Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

02 мая 2015 12.06

Александр Артемов: «Электоральная стоимость мандата вырастет»

Лидер омского отделения «Единой России» Александр Артемов рассказал «ДО» о политической партии языком предпринимателей.

Александр Васильевич, говоря языком бизнесменов, партия, по сути, та же корпорация, которая занимается производством влияния, власти. Есть ощущение, что после отмены прямых выборов глав муниципалитетов «Единая Россия» столкнется с кризисом, поскольку функция кадрового фильтра, которую она исполняла раньше, перейдет к депутатам и областной администрации.

— Я готов заключить пари с «Деловым Омском», что активность политических партий с началом выборов в органы местного самоуправления вырастет минимум на 50%. Давайте рассуждать логически. Допустим, я руководитель регионального отделения одной из многочисленных партий. У меня 20-30 членов. Нет кадровой, финансовой базы, поддержки бизнес-элит, и, как следствие, никакого интереса участвовать в выборных кампаниях. Я могу периодически, извините, что-то прокукарекать, но мне даже на листовки денег не хватит, чтобы 30-тысячный район ими покрыть.

А сейчас наступает новый этап формирования органов МСУ. Предположим, избирается 15 депутатов какого-нибудь райсовета. Условно 7 единороссов, 7 коммунистов и еще один представитель какой-либо партии. Нам нужно утвердить кандидатуру главы района. В этих реалиях даже один голос может стать решающим. И такая схема будет повсюду — начиная от поселенческого совета маленькой деревушки, кончая областным центром.

2-3 депутата в совете — уже сила! Это обеспечит большой интерес к выборам не только у крупных, но и у малых партий.

Цена мандата вырастет?

— Электоральная стоимость мандата вырастет многократно! Вы сказали, что партия теряет функцию кадрового фильтра. Наоборот! Фильтр, через который проходят депутаты, сделаем еще жестче. Будем отсеивать не только по таким причинам, как наличие уголовного дела, липового диплома... Без четкого плана социально-экономического развития территории никто этот фильтр не пройдет. А то многие хотят быть главой района, не понимая, что за персональной машиной и кабинетом стоят тяжелейшие проблемы. Есть выражение: «Если вам нужна помощь врача, идите к врачу, а не к человеку, который хочет стать врачом». Так и здесь.

Предыдущая система привела к власти в районах людей, которые чего только не наобещали — и бесплатный проезд до Омска, и прочее, не имея никаких бюджетных ресурсов для этого. Увы, многие покупаются на такие обещания.

Ужесточение фильтра не приведет к снижению спроса? Допустим, я предприниматель, который хочет стать главой района. Раньше ситуация была понятней: заручился поддержкой партии — и вперед на выборы. Теперь — все сложнее. Сейчас приходится проходить выборы в несколько этапов — согласование комиссией, избрание советом…

— А что в этом плохого? Человеку придется доказывать свое превосходство в сравнении с другими кандидатурами. Но глава района и должен уметь это делать. Для серьезных людей это не проблема. Ведь как порой бывает: не успел человек занять кресло, уже стал великим, начал звездить. Если руководитель хочет дойти до медных труб, ему прежде нужно преодолеть огонь и воду.

Кстати, есть распространенное заблуждение, что новая система — жесткая вертикаль и якобы губернатор имеет право в любой момент снять главу района. Закон не дает такой возможности. Человек будет работать 5 лет. Поэтому еще раз повторяю: роль партийного фильтра заметно возрастет.

Здесь вспоминается история с депутатом горсовета Игорем Погребняком, который публично выступил против воли партии. Как будете осуществлять конт-роль за партийной дисциплиной?

— Согласен, что уровень управленческих решений, связанных с деятельностью фракций, также придется усиливать. Мы этот вопрос обсуждали на недавнем заседании политсовета. Примерно 20% членов наших фракций — самовыдвиженцы. Принимать в ряды фракции таких товарищей впредь будем с большой осторожностью. Выборы глав по новой системе станут проверкой, насколько соблюдается партийная дисциплина в представительных органах власти.

Смена губернатора сказалась на партийной дисциплине? Люди стали чувствовать себя свободнее, независимее?

— Партия — общественный организм со всеми вытекающими. Вспомните начальную школу: когда в класс приходит новый учитель, начинается период адаптации. Кто-то шалит, кто-то, напротив, старается попасть в любимчики. В 1991 году, когда губернатором утвердили Леонида Полежаева, было то же самое.

Александр Васильевич, а разве партии еще кого-нибудь интересуют? После присоединения Крыма в стране осталось две партии — «За Крым» и «Против Крыма». Все остальные, в том числе и «Единая Россия», ушли на задний план.

— (Смеется). А давайте я задам встречный вопрос. Вы помните, какая партия была у власти при Рузвельте во время Второй мировой войны? Или при Черчилле? Об этом помнят только историки. В периоды обострения политической ситуации все внутренние конфликты уходят на второй план. Люди сплачиваются вокруг внешней угрозы. Даже если бы в Советском Союзе накануне войны было 10 партий, наверное, решающей роли это бы не сыграло. Каждый знал бы своего национального лидера — Сталина. Сейчас ситуация схожая. Существует серьезная внешняя угроза — санкции, есть национальный лидер Владимир Путин, вокруг которого объединилось большинство политических сил. Об этом можно говорить даже на примере Заксобрания области. Впервые я сталкиваюсь с таким пониманием со стороны наших оппонентов.

Вы возглавляете омское отделение партии с 2007 года. Не устали? Омские СМИ уже пророчат вам возвращение в аппарат губернатора...

— Когда что-то не получается, действительно чувствуешь внутреннюю усталость. Я вспоминаю прошлый год. Была тяжелая серия выборов, и в какой-то момент подступало желание сказать: «Хватит, мы не дорабатываем». Потом сели с коллегами, проанализировали ошибки и в новом цикле уже выиграли все, что можно было. Это дало новый толчок, появился драйв. Моя партийная должность регламентирована Уставом, в соответствии с которым я и работаю. Главное сейчас для меня — предстоящие осенью выборы.

Когда работали в аппарате губернатора, вас явно демонизировали. Ходил миф о всесильном Артемове — всевидящем оке. Теперь же, как пишет «СуперОмск», Степан Бонковский «дышит вам в спину». Каково это —оказаться в роли догоняемого?

— (Улыбается). Демонизировали не Артемова, демонизировали должность. О кураторах внутренней политики во всех регионах слагают самые разные легенды. Я общаюсь с Владимиром Компанейщиковым по ряду вопросов и вижу, насколько ему тяжело. Весь негатив, какой есть в регионе, стекается в его кабинет. Это одна из трех самых расстрельных должностей. У руководителя аппарата обширные полномочия, и часто приходится делать вещи, которые не нравятся некоторым группам влияния. Здесь временами нужно искать компромиссы, а порой и пресекать деятельность таких групп.

Что же касается «дышащих в спину», воспринимаю это как естественный процесс. Если бы не дышали, было бы хуже. Значит, пациент скорее мертв, чем жив. Если за тобой нет очереди, значит, ты никому не интересен. Замечательно, что в партии сформировалась скамейка запасных, и молодое поколение на подходе.

Вы упомянули о группах влияния. У вас много врагов?

— Я отвечу словами Путина. Главный наш враг — равнодушие и безынициативность. Персонально я никого не стал бы выделять. Сегодня это одни люди, завтра другие, послезавтра — они уже наши союзники. Такова логика политической жизни.

Раньше в Омске было пять врагов, которые ненавидели друг друга и никогда бы не пошли на переговоры. Сейчас во имя общей выгоды объединяются и вчерашние идейные оппоненты. Это тренд? По вашим ощущениям, мобильность во взаимодействии между омскими группами влияния сейчас выросла?

— Да, рост мобильности есть, и он усилится ближе к 2016 году — к выборам в Госдуму, Заксобрание. Но это не новый тренд — он вполне вписывается в логику электоральных циклов.

Вы говорите о выборах в Госдуму и Заксобрание, а что с досрочными губернаторскими выборами? Будут они в 2015 году?

— Я бы оценил шансы, как 50 на 50.

«Единая Россия» будет активно участвовать в этой кампании? Есть примеры, когда правящую партию отодвигают от губернаторских выборов. Скажем, так было в Приморском крае.

— Все зависит от того, какой рейтинг у партии в регионе. В Омской области «ЕР» — стержень политической силы. Губернатор Виктор Назаров является членом президиума регионального политсовета. Мы будем идти вместе и делить ответственность за то, что происходит в области. По последним данным, наше отделение занимает 18 место среди всех партийных организаций «Единой России» в 85 субъектах. Это очень хороший результат. А там, где рейтинг отделения, извините, ниже плинтуса, власть дистанцируется от партии.

Вы говорили о консолидации политических сил. Стоит ожидать, что действующего губернатора, если он все-таки будет выдвигаться, поддержат другие партии?

— Да, новые выборы в отличие от кампании 2003 года как раз и будут отличаться широким политическим представительством. Уже есть партии, которые поддерживают кандидатуру Назарова. Не хотел бы торопить события, но, возможно, «Справедливая Россия» подключится, «Патриоты России» поддержат, другие организации... Есть запрос на широкую политическую коалицию.

Насколько активно предприниматели включаются в избирательные процессы?

— Во все времена существовали, условно говоря, три группы предпринимателей. Первые говорят: «Зачем мне политика? Я занимаюсь бизнесом. Мне некогда».

Есть вторая категория. Люди, чей бизнес уже состоялся и которые хотят посвятить себя общественной работе, реализоваться на этом поприще. Не буду скрывать, есть и третья категория: такие депутаты приходят с корыстным интересом, хотят решать в парламенте свои проблемы в бизнесе. Но уверен, последних меньшинство.

Есть еще те, для которых мандат — «крыша»...

— А вот это уже чепуха. Возможно, много лет назад это и было актуально, но не сегодня. Любой сотрудник ДПС может остановить машину депутата и оштрафовать в случае нарушения. Я уже не говорю про более серьезные преступления. Так что мандат уже не является индульгенцией.

Досье

Александр Артемов родился в Таре. В 1985 году окончил ОмГПУ по специальности «Учитель истории и правоведения».

Избирался первым секретарем Тарского горкома ВЛКСМ, работал управляющим делами, заместителем главы администрации Тарского района.

Избирался депутатом Тарского городского совета двух созывов, членом Центрального комитета ЛКСМ России.

В 1997 году назначен председателем комитета по молодежной политике и туризму администрации Омской области.

В 1998 году — управляющий делами администрации Омской области.

В 2003 году стал вице-губернатором Омской области.

С 2004 года — заместитель секретаря политсовета омского регионального отделения партии «Единая Россия».

В 2007 году возглавил отделение партии.

В 2011 году избран депутатом Заксобрания Омской области по партийным спискам «Единой России». Возглавил одноименную фракцию.

Женат, два сына.

Станислав Жоглик

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 16 (069) 28 апреля

Самое актуальное в рубрике: Власть

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий