Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

19 мая 2015 13.55

ИДУ НА ВЫборы

Виктор Назаров объявил об участии в досрочных выборах губернатора Омской области. Избирательная кампания покажет — научился ли он выстраивать коммуникации, искать ресурсы, противостоять оппонентам.

13 сентября в Омской области впервые за 12 лет пройдут выборы губернатора. Политологи спорят, насколько удачно выбрано время. Говорят, в 2014 году ситуация была более благоприятной для победы действующего главы региона. В воздухе еще витал ветер перемен, Юрий Гамбург числился в обойме, правительство не охватила чума уголовных дел, 300-летие так не давило на мозг своей незавершенностью, а конкуренты еще не созрели для полноценной борьбы. Вероятно, специалисты правы. В прошлом году Назаров проскочил бы выборы, как кузнечик, отделавшись легким испугом. Результат, скорее всего, составил бы 75-80%. Это позволило бы Виктору Ивановичу на долгие пять лет укрепиться в мысли, что ситуация находится под контролем. «Второе» губернаторство досталось бы ему так же легко, как и «первое», в силу случайного стечения обстоятельств.

В данном же случае главе региона поневоле придется взбодриться. Дальше откладывать некуда — в 2016 году выборы в Госдуму и Заксобрание, в 2018 году — выборы президента, и кремлевской администрации нужно четко осознавать, что на территории есть легитимный хозяин. Системный кризис — идеальная обстановка для становления жесткого, но гибкого, харизматичного и популярного управленца. Убеди или уйди! Глупо надеяться на биографа, надо собственноручно вписывать свое имя в историю региона. Чиновники любят повторять обрыдлую фразу о том, что кризис — это время возможностей. Пора доказывать ее на собственном примере.

Сегодня рейтинг губернаторского кресла выше рейтинга самого Назарова. В этом нет ничего удивительного. С этим столкнулись все назначенные региональные лидеры. Однако далеко не всем удается воспарить над креслом, подобно герою фильма «Бердмен». В народе имена настоящих правителей уважительно сокращают до аббревиатур: ВВП, ЕБН, ЧВС, БАБ... Назаров еще не заработал свой — ВИН на лацкан пиджака, как, впрочем, и Леонид Полежаев к 1995 году еще не стал ЛКП. У него еще все впереди.

Избирательная кампания — это прогулка по канату, натянутому от Заксобрания к Успенскому собору, холдингу «Акция», мэрии, горсовету и так далее по всем городам и весям Омской области. Прежде чем научиться ходить по земле, придется научиться летать.

Станислав Жоглик

Комментарии:

Кампания будет острой, потому что мы участвуем

Александр Кравец, депутат Государственной Думы от КПРФ

Сколько

По нашим оценкам, для действующей власти один голос обойдется в шесть евро. Кампания будет дорогостоящей, даже с учетом использования административного ресурса. Намекну, когда избирался мэром Виктор Шрейдер, один из его основных конкурентов потратил 250 млн рублей. Это в городе! С учетом области получится еще больше. У нашей партии расходы всегда в разы меньше. Мы много делаем на энтузиазме. Нам на один голос нужно потратить один рубль.

Ресурсы

За каждым кандидатом стоят разные силы. За Виктором Назаровым — безусловно, «Газпром» и бизнес, который связан с властью. С деньгами у них проблем не будет. Там уже давно работают политтехнологи и в аппарате облправительства, и в медиапроектах — взять того же директора 12 канала господина Малькевича. Очевидно, приедут и другие специалисты «стричь зелень».

Кандидаты

Мы выдвигаем Олега Денисенко, он и составит основную конкуренцию исполняющему обязанности губернатора. У нас будет строгая отчетность по расходованию партийных и спонсорских денег.

Обязательно подыщут технического кандидата, возможно, поучаствует человек от ЛДПР и «Справедливой России», чтобы оттянуть протестный электорат. Кампания будет острая, потому что мы будем участвовать. Вести Назарова будут серьезные ребята. Это опытный в таких делах руководитель местного отделения партии «Единая Россия» Александр Артемов и Сергей Попов, курирующий нашу область от президиума политсовета этой партии.

Риски и прогнозы

Риски у Виктора Назарова — в шлейфе тянущихся уголовных дел ближайшего окружения и скандалы, связанные с его именем. Кроме того, значительная часть местной элиты подожмет хвост и будет внимательно смотреть, кто побеждает в развернувшейся борьбе. Мой прогноз на исход выборов такой. То, что Олег Денисенко победит, — 60%, Виктору Назарову оставляю 40% шансов на удачу.

У Денисенко больше шансов, у Назарова — возможностей

Сергей Старовойтов, политический консультант

Сколько

Любая избирательная кампания оценивается по-разному. На такой регион, как Омская область, можно потратить и 700 млн рублей. Все зависит от инструментов, которые будут использоваться, с каким размахом решат вести кампанию. Но с учетом использования административного ресурса и при отказе светиться в прессе на федеральном уровне, можно и в 350 млн утолкаться.

Ресурсы

Назарову деньги даст «Газпром», но не все. Будет фонд, куда вложится заинтересованный бизнес. КПРФ будет действовать по той же схеме. Не будем забывать, что Олег Денисенко не бедный человек, связан с серьезными московскими строительными структурами.

Кандидаты

Кроме этих двух персон, госпожа Мизулина должна выставиться, если она думает об укреплении позиций своей партии «Справедливая Россия» в регионе. Возможно появление кандидата от мелкой и средней буржуазии, но представители этого класса у нас очень трусливы. А жаль.

Назарову выгодно выступить на фоне низкой явки и получить хорошие результаты. А КПРФ выгодно привлечь свой электорат, но для этого нужно вести агрессивную кампанию.

Риски и прогнозы

У Назарова есть серьезные риски. Он пришел на волне усталости от Полежаева. Были завышенные ожидания перемен, и он их не оправдал. Запрос остается по-прежнему актуальным. Это просто катастрофа для его предвыборной кампании. У него сплошные скандалы в окружении, связанные с уголовными делами. Конкуренты обычно ищут такие дела, а здесь и искать не нужно.

Что касается результатов, то пока прогнозы делать рано. Главные претенденты, как спортсмены, выходят на старт, и все зависит от подготовленности. Сейчас шансов больше у Денисенко, а у Назарова больше возможностей.

Главное — поднять узнаваемость

Ян Зелинский, депутат Государственной Думы от ЛДПР

Сколько

Стоимость предвыборной кампании определяется целью, которую ставит перед собой кандидат. Но главное не затраты, а узнаваемость человека. Насколько он отвечает интересам людей. Вот меня сразу узнают везде не только в Омске, но и во всех районах области.

Кандидаты

На совете партии ЛДПР моя кандидатура лично одобрена Владимиром Вольфовичем Жириновским на выборы губернатора Омской области. Мы ожидаем, что будет три основных претендента. Это Виктор Назаров, Олег Денисенко и я. Госпожа Мизулина не выдвинется. Она сейчас дрейфует в сторону Общероссийского народного фронта или партии «Родина», а в таких условиях лучше молчать.

Со стороны Виктора Назарова будут предприняты все попытки провести кампанию вяло, но мы проведем ее так, чтобы максимально привлечь своих избирателей.

Риски

К рискам исполняющего обязанности губернатора можно отнести все. И дороги, и команду, и ситуацию в экономике. А главное — сорванные программы к 300-летию Омска. Остался год до этого события, и как раз время спросить, а что собственно сделано?

Открытость Назарова — его преимущество

Александр Малькевич, гендиректор «ГТРК-Омск» (12 канал)

Сколько

В прежние времена расчеты специалистов «для новичков» производились из логики в среднем три-четыре доллара за голос, но сегодня в связи с колебаниями курса валют ситуация изменилась в меньшую сторону. Плюс — нет ни времени, ни возможности, да и особой необходимости сорить деньгами. Для чего? Если нет задачи заработать, выборы такого уровня можно провести, что называется, «ниже себестоимости». Другое дело, что некоторые кандидаты, бросающие вызов действующей власти, явно готовы тратить много, а их штабы будут им в этом активно «помогать».

Я считаю, что кампанию можно удешевить, если отказаться от услуг заезжих политтехнологов. Уверен: местные специалисты достаточно хорошо знают региональные проблемы, понимают, как с ними бороться. Возможно, приезжие консультанты (из числа тех, кто вел губернаторские кампании последних лет, скажем так, в новых реалиях) способны дать несколько советов или провести экспертизу некоторых идей, но не больше. Времени вводить их в курс дел уже нет.

Ресурсы

У Виктора Назарова достаточно единомышленников в регионе. Он человек порядочный, открытый, вызывающий симпатию у людей. В этом его преимущество, которое нужно использовать. Он эффективен в открытой работе с населением, с большими аудиториями, покоряет людей своим обаянием. Это поможет ему заручиться поддержкой жителей. У Назарова есть шанс стать реально народным губернатором по итогам этой кампании.

Кандидаты

Я считаю, что все парламентские партии и другие политические силы должны так или иначе заявиться для участия в выборах. В рамках круглого стола, который я вел на апрельском Гражданском форуме, я посмотрел на представителей разных партий и могу сказать, что как минимум «Родина», «Яблоко», «Патриоты России» должны активно включиться в этот процесс. Удастся ли их кандидатам преодолеть муниципальный фильтр — другой вопрос, но попытаться надо. Через год — выборы в Госдуму, Заксобрание. Нынешняя кампания — шанс показать себя.

Прогнозы

13 сентября — единый день голосования. Жители будут выбирать не только губернатора, но и муниципальные власти, которые определяют их жизнь на местах. Этот фактор должен способствовать увеличению явки. По сути, речь идет о полном формировании власти снизу вверх; возможно, о существенном ее обновлении. Думаю, если итоговый результат Виктора Назарова окажется в пределах 58-64% голосов избирателей, это будет и правильно, и достойно.

Подготовил Анатолий Шестаков

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 18 (071) 19 мая

Самое актуальное в рубрике: Власть

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий