Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

12 мая 2015 17.06

Цифровое равноправие

Участники омского рынка телекоммуникаций уверены в параллельном развитии мобильного и проводного интернета. Совмещение преимуществ обеих технологий позволит конечному потребителю с большей эффективностью использовать доступ к глобальной сети.

Газета «Деловой Омск» продолжает серию круглых столов с представителями омского бизнеса и власти. Очередная встреча была посвящена перспективам развития телеком-отрасли. Руководители омских филиалов операторов мобильной связи, провайдеров фиксированного интернета, а также представители госорганов поделились своим видением проблем в сфере высоких технологий и обсудили перспективы развития мобильного и проводного интернета. Нашлось место и критике чиновников, которые не способствуют устранению цифрового неравенства в регионе. 
Отказ от конкуренции
Сколько ни пытались журналисты столкнуть лбами мобильных операторов и провайдеров фиксированного интернета, ни те, ни другие не согласились, что они конкурируют друг с другом на одной площадке доступа к глобальной сети. Региональный управляющий директор «Tele2 Омск» Олег Гильбурд заявил, что беспроводной и фиксированный доступ к сети — это разные услуги, дополняющие друг друга. 
«Да, мобильный интернет на 90% обеспечивает потребности человека: можно в пути просматривать новости, почту, пользоваться мобильным банком, но никому не придет в голову смотреть фильм с телефона в режиме онлайн. Для этого есть проводной безлимитный доступ к сети. Трудно найти абонента, который не является пользователем и мобильного, и фиксированного интернета одновременно», — говорит он. 
Взаимозависимость двух услуг нередко проявляется и в работе с корпоративными клиентами. Как утверждает директор по развитию компании «Смартком» Константин Кузнецов, в бизнес-сегменте у большинства компаний из различных секторов экономики зачастую возникает потребность в стабильном подключении. Проводной доступ в таких случаях намного надежнее мобильного. При этом у тех же банковских организаций или других юрлиц, работающих с защищенной информацией, возникает необходимость в запасном беспроводном канале передачи данных. 
Точку в несостоявшемся споре поставил заместитель начальника Главного управления информационных технологий и связи Омской области Юрий Дьячков, который объяснил, что параллельное развитие технологий привело к практически полному покрытию интернетом территории региона.     
«Сейчас уже 99% населения области имеет доступ к интернету тем или иным способом. При этом государство заинтересовано в том, чтобы цифровое неравенство было устранено полностью, и технологии дошли до оставшегося 1% граждан, которые проживают в малонаселенных пунктах, чаще всего на севере Омской области. Туда не приходят ни проводные ни мобильные операторы, потому что для них такие вложения оказываются нерентабельными», — посетовал Дьячков. 
Отток незначительный
Представители отрасли подтверждают, что возможности рентабельной экспансии практически исчерпаны. Директор омского регионального филиала ОАО «Мегафон» Игорь Беззубкин подчеркнул, что операторы в нынешних экономических реалиях вынуждены считать деньги и вкладываться в развитие уже существующего покрытия. 
«Расширение покрытия может быть только точечным. Главная задача — технологически развивать ту территорию, которую удалось покрыть мобильной связью. Сейчас происходит практически повсеместное внедрение стандарта LTE, в ближайшее время произойдет переход на LTE Advanced, что позволит операторам подстегнуть конкуренцию и предложить более качественные услуги для абонентов», — уверен руководитель филиала компании. 
По данным участников рынка, сотовая связь и интернет уверенно входят в потребительскую корзину россиян и занимает там от 1 до 1,5% расходов. Абоненты не готовы отказаться от услуги и даже сократить расходы на связь, поэтому во время кризиса падения выручки операторам ожидать не приходится. Хотя, по словам руководителя «Мегафона», в Омске проникновение сим-карт на душу населения достигло 180%. То есть у значительной части наших сограждан на руках есть 2-3 симки разных операторов связи. Естественно можно ожидать отток абонентов, которые из-за кризиса выберут одного поставщика услуг, но это падение будет несущественным и не превысит количество ежемесячных подключений новых пользователей.   
По словам представителя МТС Олега Прохорова, сложности в экономике в первую очередь повлияли на модернизационные планы компаний. Эксперт отмечает, что на первое место выходит эффективность и оправданность вложений в строительство. 
«Стоимость заемных денег в кризис значительно выросла. Все коммутационное оборудование, которое используют операторы, иностранного производства. Отечественной базы для IT-среды нет, то, что собиралось в России, — это лишь отверточная сборка. Баснословных инвестиций со стороны компаний в развитие сетей больше не будет. Операторы изменили планы развития и точечно сохранили стройки тех объектов, без которых сейчас нельзя обойтись», — подчеркнул Прохоров. 
Как утверждает руководитель омского филиала «Tele2», у населения сложилось странное представление, что мобильная связь не должна дорожать.
В кризис это приводит к серьезному дисбалансу. 
«У нас нет спада по выручке, но есть спад по эффективности, потому что компенсационные затраты растут. Участники рынка вынуждены закупать оборудование в валюте, повышать частотный ресурс, переплачивать за аренду, энергоснабжение и обслуживание базовых станций. Коммерческая компания не может работать в убыток», — говорит Олег Гильбурд. 
Битва за подъезд 
Провайдеры же сталкиваются с другими проблемами в развитии бизнеса.
С одной стороны, обеспечить услугой пользователей на отдаленной территории технологически проблематично и затратно: нужно проложить провод по кабельной канализации или пустить его на опорах. А с другой, чтобы завести кабель в квартиру или офис абонента, нужно заручиться разрешением собственника здания. Нередко процесс согласования встречает сопротивление. 
«В многоквартирных домах получить подписи более половины жильцов практически нереально. Поэтому внедрение новой инициативы Минкомсвязи, позволяющей обойтись без общего собрания жильцов, было бы нам очень на руку», — утверждает директор омского отделения компании «Энфорта» Владимир Шумавцов. 
Согласен с коллегой и директор по продажам корпоративным клиентам компании «Омские кабельные сети» Семен Розенберг, который объясняет, что конкуренция на рынке так велика, что появление новых игроков практически исключено. В подъезде каждого омича предлагают свои услуги 3-4 компании. Если прибавить к этому меню еще трех мобильных операторов, обеспечивающих доступ к скоростному мобильному интернету, то получается, что у абонентов почти всегда есть выбор из 6-7 игроков рынка. В такой ситуации убедить жильцов, что им нужен еще один поставщик услуг, который просверлит перекрытия и установит новую трубу в подъезде, практически нереально.
Государство не спешит на помощь 
Отдельную порцию критики от участников рынка, собравшихся за круглым столом, заслужили законодательные и исполнительные органы власти. В частности, представители провайдеров уверяют, что они не могут понять, почему госорганы, заинтересованные в устранении цифрового неравенства, не готовы предоставить условия для развития услуги. 
«Я последние полгода провел в командировке в Иркутске и могу сказать, что администрация этого региона действительно помогает операторам развивать рынок. Я специально привез из поездки пакет документов, которые уже передал в управление информационной политики Омской области, чтобы продемонстрировать чиновникам образец для подражания», —  рассказывает Олег Гильбурд. 
По словам эксперта, в Иркутске операторам предоставили льготный договор на подключение к электросетям «Иркутскэнерго», руководству компаний был передан список муниципальных и государственных объектов для размещения базовых станций, а прокуратура области провела проверки соответствия стоимости арендных участков под установку антенно-мачтовых сооружений. 
«К сожалению, у нас такой поддержки нет. И это притом, что по охвату населения услугами связи наш регион входит в первую десятку в стране. В Омской области население проживает компактно, преимущественно в городе, и не покрытыми остаются лишь часть сел на севере. Чиновники предлагают нам провести свои услуги в отдаленные деревни Усть-Ишимского района, где живет не больше 100 человек. Мы готовы на это только при условии, что государство согласится поделить расходы поровну. Например, власти могли бы построить антенно-мачтовые сооружения, а мы готовы повесить на них наше оборудование. К сожалению, у региона нет денег даже на это», — сетует Гильбурд. 
Более того, по словам участников рынка, в Омской области у мобильных операторов появилась уникальная проблема, с которой не сталкивались мобильные компании в других регионах. Специалисты областного минстроя требуют соблюдения СниПов 1974 года, уже устаревших, которые не были формально отменены. В частности, чиновники настаивают на том, что размер участка, выделяемый под антенно-мачтовое сооружение, должен варьироваться в зависимости от высоты базовой станции. Получается, что для строительства 40-метровой башни нужно арендовать участок длиной и шириной по 89 метров. Найти такие пустыри в черте города просто невозможно. Но в этом и нет технологической необходимости. В итоге операторы связи вместе с сотрудниками Главного управления информационных технологий в течение последних 2 лет активно борются с инерцией в минстрое, из-за которой чиновники не хотят встать на сторону участников рынка. 
«По законам некоторых регионов, антенно-мачтовые сооружения перестали являться объектами капитального строительства, а значит, операторам не нужно получать разрешение на их строительство. Если бы в Омске вместо соблюдения устаревшего СНиП приняли соответствующий региональный закон, то это бы  облегчило процедуру и помогло развитию рынка», — уверяет Игорь Беззубкин.
Сейчас уже 99% населения Омской области имеет доступ к интернету тем или иным способом. При этом государство заинтересовано в том, чтобы цифровое неравенство было устранено полностью.
? Директор омского филиала ОАО «Мегафон»
Игорь Беззубкин подчеркнул, что кризис не привел к оттоку клиентов.
? Технический директор филиала «Дом.ru» в Омске Владимир Мельников не видит конкуренции проводного и мобильного интернета.
? Представитель компании «Омские кабельные сети» Семен Розенберг затронул важный вопрос взаимоотношений операторов с управляющими компаниями.
? Региональный управляющий директор «Tele2 Омск» Олег Гильбурд рассказал о возросших издержках операторов на покупку иностранного оборудования.
? Представители провайдеров Константин Кузнецов («Смартком») и Владимир Шумавцов («Энфорта») утверждают, что бизнес-сегмент выбирает проводное соединение.
? Представители отрасли уверены, что время технологической экспансии окончено.  На переднем плане Олег Прохоров (МТС).

Газета «Деловой Омск» продолжает серию круглых столов с представителями омского бизнеса и власти. Очередная встреча была посвящена перспективам развития телеком-отрасли. Руководители омских филиалов операторов мобильной связи, провайдеров фиксированного интернета, а также представители госорганов поделились своим видением проблем в сфере высоких технологий и обсудили перспективы развития мобильного и проводного интернета. Нашлось место и критике чиновников, которые не способствуют устранению цифрового неравенства в регионе. 

Отказ от конкуренции

Сколько ни пытались журналисты столкнуть лбами мобильных операторов и провайдеров фиксированного интернета, ни те, ни другие не согласились, что они конкурируют друг с другом на одной площадке доступа к глобальной сети. Региональный управляющий директор «Tele2 Омск» Олег Гильбурд заявил, что беспроводной и фиксированный доступ к сети — это разные услуги, дополняющие друг друга. 

«Да, мобильный интернет на 90% обеспечивает потребности человека: можно в пути просматривать новости, почту, пользоваться мобильным банком, но никому не придет в голову смотреть фильм с телефона в режиме онлайн. Для этого есть проводной безлимитный доступ к сети. Трудно найти абонента, который не является пользователем и мобильного, и фиксированного интернета одновременно», — говорит он. 

Взаимозависимость двух услуг нередко проявляется и в работе с корпоративными клиентами. Как утверждает директор по развитию компании «Смартком» Константин Кузнецов, в бизнес-сегменте у большинства компаний из различных секторов экономики зачастую возникает потребность в стабильном подключении. Проводной доступ в таких случаях намного надежнее мобильного. При этом у тех же банковских организаций или других юрлиц, работающих с защищенной информацией, возникает необходимость в запасном беспроводном канале передачи данных. 

Точку в несостоявшемся споре поставил заместитель начальника Главного управления информационных технологий и связи Омской области Юрий Дьячков, который объяснил, что параллельное развитие технологий привело к практически полному покрытию интернетом территории региона.

«Сейчас уже 99% населения области имеет доступ к интернету тем или иным способом. При этом государство заинтересовано в том, чтобы цифровое неравенство было устранено полностью, и технологии дошли до оставшегося 1% граждан, которые проживают в малонаселенных пунктах, чаще всего на севере Омской области. Туда не приходят ни проводные ни мобильные операторы, потому что для них такие вложения оказываются нерентабельными», — посетовал Дьячков. 

Отток незначительный

Представители отрасли подтверждают, что возможности рентабельной экспансии практически исчерпаны. Директор омского регионального филиала ОАО «Мегафон» Игорь Беззубкин подчеркнул, что операторы в нынешних экономических реалиях вынуждены считать деньги и вкладываться в развитие уже существующего покрытия. 

«Расширение покрытия может быть только точечным. Главная задача — технологически развивать ту территорию, которую удалось покрыть мобильной связью. Сейчас происходит практически повсеместное внедрение стандарта LTE, в ближайшее время произойдет переход на LTE Advanced, что позволит операторам подстегнуть конкуренцию и предложить более качественные услуги для абонентов», — уверен руководитель филиала компании. 

По данным участников рынка, сотовая связь и интернет уверенно входят в потребительскую корзину россиян и занимает там от 1 до 1,5% расходов. Абоненты не готовы отказаться от услуги и даже сократить расходы на связь, поэтому во время кризиса падения выручки операторам ожидать не приходится. Хотя, по словам руководителя «Мегафона», в Омске проникновение сим-карт на душу населения достигло 180%. То есть у значительной части наших сограждан на руках есть две-три симки разных операторов связи. Естественно можно ожидать отток абонентов, которые из-за кризиса выберут одного поставщика услуг, но это падение будет несущественным и не превысит количество ежемесячных подключений новых пользователей.

По словам представителя МТС Олега Прохорова, сложности в экономике в первую очередь повлияли на модернизационные планы компаний. Эксперт отмечает, что на первое место выходит эффективность и оправданность вложений в строительство. «Стоимость заемных денег в кризис значительно выросла. Все коммутационное оборудование, которое используют операторы, иностранного производства. Отечественной базы для IT-среды нет, то, что собиралось в России, — это лишь отверточная сборка. Баснословных инвестиций со стороны компаний в развитие сетей больше не будет. Операторы изменили планы развития и точечно сохранили стройки тех объектов, без которых сейчас нельзя обойтись», — подчеркнул Прохоров. Как утверждает руководитель омского филиала «Tele2», у населения сложилось странное представление, что мобильная связь не должна дорожать.

В кризис это приводит к серьезному дисбалансу. «У нас нет спада по выручке, но есть спад по эффективности, потому что компенсационные затраты растут. Участники рынка вынуждены закупать оборудование в валюте, повышать частотный ресурс, переплачивать за аренду, энергоснабжение и обслуживание базовых станций. Коммерческая компания не может работать в убыток», — говорит Олег Гильбурд.

Битва за подъезд 

Провайдеры же сталкиваются с другими проблемами в развитии бизнеса. С одной стороны, обеспечить услугой пользователей на отдаленной территории технологически проблематично и затратно: нужно проложить провод по кабельной канализации или пустить его на опорах. А с другой, чтобы завести кабель в квартиру или офис абонента, нужно заручиться разрешением собственника здания. Нередко процесс согласования встречает сопротивление. «В многоквартирных домах получить подписи более половины жильцов практически нереально. Поэтому внедрение новой инициативы Минкомсвязи, позволяющей обойтись без общего собрания жильцов, было бы нам очень на руку», — утверждает директор омского отделения компании «Энфорта» Владимир Шумавцов. 

Согласен с коллегой и директор по продажам корпоративным клиентам компании «Омские кабельные сети» Семен Розенберг, который объясняет, что конкуренция на рынке так велика, что появление новых игроков практически исключено. В подъезде каждого омича предлагают свои услуги три-четыре компании. Если прибавить к этому меню еще трех мобильных операторов, обеспечивающих доступ к скоростному мобильному интернету, то получается, что у абонентов почти всегда есть выбор из шестит-семи игроков рынка. В такой ситуации убедить жильцов, что им нужен еще один поставщик услуг, который просверлит перекрытия и установит новую трубу в подъезде, практически нереально.

Государство не спешит на помощь Отдельную порцию критики от участников рынка, собравшихся за круглым столом, заслужили законодательные и исполнительные органы власти. В частности, представители провайдеров уверяют, что они не могут понять, почему госорганы, заинтересованные в устранении цифрового неравенства, не готовы предоставить условия для развития услуги. 

«Я последние полгода провел в командировке в Иркутске и могу сказать, что администрация этого региона действительно помогает операторам развивать рынок. Я специально привез из поездки пакет документов, которые уже передал в управление информационной политики Омской области, чтобы продемонстрировать чиновникам образец для подражания», —  рассказывает Олег Гильбурд. 

По словам эксперта, в Иркутске операторам предоставили льготный договор на подключение к электросетям «Иркутскэнерго», руководству компаний был передан список муниципальных и государственных объектов для размещения базовых станций, а прокуратура области провела проверки соответствия стоимости арендных участков под установку антенно-мачтовых сооружений. «К сожалению, у нас такой поддержки нет. И это притом, что по охвату населения услугами связи наш регион входит в первую десятку в стране. В Омской области население проживает компактно, преимущественно в городе, и не покрытыми остаются лишь часть сел на севере. Чиновники предлагают нам провести свои услуги в отдаленные деревни Усть-Ишимского района, где живет не больше 100 человек. Мы готовы на это только при условии, что государство согласится поделить расходы поровну. Например, власти могли бы построить антенно-мачтовые сооружения, а мы готовы повесить на них наше оборудование. К сожалению, у региона нет денег даже на это», — сетует Гильбурд. 

Более того, по словам участников рынка, в Омской области у мобильных операторов появилась уникальная проблема, с которой не сталкивались мобильные компании в других регионах. Специалисты областного минстроя требуют соблюдения СниПов 1974 года, уже устаревших, которые не были формально отменены. В частности, чиновники настаивают на том, что размер участка, выделяемый под антенно-мачтовое сооружение, должен варьироваться в зависимости от высоты базовой станции. Получается, что для строительства 40-метровой башни нужно арендовать участок длиной и шириной по 89 метров. Найти такие пустыри в черте города просто невозможно. Но в этом и нет технологической необходимости.

В итоге операторы связи вместе с сотрудниками Главного управления информационных технологий в течение последних двух лет активно борются с инерцией в минстрое, из-за которой чиновники не хотят встать на сторону участников рынка. «По законам некоторых регионов, антенно-мачтовые сооружения перестали являться объектами капитального строительства, а значит, операторам не нужно получать разрешение на их строительство. Если бы в Омске вместо соблюдения устаревшего СНиП приняли соответствующий региональный закон, то это бы  облегчило процедуру и помогло развитию рынка», — уверяет Игорь Беззубкин.

Сейчас уже 99% населения Омской области имеет доступ к интернету тем или иным способом. При этом государство заинтересовано в том, чтобы цифровое неравенство было устранено полностью.

Александр Набатов

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 17 (070) 12 мая


Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий