Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

15 июня 2015 13.48

Миллион на газон

Омский рынок ландшафтного дизайна, практически не просевший из-за кризиса, будет расти в том числе за счет спроса на благоустройство нежилых объектов.

По оценке финансового аналитика ИХ «Финам» Тимура Нигматуллина, объем омского рынка ландшафтного дизайна составил на январь 2015 года менее 250 млн руб.

Федеральные эксперты говорят о падении спроса и прогнозируют в дальнейшем сокращение рынка на несколько десятков процентов. Однако местные специалисты отмечают обратную тенденцию — спрос на ландшафтную архитектуру в Омске стабильно растет. При этом объем рынка в денежном выражении существенно не увеличивается из-за того, что стоимость услуг дизайнеров уменьшается — некоторые компании вынуждены демпинговать, чтобы составить конкуренцию гастарбайтерам и сохранить клиентов.

Сезон охоты на цветы

Омский рынок ландшафтного дизайна начал развиваться в начале 2000-х, когда, следуя европейской тенденции, в городе появились многочисленные компании по благоустройству территорий. Однако к этому моменту стабильный спрос на услуги ландшафтных дизайнеров еще не сформировался, поэтому часть только что начавших работу компаний вынуждена была вскоре уйти с рынка.

Сейчас, по данным справочника 2GIS, услуги ландшафтного дизайна в Омске предлагают около 50 организаций, а также официально незарегистрированные бригады и индивидуальные дизайнеры. При телефонном опросе «ДО» выяснил, что некоторые компании из этой полусотни прекратили существование либо сменили профиль работы. Наряду с благоустройством участков многие из игроков рынка предлагают услуги дизайна интерьеров, реализуют посадочный материал и садово-огородный инвентарь, занимаются ремонтом и отделкой помещений.

Разноплановость компаний в этом виде бизнеса игроки считают оправданной и логичной. До 85% годового объема заказов ландшафтные дизайнеры получают в период с мая по сентябрь. «Пик спроса приходится на май-июнь, — поясняет руководитель компании «Газон 55» Сергей Перепеча. — В августе «просыпаются» те, кто хотят хоть что-то успеть сделать в преддверии зимы либо подготовить свой участок к холодам».

В остальное время года создавать альпинарии, рокарии, газоны и водоемы невозможно. Учитывая сезонность этого бизнеса, его владельцы могут выжить, только если параллельно занимаются другим или смежным видом деятельности.

«Чтобы иметь возможность сохранить работников на период межсезонья, некоторые компании зимой выращивают цветы в теплицах, — отмечает ланд-шафтный дизайнер Анатолий Агафонов. — Свое хозяйство позволяет круглогодично держать штат, платить работникам зарплату, а не увольнять их до мая».

Впрочем, тепличная работа является не только хлопотной, но и сопровождается рыночными сложностями. По словам Агафонова, в последние годы серьезную конкуренцию владельцам парников составляют крупные строительные магазины, которые успешно продают свой посадочный материал.

«Занимаясь исключительно ландшафтным дизайном, выжить проблематично, — уверен владелец компании «Лужок» Сергей Мартынов. — Ведь никто не может гарантировать, что ты будешь обеспечен необходимым количеством заказов».

Ноль без палочки

Благоустройство участков, как говорят представители рынка, относится к наименее затратным видам бизнеса. «Мы начинали это дело вдвоем, первоначально у нас не было даже автомобиля, вложения в раскрутку — нулевые, — рассказал «ДО» директор центра ландшафтных решений и сервиса ООО «Лацерта» Константин Бердников. — Главный ресурс на этом этапе — энтузиазм».

«Вложения в запуск компании могут быть минимальными, — отметил гендиректор ООО «Чистые пруды» Илья Шкляр. — Но в этот бизнес нужно входить с уже сформировавшимся опытом и хорошей репутацией. Если этого нет, то не поможет никакая реклама за сотни тысяч рублей».

Примерно в таком же ключе охарактеризовали в разговоре с «ДО» свои стартапы и другие игроки. Некоторые предприниматели признались, что смогли купить инвентарь и оборудование только после получения предоплаты за первый заказ.

После налаживания стабильной работы компаниям ландшафтного дизайна требуется не менее 15 сотрудников — это позволит единовременно работать на нескольких объектах. Среди работников обязательно должен быть дизайнер-художник и агроном-дендролог. В сезон рентабельность бизнеса составляет 15-20%.

Комплексный интерес

Учитывая то, что клиенты обычно редко знают, какой набор услуг им нужен для благоустройства территории, при первых обращениях к дизайнеру они чаще всего заказывают разработку ландшафтного проекта, стоимость которого варьируется в Омске от 10 до 30 тыс. рублей. Если заказчик обязуется доверить компании не только проектирование участка, но и выполнение всех работ, то, как правило, проект делается бесплатно.

«Комплексная работа на территории выгодна дизайнеру не только с экономической и технологической точек зрения, но и удобна психологически, — отмечает Сергей Мартынов. — Когда специалист знает, что ему предстоит вести всю работу от начала до конца, он видит объект целиком, выбирает соответствующий единообразный подход к созданию всех элементов благоустройства. Дизайнер испытывает очень приятные чувства, когда спустя какое-то время пустырь, заросший бурьяном, его руки превращают в цветущую, аккуратную, удобную территорию».

Большая доля заказов приходится на загородную частную недвижимость, говорят местные специалисты. По приблизительным оценкам экспертов, элементы профессионального ландшафтного дизайна имеют 10-20% омских коттеджей. «Их доля постоянно растет, причем потребность в профессионалах появляется даже у владельцев обычных дач — мне поступали подобные заказы», — рассказал Илья Шкляр.

По словам Анатолия Агафонова, чаще всего к нему обращаются клиенты, живущие в радиусе 50 км от Омска. «Такое месторасположение объекта не очень выгодно экономически, — поясняет эксперт. — Приходится нести расходы на бензин, возить людей на работу».

По оценкам экспертов, омский рынок ландшафтного дизайна в будущем может расти в том числе за счет увеличения заказов от различных предприятий и торгово-офисных центров.

«Со стороны владельцев бизнеса повышается интерес к профессиональному благоустройству территорий, — подчеркивает Илья Шкляр. — Руководство банков, крупных торговых центров и даже небольших магазинов пытается привлечь клиентов не только услугами, ценами и ассортиментом, но и ухоженной территорией, на которой приятно находиться».

По словам ландшафтного дизайнера Надежды Котельниковой, нередко от юрлиц поступают небольшие заказы, вплоть до разбивки клумбы у магазина.

А вот в многоэтажных жилых домах игроки не видят перспектив для своего бизнеса. «Работы по благоустройству территорий здесь, как правило, выполняются обслуживающей управляющей компанией, силами дворника и собственников квартир», — отмечает Константин Бердников из «Лацерты».

Осложнения на почве

Среди сложностей, с которыми могут столкнуться специалисты по ланд-шафтной архитектуре, игроки называют почвенно-климатические и природные особенности региона. «Сибирский ландшафтный дизайн имеет специфику, которая усложняет работу многих иногородних специалистов, — отмечает Константин Бердников. — Им приходится долго привыкать к новым для себя условиям реализации ландшафтных проектов».

«Высаженное специалистом растение не всегда приживается, особенно много времени и средств можно потерять при посадке хвойных деревьев, — добавляет Сергей Мартынов. — Если срок гарантии еще не истек, а дерево начинает увядать, нам приходится исправлять работу за свой счет. Все, что связано с растениями, очень рискованно».

Другая проблема, с которой, как признались опрошенные «ДО» предприниматели, сталкивалось большинство из них, — нежелание заказчика выплачивать заранее оговоренную сумму за работу дизайнера.

«Востребованность высокопрофессиональных ландшафтных дизайнеров, которые стоят соответствующих денег, в Омске минимальна, — считает Анатолий Агафонов. — Для многих клиентов низкая цена — главный критерий выбора компании. В результате разработкой ландшафтных проектов занимаются студенты, а сам проект затем реализует дешевая рабочая сила из стран СНГ».

Кризис рождает спрос

По словам большинства опрошенных игроков, даже в посткризисный период они не ощутили снижения спроса на свои услуги — потребность в благоустройстве территорий руками профессионалов, наоборот, постоянно увеличивается.

«Спрос растет, и я даже обхожусь без рекламы, — отмечает Илья Шкляр. — В нашем деле помимо опыта и профессионализма особенно важны рекомендации — в основном ко мне обращаются соседи, знакомые и родственники моих клиентов».

Константин Бердников объясняет рост числа заказов на его услуги тем, что ему удалось сэкономить на рекламе — из-за кризиса агентства предлагали продвижение по сниженным расценкам. «Благодаря этому мне удалось привлечь определенное число клиентов», — отметил Бердников.

Наталья Коробова

Фото: Валентина Свистунова

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 21 (074) 9 июня

Самое актуальное в рубрике: Услуги

Больше интересного в жанре: Обзоры

Добавить комментарий