Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

26 мая 2014 09.53

Букет по особому случаю

Основательница салона «Белая Орхидея» Надежда Платицина более 20 лет пытается привить омичам культуру флористики, однако омский цветочный бизнес идет по другому пути — сокращения издержек и экономии на качестве.

Омский цветочный рынок переполнен.

В бизнес приходят новые игроки: цветочники открывают киоски с куцым выбором букетов, торговые сети завозят целые оранжереи, которые пользуются популярностью у покупателей из-за привлекательной цены. Однако это не повод менять свои многолетние традиции, считают старожилы рынка.

Владелица и бессменный руководитель «Белой Орхидеи» Надежда Платицина начинала с небольшого салона цветов, ныне же это целая зеленая корпорация. Будущая предпринимательница пришла в цветочный бизнес из журналистики. На заре 90-х годов в Омске открывались новые издания, и в погоне за высокими тиражами и рекламными деньгами редакторы требовали от журналистов сенсаций, скандалов и разоблачений. Однако не всем такой подход был по душе.

Выбор между цветами и книгами

«Ситуация в стране изменилась: все стали думать только об одном — как заработать. Заводы закрывались, предприятия не развивались, в казне денег не было. Когда стало понятно, что ситуация в этой сфере будет только ухудшаться, пришлось задуматься о собственном деле», — вспоминает Надежда Платицина.

В Омске в это время бурно развивалась лишь торговля. Многие омичи бросали свои рабочие места и отправлялись с тюками за границу, привозить в город различный ширпотреб на продажу.

«Я поняла, что если уходить в коммерцию, то продавать смогу либо цветы, либо книги», — вспоминает владелица салона.

Идея заняться именно флористикой пришла Платициной во время просмотра популярной в те годы телепередачи «Утренняя почта». Артистам дарили красивые букеты, а на телеэкране шла бегущая строка: «Цветы предоставлены киевской фирмой «Роксолана».

«Я нашла эту «Роксолану» и выяснила, что фирма проводит двухнедельные курсы, на которых можно обучиться флористике. В нашем городе о существовании науки о цветах вообще никто не подозревал».

Первые средства на организацию своего дела учредитель «Белой Орхидеи» получила в виде кредита от управления по труду и занятости.

«Я знала о существовании субсидий на организацию рабочих мест, поскольку вопрос о занятости в то время стоял очень остро. Тот свой первый кредитный миллион казался мне огромной суммой. Очень переживала, что не смогу его погасить. Но тем не менее пошла на этот риск», — рассказывает Платицина.

Первым делом Надежда Борисовна прошла обучение в школе «Роксоланы» и даже подружилась с директором этого салона, а впоследствии депутатом украинской Рады Игорем Добруцким.

«В первые годы я часто ездила в Киев перенимать опыт. Омичи всегда были неравнодушны к цветам, но, к сожалению, горожане не имели представления о том, какие они бывают и как за ними правильно ухаживать. И тогда мне пришлось заняться пропагандой. Мы проводили конкурсы флористов, приглашая участников со всей Сибири. Спасибо моей подруге, в прошлом художественному руководителю ТЮЗа Валентине Соколовой, которая помогала с организацией конкурсов под крышей театра. Мы собирали полные залы людей и демонстрировали им лучшие работы», — вспоминает Платицина.

Интеллигентная профессия

На заре омской флористики в профессию приходили люди творческих специальностей, интеллигенция.

«В 90-е годы многие просвещенные специалисты остались без занятия: архитекторы, экономисты... Они увлеклись флористикой, наука стала популярной. Мы вместе начинали глубоко изучать предмет работы. Мои флористы учились за рубежом в общей сложности у шестнадцати признанных мастеров. Когда знаменитый молдавский флорист Николай Агоп приехал к нам с мастер-классом, наши девочки продемонстрировали ему свой высокий уровень. У нас в «Орхидее» накопилась отличная специализированная библиотека, и флористы знают массу профессиональных секретов», — рассказывает Надежда Борисовна.

Создательница «Белой Орхидеи» утверждает, что профессиональная флористика в Омске не развита. Салоны с грамотными специалистами открываются, но все равно уличные палатки с небольшим выборов цветов по низким ценам оттягивают значительную часть клиентов. Выделить собственную долю на столь хаотичном рынке довольно проблематично

«Свое место в этом бизнесе я привыкла определять по результатам чемпионата России по флористике. Ниже 6-го мы не опускались, а дважды завоевывали 2-е место», — говорит Платицина.

Ситуация на рынке такова, что покупатель ищет, где подешевле, и уличные предприниматели готовы предоставить потребителю свои услуги дешевле.

«Цветочные магазины на каждом шагу — это правильно! — считает владелица «Белой Орхидеи». — Мне неудобно ехать в «Орхидею», если я проживаю на Московке. Но для торжественного случая многие заказывают букеты именно у нас. Я всегда говорила, что цветочные магазины не конкуренты нам, а коллеги. Однако сейчас цветочники, открывшие магазинчики на каждом шагу, активно демпингуют и за счет большого оборота умудряются зарабатывать легкие деньги. А у покупателя создается впечатление, что в салонах цена на цветы неоправданно завышена. Я регулярно посещаю Дворец бракосочетания и прихожу в ужас от того, какие букеты несут люди».

По словам Платициной, неутешительная ситуация сложилась из-за того, что предприниматели-цветочники в погоне за прибылью не уделяют достаточного внимания специальному образованию своих сотрудников.

«Вы хотите, чтобы я поделилась опытом создания бизнеса? Но опыт никому теперь не нужен. Допустим, у меня в «Орхидее» нет ни одного человека без высшего образования. Двое сейчас оканчивают вуз, потому что я убедила их это сделать, чтобы мозги работали. А все ли коллеги могут похвастаться такими же принципами?».

Покупателя приучили к дешевизне

Надежда Платицина убеждена, что ее клиенты от нее не отвернутся — они ценят те доверительные отношения, которые сложились с салоном.

«Интеллигенция всегда будет с нами. Но вот покупателя менее требовательного к качеству киоски могут смутить дешевой ценой. Мы столько ликбезов устраивали для клиентов! Но, судя по всему, кардинальных изменений в массовом сознании так и не произошло. Люди часто не видят разницы между нашими букетами и цветами в ларьках. Взять те же палатки на Театральной площади, где зимой цветы подогревают свечками, а потом все равно выносят на мороз. Покупатели надеются, что успеют добежать до машины. Но это в теплой шубе до машины добежать легко, а голые цветы, которые фактически состоят из воды, замерзают и через 3-4 часа начинают желтеть. В нашем же салоне цветы никто никогда голыми не продаст», — утверждает Надежда Платицина.

При этом генеральный директор «Белой Орхидеи» считает, что следовать примеру уличных торговцев и снижать цену — путь в никуда.

«Я не вижу смысла в рек-ламных акциях в стиле «купите 25 роз за 600 руб-лей». Напротив, я хотела повесить баннер с надписью: «Хорошее всегда дорого», — говорит предпринимательница.

Наряду с мелкими поставщиками цветов конкуренцию местным салонам составляют и крупные торговые комплексы.

«ОБИ» и «Икея» за счет большого оборота предлагают покупателям более привлекательную цену. Наша орхидея не может стоить меньше восьмиста рублей, а у них она стоит 300-400 рублей. В наш салон приходили люди для психологической разгрузки, потому что мы никогда не брали на вооружение такую технику торговли, как «вам помочь?». Клиент еще только ступил на порог, не успел оглядеться, но от него уже чего-то хотят!
А если у него нет денег или он просто зашел посмотреть? Многие люди, просто прогуливаясь, заглядывают, реагируя на запах свежих цветов и красивый интерьер. Но сейчас все это переехало в «Икею», теперь покупатели там гуляют», — сокрушается владелица салона.

Нужен новый бизнес

По словам Надежды Платициной, еще не время посыпать голову пеплом. Развивая собственное производство, можно добиться существенного снижения издержек и при этом получить более высокое качество продукции.

«Мы начали заниматься выращиванием летней срезки цветов, для этого купили участок в деревне. А прежде наши флористы собирали цветы для букетов в омских лесах. Теперь выращиваем их на участке и в теплице, которую приобрели на базе совхоза «Декоративные культуры».

В «Белой Орхидее» развивают не только цветочное направление. Появился и свой садовый центр. Трейлеры из Нидерландов, Венгрии, Польши привозят сюда декоративно-лиственные растения, а плодовую смородину выращивают местных сортов. На базе центра открыт даже клуб виноградарей, где культивируются 40-45 сортов винограда.

«Саженцы, многолетники, летники, теплица, горшечный отдел, виноград — вот основные направления нашей деятельности. Кстати, для продажи комнатных растений нам приходится самостоятельно готовить почву. Мы отказались от той, что предлагают поставщики. Она нередко смешана с торфом и не выдерживает никакой критики. Мы же подключили селян, и они поставляют листовую, кислую почву из-под хвойников.

А наши специалисты готовят смесь. Для каждого растения она индивидуальна. Например, мы разработали идеальную почву исключительно для фиалок».

Сейчас в компании «Белая Орхидея» работают 47 человек. Среди них — агрономы, флористы, администраторы, бухгалтеры, сторожа и повара.

«Сейчас трудятся 5 флористов, когда-то было 8. Но 3 сотрудницы по разным обстоятельствам нас покинули. И уход каждой из них я переживаю, потому что они, и правда, элита флористики», — делится Платицина.

Распространено мнение, что цветочников весь год кормит 8 Марта. И, по словам Надежды Борисовны, это соответствует действительности.
«Заработанную в этот день выручку мы используем для поддержания деятельности организации в течение года. Я не могу позволить себе не выплатить зарплату вовремя.

И сократить людей я не могу: они 20 лет проработали верой и правдой. Куда они теперь пойдут?» — недоумевает предпринимательница.
Сейчас в планах Наде-жды Платициной — поискать себя в другом бизнесе.

«Сейчас мы всем коллективом судорожно придумываем направление для вложения средств. Мы в бешеном поиске!» — смеется владелица «Белой Орхидеи».

Александр Набатов

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №18 (022) 20 мая

 

Самое актуальное в рубрике: Малый бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий