Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

22 июня 2015 09.28

Александр Цимбалист: «Настоящих буйных — мало»

Экс-спикер горсовета Александр Цимбалист рассказал редактору «Делового Омска», почему не считает себя устаревшим элементом в современной политике, а также о том, в каком случае он намерен баллотироваться на пост губернатора Омской области.

Вадим Харламов

Александр Владимирович, вы опытный публичный политик, поэтому предлагаю сразу вопрос в лоб. Зачем вы ввязались в этот спектакль под названием праймериз?

— Я добиваюсь того, чтобы моя программа легла в основу следующего периода работы губернатора.

Через критику губернатора?

— Я не критикую, а констатирую реальное положение дел в регионе и одновременно предлагаю программу, реализация которой точно позволит исправить ситуацию. Если этого не делать, от чего тогда отталкиваться? Сначала анализируем, потом предлагаем. Я же профессионал. Я ни в коем случае не радуюсь неудачам области. Я и мои единомышленники — мы искренне переживаем за то, что происходит на территории, поэтому пытаемся подсказать, какой вектор движения выбрать руководству.

Со стороны это выглядит иначе. Либо наивность, в чем вас, конечно, сложно заподозрить, либо добровольное желание выступить в роли технического статиста. Вам комфортно в этой роли?

— Не считаю себя техническим статистом. В случае моего выдвижения и избрания я действительно готов стать губернатором! Ведь за меня голосуют партийцы и делают это осознанно. Значит, мне удалось донести информацию до людей. Даже в сельской местности на первой встрече меня поддержали 14 человек. Никакого дискомфорта я не ощущаю, поскольку говорю то, что думаю.

Как удалось попасть в список участников праймериз — барьеров не ставили?

— Я впервые участвую в таком партийном мероприятии. Никаких препон мне не чинили. Конечно, был предварительный разговор с Александром Артемовым, но не об участии в праймериз.

У вас хорошие отношения?

— Мы знакомы много лет. Я к нему отношусь уважительно. Надеюсь, и он ко мне тоже.

Вы упомянули некую группу ваших единомышленников. Кто это?

— Это те, кто будут работать со мной в областном правительстве.

У вас далеко идущие планы. Планируете участвовать в выборах даже в случае поражения в праймериз?

— Если группа единомышленников, которая меня поддерживает, примет решение, то не исключаю участия в качестве независимого кандидата.

Но по закону самовыдвиженцы не могут баллотироваться. Все равно нужна формальная партия для выдвижения, муниципальный фильтр опять же..

— Я не вижу в этом большой проблемы. Мы легко преодолеем муниципальный фильтр. Дело не в этом. Сейчас нужно очень тщательно проанализировать целесообразность подобного решения. Важно учитывать позицию других партий. Не стоит сбрасывать со счетов КПРФ. Одна из причин, почему я заявился на праймериз — укрепление и наполнение реальным содержанием программы «Единой России». Ведь КПРФ сегодня на уровне ЦК активно участвует в политике, которую проводит глава государства Владимир Владимирович Путин. У коммунистов сейчас нет антагонизма в отношении политики президента РФ, и они легко могут выдвинуть своего сильного претендента. Тогда кандидату от нашей партии придется не просто.

Вы недооцениваете силу административного ресурса...

— Его действие на практике ограничивается 15%. Но сегодня в регионе такое положение дел, что при выдвижении реального кандидата от КПРФ число голосов протестного электората может перевалить далеко за 30%. Особенно в сельской местности.

Разве протестные настроения сейчас в мейнстриме, учитывая присоединение Крыма и рейтинг Путина?

— Крым — это же не заслуга Виктора Ивановича Назарова и правительства области. Не думаю, что Владимир Владимирович объявит с трибуны, мол, омичи, голосуйте за Виктора Ивановича! Нынешнему губернатору придется бороться за победу самому. Поэтому, если у «Единой России» возникнут сложности, я готов вмешаться в ситуацию.

Не понимаю, как вы поможете «Единой России», если оттянете у ее кандидата голоса...

— Я убежден, нужно уметь искать точки соприкосновения. Коммунисты — в большинстве своем люди с высокими идеалами и убеждениями. И с ними надо будет договориться.

Да, у вас есть такой опыт...

— Да, в свое время я сделал это в горсовете. Запустил работу Омского городского совета, который не функционировал почти девять месяцев, именно потому, что сумел найти компромисс. Удалось выстроить конструктивные отношения не только с коммунистами, которые в начале созыва чуть ли не обрывали рукава на моем пиджаке на митингах, но и с губернатором. Не хочу обидеть своих коллег, но самый эффективный созыв совета был третий. Даже если судить по уровню роста городского бюджета: в три раза.

Но там и скандалов хватало. В частности вас пытались снять с должности спикера.

— Но ведь не сняли. А все потому, что я придерживался центра. Не подыгрывал ни правым, ни левым.

Сейчас в моде строевой подход в рамках существующей вертикали. Вы не считаете себя устаревшим элементом для работы в нынешней системе?

— На встрече в ДК имени Баранова мужчина — на вид мой ровесник — задал вопрос о состоянии моего здоровья. Я предложил ему побороться, чтобы проверить мою физподготовку. То же самое касается и моей профессиональной подготовки. Я в хорошей форме. Что значит устаревший? Почему когда мы собираемся создавать комплекс «Ангара», то обращаемся за помощью к ветеранам отрасли? Почему вы считаете, что в большой политике иная ситуация? Нынешним политикам еще учиться и учиться! Нет, я не считаю себя устаревшим элементом. Я способен отработать еще как минимум 8-10 лет и многому научить молодежь.

На ваш взгляд, губернатор должен быть открытым человеком?

— Абсолютно! Но только не как в русских сказках. Простота, как говорится, хуже воровства. Губернатор должен быть высококвалифицированным, грамотным в плане экономики и обязательно очень эрудированным в политике. Сейчас Виктор Иванович Назаров заявляет с трибуны, что теперь знает, как формировать команду. Так надо было три года назад спросить меня или таких, как я, — как это делать. В Омской области много людей, которые обладают огромным опытом и могли бы его научить. Но настоящих буйных, к сожалению, мало.

У него был один буйный — Юрий Гамбург, который активно советовал...

— В тот момент этому чиновнику было еще далеко до моих знаний и опыта.

Однако вернемся к вопросу об открытости. Вы говорите о некой группе ваших единомышленников. При этом не называете их имен. Я как избиратель не готов голосовать за кандидата, за которым стоят некие силы с неясными мне намерениями.

— Это группа патриотов, промышленников, аграриев, ученных, работников социальной сферы, которые хотят вывести Омскую область из тупика. И если я приму решение участвовать в выборах, их имена будут обнародованы. Но сейчас это преждевременно.

Александр Владимирович, это напоминает публичный торг. Мол, берите меня в команду, иначе я буду участвовать в выборах...

— Ну что вы! Это так мелко выглядит, несерьезно. Никакого торга не будет. Вопрос в другом — вновь избранному губернатору придется формировать команду. У Леонида Константиновича Полежаева всегда были сильные заместители. Благодаря этому у него оставалось время на реальное осмысление политики.

А у Виктора Ивановича нет сильных заместителей.

А у вас есть? Кого бы вы назначили на ключевые позиции?

— (Улыбается) Есть, но я не буду называть имена. Держу их на примете для себя.

На этапах праймериз вы говорите, что Омской области нужен губернатор, который служит региону, а не «Газпрому». И при этом требуете от этой компании больших инвестиций в территорию. Как это возможно?

— А в чем тут противоречие? «Газпром» сегодня не воспринимает региональную власть как партнера. Поэтому и поддержка недостаточная. Чтобы разговаривать с представителями компании на равных, нужно выйти к ним с реальными предложениями по развитию. Я вас уверяю, они сами ищут эти пути. Ведь не зря же мудрая политика Путина построена на конкуренции: «Газпром» против «Роснефти».

Чтобы развивать бизнес на территории, «Газпром» и садит в область своего человека. Это логично.

— Губернатор должен быть не просто «свой», а толковый, умный, опытный, который на первый план ставит интересы своего населения, а затем интересы компании. Уверяю вас, что именно в этом случае векторы интересов совпадут. Таковы требования Москвы.

Вы всерьез считаете, что сегодня возможен губернатор, который сможет на равных общаться с этим «монстром»?

— Возможен губернатор, способный сколотить команду, которая убедит «Газпром» во взаимовыгодном сотрудничестве. Они же тоже не на Луне живут! Им лишь нужно сделать правильное предложение. И мы его сделаем.

А вы не пытались предложить свои услуги действующему губернатору, раз уж у вас такое глубокое понимание процессов в регионе?

— Я один раз претендовал на место в команде Назарова, когда был объявлен конкурс на замещение вакансии министра промышленности. Я подал заявление, но его, по моей информации, даже не рассматривали. Чем все закончилось — мы знаем — ликвидацией министерства, чтобы хоть как-то смыть позор за выбор неверного кадра.

Я вижу у вас на стене висит фотография с Сергеем Бабуриным. Он уже несколько лет безуспешно пытается вернуться в большую политику. Даже где-то в Вязьме баллотировался в депутаты... Про таких еще говорят — «сбитый летчик»...

— Мы давно дружим с Сергеем Николаевичем. Он сейчас находится в таком эпицентре событий. Вы даже не представляете, какие задачи выполняет, прежде всего на международном уровне. Это очень серьезный политик. К нему эта фраза абсолютно не применима.

А к вам? Может, вам уже не место в политике?

— А я и не рвусь в политику. Я хочу быть хозяйственником. А пост губернатора — это прежде всего хозяйственная работа.

У вас все так складно выходит на словах... Почему вы не создали свой бизнес и на деле не показали, как должна эффективно работать отдельно взятая система?

— Не ставил такой задачи. У меня планида другая. Я заточен под служение государству. Так вышло, что служу ему всю жизнь. Можно было после ухода из горсовета заняться своим делом. Но мне бы не дали работать в Омской области... А в Москве я фактически этим и занимался, только не как учредитель, а как исполнитель. Что касается руководства — у меня огромный опыт. В 27 лет я возглавил небольшое предприятие — хлебо-булочный комбинат — которое хронически не выполняло план. Я отработал там 6 лет, а когда уходил, объем производства был увеличен в два раза и предприятие заняло второе место в России.

Если пойдете на выборы, вам будут припоминать 306-е постановление...

— Я до сих пор горжусь этим постановлением. Это было мужественное решение. Если бы мы этого не сделали, в городе даже малых предпринимателей-омичей не осталось бы.

Гуляя по городу, можете показать на предприятия, которые сохранились благодаря этому постановлению?

— Я не стану утверждать, что именно благодаря этому постановлению, но за период моей общественно-политической деятельности таких предприятий много, например «Росар», «Омсквинпром», макаронная фабрика, завод минводы и многие другие. Что касается малого бизнеса, я затрудняюсь сейчас сказать, скольким людям мы помогли остаться реальными хозяевами своего бизнеса. Тогда шло наступление на местный бизнес со стороны Новосибирска, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга...

Во время вашего руководства горсоветом «ОмскВодоканал» фактически ушел из региона...

— Когда «Евразийское водное партнерство», вышло на нас с предложением, мы сидели у разбитого корыта. Чтобы осуществлять необходимый по нормативам и по факту ежегодный объем прокладки и перекладки водоводов и коллекторов, поддерживать коммуникации в рабочем состоянии, требовались огромные деньги, которых не было. ЕВП предложило заключить договор, вложить 4 млрд рублей в развитие «Водоканала». Это годовой бюджет города на тот момент. Мы клюнули. И правильно сделали. Но потом исполнительная власть все повернула по-другому. В договоре были оговорки. Его можно было расторгнуть, если бы ЕВП не соблюдало условий. Но процесс зашел слишком далеко. Пакет акций, как переходящий вымпел, ушел в такие руки, которые я даже называть не хочу.

Вы знали, что одним из бенефициаров будет сын экс-губернатора Леонида Полежаева?

— Не знал.

Мэр Вячеслав Двораковский несколько лет назад заявлял о возврате этого актива...

— Ему будет очень сложно сделать это без помощи губернатора. Я знаю фамилии некоторых людей, которые заправляют этим делом в Москве. Это очень серьезный бизнес. С ним будет непросто совладать.

Досье

Александр Цимбалист родился 14 апреля 1956 года в Омске.

В 1976-м поступил на экономический факультет ОмГУ.

В 1981 году избран секретарем Тевризского райкома комсомола. Через год стал секретарем комитета комсомола Омского мясокомбината.

В феврале 1984-го назначен директором хлебозавода № 3.

Спустя семь лет стал первым зампредом Центрального райисполкома.

В 1993 году возглавил коммерческую фирму. Через год на аукционе приобрел конт-рольный пакет ОАО «Лакомка» и был избран гендиректором этого предприятия.

В 1995-м участвовал в организации Омской ассоциации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, став ее президентом, а спустя два года был избран вице-президентом Общероссийской ассоциации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

В 1998-м и 2002-м избирался депутатом горсовета.

27 декабря 2002 года избран его председателем.

На выборах в городской совет 11 марта 2007 года проиграл директору ПО «Иртыш», заняв второе место по избирательному округу.

Женат, три дочери, две внучки.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 22 (075) 16 июня

Самое актуальное в рубрике: Власть

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

Журналист.
Я-я-я-я. Только Я. Он не знал, что Полежаёнок в учредителях Водоканала!!!! Все знали, а он не знал!!!!! Врёт!!!
09 июля, 19:01 | Ответить
Антоха
Откуда вылез этот балабол?
22 июня, 18:21 | Ответить