Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

19 мая 2015 11.47

Константин Симаков: «Сначала дружба, потом бизнес»

Совладелец группы компаний «Музыка и кино» Константин Симаков рассказал «ДО» о бизнесе в Омской крепости и о том, что является крепостью в бизнесе.

Константин Николаевич, вы с вашим партнером Денисом Кошелем предложили концепцию развития бизнеса на территории Омской крепости. А ему место в историческом центре?

— А почему нет? Вспомните Суздаль. Развитая туристическая инфраструктура этого города позволяет и бизнесу процветать. Работают агентства, экскурсии, услуги... В бюджет поступают налоги, и при этом здания, в которые зашли предприниматели, содержатся в надлежащем состоянии. И таких примеров более чем достаточно. Это абсолютно цивилизованная история. Безусловно, при этом государство должно контролировать бизнес — содержание зданий, целевое использование, согласование фасадов, вывесок — иначе любой исторический объект можно превратить в бардак.

Согласно вашей концепции, на территории крепости должны появиться отель, общепит, мастерские, зал торжеств, детский досуговый центр... Чем обусловлен выбор именно этих сфер?

— Мы исходили из простой идеи: чем люди в этом месте занимались исторически, такой бизнес и нужен. Была здесь кухня-столовая — давайте сделаем кафе. Были мастерские — давайте организуем их.

Отель — это, я так понимаю, намек на каторжников...

— (Смеется.) Во всех цивилизованных городах, помимо сетевых отелей Hilton, Marriott, Ibis и других, существуют так называемые бутик-отели. У наших соседей в Новосибирске, Томске, Красноярске я их видел. В нашем же городе, вежливо говоря, нет таких заведений соответствующего качества. Уникальность территории Омской крепости заключается в том, что там нет проезжей части. Тишина, покой. Номера можно размещать на первом этаже без ущерба для комфорта гостей. При этом человеку будет приятно выйти из отеля и оказаться в исторической части города, попить кофе здесь же на террасе, прогуляться по отреставрированной набережной.

Что за предприниматели разместятся в мастерских?

— В Омске есть уникальные люди. Скажем, микроминиатюрист Анатолий Коненко и другие мастера, которые сегодня не известны широкой публике. Недавно я оказался на выставке Коненко в музее имени Врубеля. С удовольствием там побродил, хотел даже что-нибудь приобрести. Так почему бы не дать этим людям показать себя, свои работы и при этом заработать. Они — гордость нашего города.

Планировать общепит на этой территории не рискованно, учитывая кризис в этой отрасли?

— Речь ведь идет не о ресторане, а о кондитерской-кафе в купеческом стиле. Здание, где мы предлагаем его построить, — единственное, у которого можно запроектировать парковку. Покупатель приехал, купил тортик, кофе и уехал. Этот формат популярен в молодежном сегменте. Мы видим, как дела идут в хороших кондитерских в центре города — там же припарковаться нереально! Значит, услуга востребована. Тем более, рядом не самые бедные люди живут.

Какие перспективы у зала торжеств?

— Чем сейчас увлечена наша молодежь? Селфи, фотографией! Чем красивее будут свадебные фото в особых интерьерах, тем популярнее будет место. Уверен, люди готовы за это платить. Такие услуги сейчас предоставляет музей имени Врубеля, раньше — драмтеатр. Это хорошее начинание. Но нужен специализированный зал. В Москве это развитый бизнес, там очереди в такие места. Снял помещение на несколько часов, зарегистрировал брак, тут же небольшой фуршет с близкими устроил. Никаких гуляний до утра там, конечно, не будет. Кроме того, здесь можно проводить государственные мероприятия — награждения, приемы, например.

Еще один объект, который мы предлагаем разместить на этой территории, — это коммерческий детский досуговый центр: кружки, иностранные языки, моделирование, шахматы, поделки. В округе гуляет немало ребятишек. Это направление будет востребованным, поскольку многие родители ориентированы на дополнительную подготовку детей. А возить ребенка в Дворец пионеров не всем удобно. Вот такие предложения, по сути, нами были внесены в администрацию города.

Министр культуры РФ Владимир Мединский говорил о возможности построить там кинотеатр. Прорабатывали этот вопрос?

— Да. В свое время мы владели кинотеатром «Кристалл» и изнутри понимаем, как этот бизнес работает. На этой территории в принципе невозможно сделать рентабельный коммерческий кинотеатр. Во-первых, нет подходящего помещения для обязательного сейчас мультиплекса, нет высоты потолков, достаточной для уклона зала. Во-вторых, рядом три крупных кинотеатра: конкуренция очень высокая.

Есть еще вариант, он подсмотрен в других странах. Летом, по выходным, когда тепло, можно выставить сцену и показывать кино бесплатно. Создать в этом месте центр притяжения, тусовку. Крутить фильмы — немое, артхаусное, популярное кино. Потом создать киноклуб, обсуждать. Этот формат хорошо работает под открытым небом. В техническом плане его реализовать несложно. Зимой же на эту территорию нужно переносить городскую елку. Сейчас она располагается у администрации, но, когда рядом с мэрией жарят шашлыки, согласитесь, это как-то неправильно. А в Омской крепости елка разместится органично. Тут же можно сделать горку, и, если правильно составить проект, можно пропустить ее как раз через Тобольские ворота.

Историки не возбудятся?

— Наверняка кто-то скажет, что это кощунство. Но я уверен, в этом есть польза. Если ребенок пять раз съедет с горки через Тобольские ворота, он уже невольно заинтересуется: «А что это за ворота, что за крепость?».

Эту концепцию вы разрабатывали под себя? Готовы взяться за каждое направление, если выиграете конкурс?

— Естественно, мы предложили те сферы, бизнес-модель которых нам понятна. Можно было много чего напридумывать, скажем, аквапарк, а потом сказать: «Делайте его как-то сами». Но это несерьезно. Мы готовы взяться за любой из этих проектов. И не потому, что концепция наша, а потому, что это реальный бизнес.

В чем сейчас основная сложность для реализации вашей концепции?

— По сути, мы свою работу сделали. Предложили вариант, его одобрили. Теперь нужно решить юридические нюансы. Ведь предыдущий проект прошел государственную экспертизу, которая подтвердила количество объектов, их назначение и финансирование. А как теперь действовать? Мы же не можем сказать, мол, был музей, а стал отель. Никто на это не пойдет. Наверное, нужно собираться представителям департамента строительства, культуры, другим специалистам и обсуждать, как эту проблему решить.

Если все пройдет удачно, сколько инвестиций понадобится вложить победителям конкурса в развитие этих объектов? Скажем, в отель?

— Все зависит от результатов экспертизы. Предприниматель должен понимать, что заложено в проект согласно госфинансированию. Если в смету входят только стены и ему придется заниматься внутренней отделкой — это одни деньги, если здания, условно говоря, сдают под ключ, а с частника требуется только докупить оборудование — совсем другие. Поэтому когда предприниматель получит на руки конкретное предложение: вот объект в таком состоянии, такие условия аренды, — он начнет считать.

Реально реализовать концепцию к юбилею?

— При хорошем финансировании это возможно. «Арену-Омск» за год же построили. Хотя я скептически смотрел на эти планы.

А почему вы считаете, что бизнес в Омской крепости пойдет? Замеряли трафик?

— Сейчас на этой территории ничего нет и людей нет. Но, вспомните, на речном вокзале тоже ничего не происходило, пока не открыли кинотеатр, кафе, развлекательный центр. Но, кроме создания бизнес-проектов, на этой территории должна быть постоянная «движуха» — мероприятия, презентации, выставки... Владельцы объектов могут заказывать какие-то эвенты — им это выгодно.

Сейчас не лучшие времена для ведения бизнеса. Тот же общепит сильно просел. Ваша компания — давний участник этого рынка, как переживаете кризис?

— Для выживания ресторанного бизнеса нужны вера владельца в свое дело и желание бороться за него до конца. Конечно, если предприниматель сидит на аренде и не может договориться с арендодателем — будет тяжело. Как, например, один ранее успешный пивной ресторан на ул. Ленина: стороны не смогли прийти к согласию, в итоге оба пострадали. Еще одно важное условие — доверие клиента. Наш «Сенкевич» уже сколько кризисов пережил, но работает, чего и всем желаю. Понятно, что сегмент изменится. Люди готовы ходить в рестораны и дальше, но платить чуть-чуть меньше. Здесь два пути: снижать цены себе в убыток или уменьшать порции. Уверен, человек придет в заведение и на меньшую порцию, ведь в жизни каждого происходят события, которые нельзя не отметить в ресторане. Но, надеюсь, что никаких радикальных мер нам предпринимать не придется.

Ваша компания открыла в Томске несколько точек общепита. Почувствовали разницу ведения бизнеса в Омске и в маленьком Томске?

— Да, мы открыли в ТК «Изумрудный город» четыре ресторана. В Томске нет «Меги», и это крупнейший торговый комплекс в регионе. Я бы не сказал, что есть принципиальные отличия между ведением бизнеса в Томске или Омске. Любой бизнесмен, чем бы он ни занимался, проходит определенные этапы согласований, адаптации к разрешительной системе, госконтролю. И, если ты выполняешь все требования пожарной инспекции, СЭС, а мы их выполняем, особых проблем у тебя не будет.

Программу «Ревизорро» не боитесь?

— (Смеется.) Иначе к нам просто не пойдут люди. С другой стороны, в нашей стране зачастую работает иная психология. Новосибирский ресторан, который раскритиковали в программе «Ревизорро», мгновенно стал популярным. Все захотели посетить заведение, которое показали по телевизору.

ГК «Музыка и кино» ушла с привокзальной площади?

— Да. Это длинная история. Еще в 2004 году мы разработали концепцию реконструкции площади. Основная идея — максимальное раскрытие площади за счет урбанизации подземного пространства — всю торговлю и услуги мы предложили перенести в подземный торговый комплекс, а для его строительства, связанного со сносом части ветхих строений «Почты России», возвести пристройку к ее зданию. Нами была подготовлена и согласована проектная документация, прошедшая областной и городской градсоветы, арендовано несколько участков на площади, выигран аукцион на право аренды земель РЖД… Затрачены миллионы. Однако несовершенство законодательства об инвестициях того времени, а также отсутствие координации между властями и субъектами разных уровней привели к заморозке этого проекта. А жаль.

Ваша компания держится на нескольких лидерах, как вы уживаетесь?

— Мы просто дружим много лет. Расставляя приоритеты — дружба или бизнес, мы выбираем дружбу. Правда, нам никто не верит (Смеется.). Но это так. Этой дружбе уже почти 25 лет. Мы стали бизнесменами в 19.

Как распределяете сферы?

— Важно не то, как распределяются обязанности, а то, как переносятся неудачи. Как говорится, у победы много отцов, а поражение всегда сирота.

Досье

Константин Симаков родился 5 июля 1972 года в Омске. Окончил юрфак ОмГУ. Во время учебы на третьем курсе вместе с однокашниками создал юридическую фирму, занимался торговлей.

Позже была образована компания «Музыка и кино», на базе которой реализованы многие проекты в сфере общественного питания, развлекательных услуг и медиабизнеса.

Женат, воспитывает дочь и сына. Хобби — большой теннис, баскетбол, дайвинг.

Справка

ООО «Музыка и кино» (группа компаний) развивает в Омске сеть кафе-бистро «Курочка рядом», сеть ресторанов «Сибирская корона», управляет ресторанами «Сенкевич», «Арена», караоке-баром «Огурцы», по договору франшизы — трактиром «Елки-Палки» и кондитерскими Cinnabon. Также по франшизе открыло в томском торговом центре «Изумрудный город» заведения общепита известных брендов — ресторан «Маленькая Япония», кофейни «Шоколадница», «Сбарро» и «Восточный базар». Под управлением группы находятся торговый центр «Кристалл», компания по прокату сценического оборудования «Октава» и другие активы.

Финансовые показатели группы за 2014 год не раскрываются.

Станислав Жоглик

Алексей Пантелеев

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 18 (071) 19 мая

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Павел Петрович
Первое позитивное интервью за последние 12 лет. Похоже на предвыборную программу 2017 года. Таким предпринимателям можно доверять. В сфере омских услуг дефицит на Отцов, умеющих побеждать и не оставлять осиротевшими направления, за которые они взялись. Сильно и стильно. Передовая рекламная общественность окажет любую посильную морально-материальную поддержку проекта.
19 мая, 13:56 | Ответить