Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

24 июня 2015 15.42

Назаров: ИТОГИ

30 мая 2012 года Виктор Назаров официально возглавил Омскую область, присягнув на верность народу и Конституции. О том, как губернатор развивал бизнес, улучшал статистику, осваивал географию и вел кадровую работу, — в спецпроекте «Делового Омска».

Вадим Харламов

Статистика

Цифры разума

Эффективность работы региональных глав принято оценивать по данным статистики, сравнивая экономические показатели. «ДО» изучил цифры Омскстата с 2011 (последний год Леонида Полежаева у власти) до конца 2014 года.

 

КомментариЙ
Олег Рой
завкафедрой «Региональная экономика и управление территориями» экономического факультета ОмГУ
Следует отметить ряд обстоятельств последних трех лет, напрямую оказавших влияние на динамику ключевых показателей региональных систем. Это — последствия кризиса (2011-2012), санкции (2014-2015) и отказ государства от активной региональной политики. Малый бизнес терпит фиаско почти во всех регионах. Падение внешнеторгового оборота еще не достигло дна. Роль губернатора во всем этом оценивать сложно — у него немного инструментов, позволяющих ему самостоятельно решать проблемы региона. Однако за эти годы так и не было реализовано ни одной серьезной инициативы, позволяющей позиционировать регион как инновационный центр.

Комментарий

Олег Рой, завкафедрой «Региональная экономика и управление территориями» экономического факультета ОмГУ

Следует отметить ряд обстоятельств последних трех лет, напрямую оказавших влияние на динамику ключевых показателей региональных систем. Это — последствия кризиса (2011-2012), санкции (2014-2015) и отказ государства от активной региональной политики. Малый бизнес терпит фиаско почти во всех регионах. Падение внешнеторгового оборота еще не достигло дна. Роль губернатора во всем этом оценивать сложно — у него немного инструментов, позволяющих ему самостоятельно решать проблемы региона. Однако за эти годы так и не было реализовано ни одной серьезной инициативы, позволяющей позиционировать регион как инновационный центр.

 

 


Законотворчество


На заботливый лад

У предпринимателей «должно быть четкое понимание налоговых правил — когда и сколько он должен платить» — ключевой тезис Виктора Назарова об отношениях власти и бизнеса. Руководствуясь им, региональное министерство экономики в основном занималось законотворчеством в налоговой сфере, однако не исключало и попыток помочь бизнесу по другим направлениям.

Некоторые законы, предложенные региональными властями в 2012-2015 гг.

Законопроект: 

 «О государственной политике Омской области в сфере инвестиционной деятельности».

Суть: определяет правовые основы политики региональных властей в сфере инвестиционной деятельности, устанавливает формы господдержки инвесторов. 

Статус: вступил в силу.

Ожидаемый результат: повышение инвестиционной активности и привлечение инвестиций в развитие экономики за счет установления режима наибольшего инвестиционного благоприятствования.

Резонанс: через два года в закон внесены поправки, снижен минимальный объем капвложений в инвестиционный проект до 100 млн рублей для Омска и Омского района и до 50 млн рублей для остальных муниципальных образований. На поправках настаивало бизнес-сообщество.  

Законопроект:

«Об отдельных вопросах установления налоговой ставки в размере 0% для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения».

Суть: установление нулевой налоговой ставки для впервые зарегистрированных ИП, применяющих упрощенную или патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, научной и социальной сферах. 

Статус: в стадии обсуждения.

Ожидаемый результат: стимулирование роста числа ИП. 

Резонанс: при обсуждении законопроекта предприниматели высказывали недовольство ограниченным кругом сфер деятельности, на которые будет распространяться льгота.  

Законопроект: 

изменения в постановление Правительства Омской области от 29 января 2014 года № 8-п.

Суть: компенсация до 85% затрат бизнеса, связанных с оплатой услуг и работ по выполнению требований, необходимых для поставки товаров, работ, услуг стратегическим предприятиям и стратегическим акционерным обществам. 

Статус: принят.

Ожидаемый результат: упрощение доступа малого и среднего бизнеса к заказам стратегических корпораций. 

Резонанс: представители потенциальной целевой аудитории законопроекта высказались в его поддержку.

Законопроект: 

изменения в закон «О патентной системе налогообложения».

Суть: уменьшение потенциально возможного дохода ИП для исчисления налога по патентной системе до 72%.

Статус: вступил в силу.

Ожидаемый результат: стимулирование перехода предпринимателей на патентную систему налогообложения.

Резонанс: учитывая непопулярность использования налогового патента, власти принимали попытки разъяснить предпринимателям суть и преимущества применения данной системы налогообложения.

Законопроект: 

изменения в статью 2 Закона Омской области «О налоге на имущество организаций».

Суть: введение пониженной ставки по налогу на имущество организаций газораспределительным организациям.

Статус: стадия рассмотрения.

Ожидаемый результат: поддержка газораспределительных организаций, осуществляющих капитальные вложения в газификацию муниципальных районов Омской области, также принятие законопроекта повысит инвестиционную привлекательность данного сектора экономики региона.

Резонанс: отдельные представители бизнеса скептически оценили желание властей оказать адресную помощь газораспределительным компаниям.  

Комментарий

Александр Стрельников, генеральный директор ТД «Ювелирный Союз»

Виктор Иванович прикладывает все усилия для того, чтобы создать в регионе деловую атмосферу. Однако в определенной степени этому препятствует менталитет чиновников, которые привыкли работать на удовлетворение системы и самих себя, а не в интересах общества. К приходу Назарова эта система настолько укрепилась, что мгновенно сломать ее и повернуть в нужное русло оказалось невозможно. Однако он всячески способствует тому, чтобы у власти вошло в  привычку слышать и взаимодействовать с обществом, с бизнес-объединениями – Союзом предпринимателей, Ассоциацией развития предпринимательства, Торгово-промышленной палатой. Губернатор выбирает путь на созидание и, на мой взгляд, он может добиться, чтобы отношения бизнеса с властью стали предсказуемыми. Правда, чехарда в управленческой среде, в том числе частые смены министров экономики, негативно влияют на многие процессы, в том числе на деловой климат.

 


География


Районы, в которых побывал Виктор Назаров

За 36 месяцев Виктор Назаров успел официально посетить 24 сельских района.  Преимущество он отдавал тем,  что расположены в радиусе 200 км от Омска —

в родном для него Большеречье, Называевске, Крутинке и Тавричанке губернатор побывал по три раза.

Комментарий

Антон Воллерт, политконсультант

Статистика полевой работы губернатора выглядит бледно. Особенно на фоне мобильности прежнего руководителя, который любил потрепать нервы главам районов. Делал он это весьма искусно, превращая поездку в спектакль. Каждая инспекция заканчивалась оргвыводами или конкретными решениями — будь то ремонт соцобъектов или принятие закона. Конечно, все это было «домашней заготовкой». И ремонты чаще всего были плановые, и законы писались заранее. Но как красиво смотрелось. Полежаев исповедовал стиль руководства, который принято называть ручным управлением. Назаров же избрал для себя иную модель администрирования. В одном из интервью он сказал: «Я считаю, сегодня нет необходимости часто ездить в районы. Есть новые формы общения, например видеоконференции». Поэтому не стоит удивляться, что остаются районы, по которым не ступала нога губернатора. Вопрос в другом. Насколько целесообразна и эффективна выбранная Назаровым «кабинетная» модель управления регионом? И ответ здесь, по-моему, для многих очевиден.

Производство


В открытую

За три года работы Виктор Назаров поучаствовал в открытии 18* новых производств и  реконструированных предприятий. Этот период губернаторства Назарова был наиболее благоприятным для пищевого производства, сельхозпредприятий и промышленности.

 

 

Комментарий

Петр Гринберг, генеральный директор Омского научно-исследовательского института технологии и организации производства двигателей

Логично, что в этот период открывались новые производства в сельскохозяйственной сфере, пищевой и промышленной. Все регионы сейчас пытаются выйти на самообеспечение с их помощью, плюс развитию данных секторов способствует курс на импортозамещение. Не могу судить о том, насколько качественную продукцию будут выпускать эти предприятия, но то, что власть делает на них акцент, — это правильно. Запуски новых промышленных предприятий можно объяснить в том числе федеральным посылом и тем, что  проектирование некоторых из них началось еще при прежнем губернаторе, а сейчас подошло к логическому завершению. Что касается науки, то эта сфера как раньше не была приоритетной, так и сейчас. Впрочем, от главы региона это мало зависит — крупные корпорации денег на развитие научных предприятий не дают, они заинтересованы в быстром результате без огромных вложений.

Менеджмент


Кадры мешают все

С момента инаугурации Виктор Назаров принял на работу 33 министра и зампреда правительства, подписал распоряжения об отставке 16 из них. 

Официальная формулировка, с которой увольнялись все министры, — по собственному желанию, без объяснения причин. Лишь в случае с Александром Третьяковым губернатор публично заявил, что его уход обусловлен тем, что чиновник не исполнял поставленные задачи и срывал сроки исполнения поручений.

 

 

Комментарий

Татьяна Еременко, член координационного совета областного Союза предпринимателей

На момент вступления в должность губернатора Виктор Назаров не являлся «коренным» чиновником, который бы знал тонкости кадровой политики. Поэтому в первый год его работы, когда произошло, например, увольнение министра экономики Александра Триппеля, с него вообще не может быть спроса. Последующие назначения и отстранения с этой должности, на мой взгляд, можно объяснить тем, что в вопросах кадровой политики губернатор рассуждает как бизнесмен, а не чиновник. И его стремление усадить в кресло руководителя тех, у кого нечиновничий образ мыслей, мне понятно. Это современный подход, и я не вижу никакого драматизма в ситуации с кадрами.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 19 (072) 26 мая

Самое актуальное в рубрике: Власть

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 3):

Сергей
Такая динная статья, а выводов никаких. Я попробую за автора их сделать. За время работы ВИН на посту губернатора, было высказано очень много правильных слов, которые полностью не соотвествовали, а в основном противоречили, его делам, а именно: из области ушли все оставшиеся крупные налогоплатильщики, большая часть его команды под следствием и обвиняется в коррупции, активные предприниматели, не связанные с бюджетом, массово покидают город. Но, авторы статьи, подводят читатели к мысли, что все это не его вина, ведь он губернатором всего 3! года :) Вот если б был лет 30 тогда ....
26 августа, 09:18 | Ответить
Вера
Журналисты - молодцы, все четко, ясно, адекватно.
30 июня, 10:22 | Ответить
Скептик
Простыня вроде длинная, а что сделано то, не ясно
25 июня, 15:13 | Ответить