Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

22 апреля 2015 14.27

Владимир Соснин: «У нас бизнес первоначально формировался порочно»

Член общественного совета при министерстве промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области Владимир Соснин уверен, что успешное развитие высокотехнологичного малого и среднего бизнеса во многом зависит от сотрудничества с оборонными предприятиями. Тем более в Омске есть оборонно-промышленный комплекс, который был и остается одним из крупнейших в России.

Владимир Борисович, во времена СССР Омск был настолько значим для отечественной оборонки, что даже имел статус ограниченно закрытого города для посещения иностранцев. С тех пор прошло много времени. Сейчас мы не преувеличиваем наше значение в масштабах страны?

— По объемам промышленного производства Омск всегда входил в пятерку самых развитых городов страны. В советское время впереди были Москва, Ленинград и Горький. 4-5 место делили Омск и Свердловск. Сейчас картина немного другая. Лидеры — Санкт-Петербург, Москва, затем Уренгой, Нефтеюганск, а Омск на пятом месте. Екатеринбург и Нижний Новгород сейчас даже из десятки выпали.

А вообще хочу заметить, что у Омска интересная судьба. Историки говорят, что в промышленном плане город развивался скорее вопреки, чем благодаря. Начнем с того, что Иван Бухгольц высадился здесь по ошибке. Нужно было перезимовать. Острог поставили. Появилось военное поселение. Все заметно активизировалось после того, как протянули Транссибирскую железную дорогу. Потребовались ремонтные мастерские. Когда началась война, пошла эвакуация заводов из европейской части страны и многие оказались у нас. Но не потому, что так планировалось, а просто их не успели довезти до пункта назначения, выгрузив в Омске, — приближалась зима. Вот почему у нас оказались совершенно разнообразные по профилю предприятия. Здесь и авиационные моторостроители, авиастроители, танкостроители, радиотехнические производства. Патроны делали, снаряды. Так сформировался многопрофильный промышленный узел. Так и развиваемся до сих пор. Большой импульс для развития Омска был дан в 1957 году.

Появилась нефтехимия?

— Не только. Началось развитие ракетной отрасли и по предложению главного конструктора, академика Михаила Янгеля в Омске начали формировать второй, после Москвы и Московской области, центр ракетостроения страны. Здесь были квалифицированные кадры, имелись предприятия различного назначения, в том числе самолетостроительного, моторостроительного, электро- и радиотехнического, которые можно было быстро перестроить на выпуск ракет. Вот так и пошло развитие омской ракетостроительной отрасли.

В это же время стали осваивать месторождения тюменской нефти. Местом для переработки и поставок готовой продукции стал Омск. И мы получили еще одну быстро развивающуюся отрасль — нефтехимию.

Весь гособоронзаказ в прошлом году составил около 40 млрд рублей, а вся омская нефтехимия произвела продукции на 546,5 млрд рублей. Получается, теперь наша основная специализация — уже нефтехимия?

— По объемам — да. Но есть одна особенность. В советское время в объемах производства предприятий Омска треть занимала нефтехимия, треть машиностроение, включая оборонно-промышленные заводы. А остальное — легкая и пищевая промышленность. Что потом произошло? Потом объявили рынок. Оборонщики остались без заказов, вообще. У них был один выход — заняться гражданской продукцией. А любое производство требует денег на организацию и развитие. Денег не дали, выживай как можешь. И у нас в регионе остался только один серьезный биржевой товар, это продукция нефтехимии. Поэтому эта отрасль оказалась в менее сложном положении. Но вернемся к «оборонке».

Я помню, как бывший в то время директор ЦКБА Эдуард Седунов организовал производство приборов для медицины и нефтезавода. А все, что заработали, вложили в оборудование для производства военной техники. И когда начался разворот к перевооружению армии, ох, как вокруг них все забегали, и ракетчики, и авиастроители.

Какие предприятия выжили и успешно сейчас развиваются? Те, у кого толковый директор, который не живет одним днем, а видит перспективу.

У нас много таких директоров?

— Директорский корпус в последнее время во многом поменялся. Кто-то, не справлялся и ушел. Кто-то напротив, сумел пережить это трудное время. Это же непростая работа. Тысячи людей трудятся, а директор один. И от того, какое решение он примет, зависит, будут ли эти люди и их семьи обеспечены зарплатой.

У нас сейчас одно из самых употребляемых слов — импортозамещение. И рынок требует, и правительство. Как с этим обстоят дела на омских предприятиях?

— Вопрос сложный, требующий квалифицированных кадров, современного оборудования, а главное — серьезной поддержки государства. И много здесь зависит от того, кто и как этим занимается. Вот простой пример, ОАО «Высокие технологии». Они там еще до всяких разговоров об импортозамещении вкладывали полученную от экспорта прибыль в обновление производства. Сейчас они как раз выпускают то, что другие не могут, а купить за границей невозможно.

Во все времена было сложно. Во все времена денег не хватало и во все времена, повторюсь, все зависело от того, кто возглавляет предприятие.

Вот еще один пример, НПП «Прогресс», Александр Зубарев его возглавляет. Он сегодня в исключительном положении, выполняя специальные заказы для ВМФ, и вместе с тем активно работает для расширения рынка для своей продукции. В частности, с компанией АЛРОСА. У них при алмазодобыче используется оборудование, где нужно гасить сильную вибрацию. И когда они были здесь, увидели, заинтересовались и уже заказы разместили.

Очевидно, омская промышленность сейчас работает напряженно. Но мы этого не видим, потому что она не выпускает ширпотреб, который можно купить в магазине.

— У наших предприятий пока еще мало опыта работы с потребительским рынком и гражданскими отраслями промышленности. Но нужно иметь в виду, что в массовое потребление идет, как правило, вторичный продукт высокотехнологичных оборонных разработок. Поэтому очень важно, чтобы военное производство развивалось. И когда государство сегодня дает деньги на оборонку, нужно использовать эту возможность для выхода на рынок гражданской продукции, замещая импортные товары. У Омска сейчас, образно говоря, наступил звездный час. Нужно только воспользоваться ситуацией.

Воспользуемся?

— Процесс идет. Расскажу такую историю. Не так давно с министром промышленности Виктором Беловым принимал участие в совещании с малым бизнесом по проблемам экспорта. Там все в один голос говорили, что нужны льготы, нужна поддержка и прочее.

А когда им задали вопрос: а почему бы вам не начать совместную работу с крупными предприятиями, работающими на экспорт и оборону, поставляя им детали и комплектующие? Тут же услышали, что это сложно! А между тем всем известно, что во всем мире малый и средний бизнес стремится прислониться к оборонке, потому что там устойчивое финансирование государства и надежные заказчики. Но это должен быть взаимный бизнес. Спрашивается, зачем крупному предприятию сотрудничать с малым? Причина одна. В таком сотрудничестве можно быстро получить новые идеи и технические решения, очень необходимые для большой корпорации. Кроме того, стоимость изготовления в небольшой частной фирме узлов и комплектующих намного меньше, чем у крупного производства. В нашей стране эта задача сейчас крайне актуальна. Поэтому вышло постановление правительства о том, что 10% от государственного заказа на оборонных предприятий должен выполнять именно малый и средний бизнес.

Но сразу возникает вопрос. Для сотрудничества бизнесу нужно прибыль показать, зарплату платить по-белому, обеспечить социальный пакет сотрудникам. А оно ему надо?

— А все потому, что у нас малый и средний бизнес первоначально формировался порочно. Им дали много разных льгот, лишь бы сформировать предпринимательский класс. Он появился и сразу понял, что можно ничего не делать, торговать и воровать. А когда сейчас говорят о необходимости встраиваться в промпроизводство, многие отвечают: «А нас это не устраивает». Хотя нужно сказать, что самые дальновидные уже начинают сотрудничество. Осторожно, но идут.

В Омске малый и средний бизнес, имея оборонные предприятия соседом через улицу, мог бы сделать громадный рывок вперед.

И здесь большую роль должна сыграть региональная власть. Для этого нужны организаторы производства, а не только финансисты и экономисты. Они хорошо знают из учебников, как расписать финансовые потоки, провести минимизацию затрат. А организовать процессы не могут, потому что организация — это иная сфера деятельности. У нас забыли, что финансист и экономист — это прилагательное к организатору, который должен и может видеть всю картину в целом.

Мы на днях разговаривали с бывшим генеральным директором ПО «Полет» Григорием Мураховским. Он рассказывал, как в лихие годы выпрашивал заказ хотя бы на одну ракету. Ему говорили: а что она тебе одна даст? А он отвечал: люди будут жаловаться на низкую зарплату, но она будет. Они не разбегутся, оснастку на заводе не растащат. Так мыслит организатор.

В итоге именно этот человек сохранил в Омске ракетостроение.

У нас есть все возможности не только сохранить, но и преумножить промышленный потенциал. Но для этого необходима серьезная работа. И начинать нужно с молодежи, с подготовки кадров и будущих организаторов, инженеров, технологов и конструкторов.

Сейчас в Омске ведется работа по созданию Технологического музея, чтобы туда могли приходить дети с родителями. Замысел в том, чтобы показать технологии как искусство. А искусство всегда побуждает к действию.

Досье

Владимир Борисович Соснин родился 12 марта 1938 года в Перми.

После окончания средней школы вместе с родителями переехал в Омск и поступил в машиностроительный институт (сейчас ОмГТУ).

В 1960-м по распределению направлен на завод им. Баранова. Работал мотористом, мастером, старшим инженером, заместителем начальника цеха, начальником цеха, начальником отдела, начальником производства.

В начале 70-х был приглашен в горком партии на должность секретаря по промышленности и строительству.

Следующий этап — обком КПСС, где занимал должности заведующего отделом легкой промышленности, потом заведующего экономическим отделом.

После 1991 года работал заместителем главы администрации Омской области.

В 1997-м был назначен представителем компании «Росвооружение» в Омской области.

1 февраля 2001 года — представитель федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт» в Омской области.

С 2007 года по февраль 2009-го — руководитель представительства госкорпорации «Ростехнологии» в Омской области.

Награжден двумя орденами «Знак почета», несколькими медалям

Алексей Пантелеев

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 15 (068) 21 апреля

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий