Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

30 марта 2015 12.09

Мех здесь неуместен

Меховые ателье в Омске начинают затягивать пояса. Из-за кризиса в этом сезоне падение спроса, по разным оценкам, составило от 30 до 70%. Одни меховщики сокращают производство, другие и вовсе подумывают о сворачивании бизнеса.

Итоги этого сезона оказались неутешительными для многих меховых ателье. Количество заказов падает. Владелец лаборатории дизайна «Шиншилла» Станислав Разинкин рассказал, что из-за кризиса продажи упали на 70% по сравнению с прошлым годом. «Сезон закрыли с убытками. До последнего держались, как могли, но сейчас сокращаем производство», — посетовал предприниматель.

По его словам, такая же ситуация и у других коллег. «Я разговаривал с руководителями около 20 омских ателье, у всех подобные итоги в этом сезоне. Некоторые даже собираются бросить бизнес, поскольку работы толком нет, а налоги высокие и большие расходы на аренду помещения», — отметил Разинкин.

Владелец «Шиншиллы» признается, что и сам подумывает о закрытии: «Денег в бизнес вложено много, в том числе и кредитных. На открытие ателье потратил около 1 млн рублей, хотя помещение в аренде.

В этом году рассчитывал выплатить все долги. Но из-за кризиса и падения спроса планы сорвались». Пока же, чтобы выжить, его компания начала заниматься и другими работами — например, перетяжкой мебели.

Перекрой бизнеса

О падении спроса говорит и Ирина Бабкина, исполнительный директор пошивцентра «Первый меховой». По ее оценкам, объем заказов упал на 30%. При этом омичи гораздо меньше стали заказывать пошив новых изделий, чаще отдают вещи на перекрой, реставрацию, чистку.

«С нового года не было ни одного заказа на пошив, хотя еще осенью клиенты приходили за новыми шубами, жилетами, дубленками, кожаными изделиями. В прошлом году в это же время было гораздо больше желающих».

Хозяйка мехового салона-ателье STEVI Татьяна Ставская подтвердила, что в этом сезоне объем работ компании по ремонту и перекрою шуб увеличился. «Население не богатеет, в основном перешивают изделия с одного размера на другой или меняют фасон». По ее словам, и раньше шили шубы на заказ лишь единицы. Да и средняя сумма подобных покупок небольшая — от 20 до 30 тыс. рублей. Чаще всего у них заказывают меховые шапки. Головной убор стоит сшить 2-3 тыс. руб., а готовое изделие обойдется в 7-8 тыс. рублей в зависимости от меха.

Аналитики утверждают, что интерес к меху у россиян начал падать еще в прошлом году. Агентство РБК, ссылаясь на исследование «РБК.research», отмечает, что розничные продажи меховых изделий в России в 2014 году сократились в сравнении с 2013-м на 0,1% — до 115,3 млрд руб.

Импортозависимость

На бизнесе сказался резкий рост курса валют, поскольку большую часть сырья меховщики покупают за границей. Около 80% — удельный вес импорта в Россию, приводит данные Российский пушно-меховой союз. «Россия почти полностью зависит от внешних поставок пушно-мехового сырья, полуфабриката и готовых изделий. Из-за высоких цен на пушнину возросла стоимость готовых изделий, что наряду с падением покупательских возможностей населения затормозило продажи меховых товаров в этом сезоне», — констатируют в организации.

Представитель дизайн-ателье «Мех-кожа» Кристина Шест отмечает, что цены на сырье и фурнитуру выросли примерно на 40% по сравнению с прошлым годом. «Но мы расценки на свои изделия не увеличивали», — добавила она. В других ателье также говорят, что держат цены на уровне прошлого года.

Этот сезон, видимо, сломает тенденцию ежегодного роста цен на мех в России. Прежде, с 2007 года, стоимость изделий увеличивалась на 7-8% каждый год. В 2014 году шубы из натурального меха и дубленки подорожали на 6,1%, до 38,8 тыс. руб. за изделие, женские меховые шапки — на 6,4%, до 7,5 тыс. руб.

Сюрпризы из Китая

Участники рынка связывают проблемы и с появлением большого количества некачественного товара. Речь идет о готовых изделиях, которые везут в основном из Китая: по разным оценкам, импорт шуб из Поднебесной достиг 65-80% от всего объема продаж в России.

«Есть неплохие фабричные изделия из Китая, но гораздо больше вещей низкого качества, которые через год-два приходится чинить», — говорит Станислав Разинкин. В последнее время изменились технологии выделки шкур. «Не все покупатели понимают, что норка норке рознь. Китайские производители используют мех суточной выделки, хотя по правилам его должны выдерживать не менее трех суток в трех растворах. Норку они выращивают на специальных кормах, из-за этого мех становится холодным, жидким, быстро расползается». Он также рассказал, что и кожаные куртки в Китае зачастую делают из некачественного сырья, которое нельзя пускать на изделия: «Эта пересушенная кожа, она рвется от малейшей затяжки».

Меховщики утверждают, что такой товар часто можно встретить и в сетевых магазинах, и особенно на ярмарках. «Продавцы меховых ярмарок практически не дают гарантии на свои изделия, люди жалуются на качество изделий, пошива, меха. Часто видим неудачные лекала, плохую посадку по фигуре», — говорит Кристина Шест.

Ирина Бабкина предупреждает, что на ярмарках можно встретить и подделки. «То, что выдают за стриженую норку, зачастую ею не является. В лучшем случае это ласка (многие не знают, что это не норка). Иногда это стриженый кролик или вовсе крашеные кошки. Часто подделывают ондатру, вместо меха бобра продают все того же кролика», — поделилась она.

Демпинг

Меховщики сетуют, что продавцы готового товара демпингуют, устраивают распродажи, снижая тем самым уровень цен на рынке. «В рекламе норковую шубу обещают за 30 тыс. рублей. Но таких цен на норку нет, значит, это обман. После таких распродаж трудно объяснить клиентам, что качественная шуба не может стоить меньше 100 тыс. рублей. А индивидуальный пошив из хорошей норки обойдется еще дороже — в 200 тысяч», — рассказали в «Первом меховом».

Но в целом представители меховых ателье не считают сетевые магазины и ярмарки своими конкурентами. Они уверены, что у них свой клиент, который приходит за эксклюзивными и качественными вещами. «Мы не ощутили отток клиентов из-за ярмарок. Они продают в основном ширпотреб по дешевке, который покупатели к нам же несут переделывать», — поясняет Татьяна Ставская.

В поиске профессионала

За последние несколько лет конкуренция на рынке меховых ателье значительно выросла. По информации справочной системы 2ГИС, в рубрике «Меховые и кожаные ателье» насчитывается около 250 организаций.

«Когда мы открывались, было всего пять ателье в городе, а сейчас их масса, — говорит Ирина Бабкина. — Но специализированных, занимающихся только мехом и кожей, среди них немного. Проблема в том, что обычные ателье, текстильщики, берутся работать с мехом, не имея ни профессионального оборудования для этого, ни специалистов. Качество оставляет желать лучшего. Но тем не менее они создают конкуренцию и иллюзию того, что можно сшить дешевле».

С этим мнением согласен и Станислав Разинкин: «Ателье сейчас переизбыток, но половину из них организовали вчерашние студентки, которые только-только научились брюки подшивать и решили стать предпринимателями. Они не знают, что такое повышение квалификации, профессиональный рост. Такие ателье понижают уровень отрасли в целом качеством своей работы. Из-за этого растет недоверие клиентов».

Импорт на замок

Падение спроса на рынке негативно сказывается не только на местных предпринимателях. Снижение интереса россиян к норковым шубам, по прогнозам экспертов РБК, грозит банкротством фабрикам в Китае и Греции, традиционно ориентированным на российских покупателей. По данным специалистов, сами греческие производители меховых изделий из Кастории (город в Северной Греции — центр национальной меховой индустрии) заявляли о том, что кризис в России плачевно сказался на их бизнесе. За последние 20 лет более 70% товаров их производства уходило в Россию, но сейчас спрос упал.

Светлана Бронникова 

Фото: Михаил Киреев

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 11 (064) 24 марта

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий