, садится за телефон и продолжает деятельность, выйдя при этом за рамки и экономического, и правового поля. Вот это настоящая проблема», — заметил Владимир Руднев.

«Мы работаем в рыночных условиях, и нам обидно, когда девочки, сидя дома, дают консультации по телефону. Они не платят налогов и арендной платы, их расходы минимизированы, они уводят у нас клиентов», — поддержал его Сергей Севастьянов.

Нередко такие турагенты предлагают внушительные скидки. «Учитывая то, что для большой категории клиентов вопрос цены является определяющим, некоторые туристические компании демпингуют, чтобы привлечь их», — отметила Татьяна Семикина.

«Проблема демпинга волнует всех, — поддержала коллег директор ТК «Дискавери» Наталья Афанасьева. — Потребитель же игнорирует причины, по которым ему предлагается более низкая цена, чем на рынке. Он может получить профессиональную консультацию в хорошем агентстве, а затем прийти с этими знаниями в фирму, которая демпингует, и купить тур с большой скидкой. Но в определенный момент такие компании сворачиваются, собирают деньги и исчезают, потому что невозможно существовать на прибыль в 2-3%. Честное агентство не может делать столь заманчивых скидок».

В качестве примера явного ценового демпинга участники круглого стола привели одну сетевую компанию, имеющую офисы в Омске. «На их сайте в поисковике туров напротив каждого стоит скидка — минус 7% от первоначальной стоимости. Это при том, что грязный маржинальный доход агентства в среднем составляет 12%! Если из нее вычесть скидку, то получается совсем незначительная сумма, а ведь еще нужно заплатить налоги, аренду, зарплату, после чего размер чистой прибыли будет ничтожен, — недоумевает Владимир Руднев. — Как в этом случае можно говорить о развитии, совершенствовании да и в принципе о бизнесе? В этой модели заложены другие задачи — как правило, банальная обналичка денег. Но такой бизнес всегда заканчивается плохо».

На ближних берегах

Учитывая удорожание зарубежных туров, которое уже обернулось двукратным сокращением раннего бронирования, в преддверии пляжного сезона турагенты прогнозируют заметный рост интереса к отдыху на российских курортах. «Новинкой сезона» участники круглого стола назвали открытие чартерного авиасообщения между Омском и Сочи. Туроператор «Библио Глобус» будет продавать на рейс только туристические пакеты, покупка отдельных авиабилетов на него не предусмотрена.

«Крупные операторы, имеющие большой опыт работы с зарубежными курортами, сейчас заходят на российский рынок с отлаженной технологией, — объяснил директор ТК «Евразия тур» Сергей Севастьянов. — Ростуризм хоть и ставит это себе в заслугу, но на самом деле спрос инициирован рынком. В первую очередь решили охватить Сочи, где после Олимпиады осталась достаточно большая отельная база. Правда, стоимость проживания в местных гостиницах поднялась по сравнению с прошлым годом на 15-20%. Учитывая то, что отдыхать в Сочи достаточно дорого, серьезную конкуренцию Краснодарскому краю составит Турция».

Подогревая спрос на отдых в своей стране, власти, по мнению турагентов, могут столкнуться с проблемой перенасыщения российских курортов. «Увеличение койко-мест произошло только в Сочи, но и здесь общая площадь пляжей осталась неизменной, — заметил Руднев. — По поводу Крыма эйфории вообще не должно быть, учитывая, сколько лет ничего не вкладывалось в его инфраструктуру. В общем, организация отдыха клиентов «дома» может сопровождаться определенными шероховатостями».

Сам себе агент

При обсуждении перспективы самостоятельной организации путешествий, которая исключает необходимость обращаться в турагентства, участники круглого стола заняли противоположные позиции. Автор проекта «Как путешествовать самостоятельно» Станислав Прозоров рассказал, что создал клуб единомышленников. При встрече они делятся советами, как самостоятельно организовать отдых, в том числе за рубежом. «У наших и ваших клиентов разный подход к отдыху, — пояснил Прозоров турагентам. — Наши не понимают, в чем прелесть системы «все включено». Они могут побыть в одном пункте два дня, потом переехать в новое место, затем сменить его на другое».

«Это несчастные люди, — скептически заметил Владимир Руднев. — В основном те, кто единожды обожглись на непрофессиональных турагентах и теперь уверены, что все мы такие же. Сколько же времени вы тратите впустую, отрываете от основного вида деятельности!».

«В большей степени речь идет о молодежи, которая не обязательно обожглась на нерадивых туркомпаниях, — поддержала Прозорова директор агентства нестандартных путешествий SURFARI Екатерина Братцева. — Проблема в том, что агентство не всегда может предложить гибкие условия, динамическое пакетирование тура».

«Здорово чувствовать себя человеком мира, но визу никто не отменял, — иронизировал представитель «Натали турс». — Получить ее, не забронировав место проживания, невозможно. Есть вариант сделать бронь, получить визу, а потом отменить свой заказ места. Но ведь таким образом вводятся в заблуждение компетентные органы страны, предоставившей визу. То есть человек мира становится преступником!».

Так и не приняв позиции друг друга в этом вопросе, и противники, и защитники самостоятельного туризма сошлись во мнении, что на фоне снижения спроса на зарубежные туры Омская область может успешно конкурировать с топовыми экскурсиями по России. Как рассказала представительница общественной организации «Центр развития туризма «Увлечен и я» Мария Боровикова, иностранцы с любопытством отправляются в организованные ей походы по северным районам области. Студенты из других стран, бывающие в Омске по программе обмена, любят сплавы по рекам Тара и Омь. Также популярны выезды на местное озеро Эбейты. «Наши клиенты ждут новых маршрутов, нужно развивать эти направления», — высказала пожелание Боровикова.

В подтверждение того, что в Омске есть туристический потенциал, владелица хостела «ОК» Татьяна Шальнова рассказала, что уже сейчас в ее заведении бронируются места на май-июнь для иностранных гостей.

«К нам приезжают туристы из Германии, Франции, Польши. Поток иностранцев вообще постоянно растет, и нам даже не нужно идти на снижение цен или другие меры для его увеличения», — сообщила Шальнова.

«Если наш турист тянется за границу, то заграничный, наоборот, к нам, — согласилась с коллегой замдиректора базы отдыха «Радуга», Анастасия Логачева. — Хотелось, чтобы иностранные гости посещали нас чаще. Но и сейчас среди наших постоянных клиентов есть религиозные сообщества из Германии, Англии, которые приезжают группами по 70-100 человек».

Наталья Коробова

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 11 (064) 24 марта

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий