Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

30 июня 2015 16.43

Марина Гуляева: «Средний бизнес пострадал больше всего»

Генеральный директор и совладелец Сибирского офиса «ИНТАЛЕВ» Марина Гуляева приехала в Омск с мастер-классом для топ-менеджеров и побеседовала с «ДО» о том, как в кризис развивается местный бизнес.

Вадим Харламов

Марина, как с кризисом изменился рынок консалтинговых услуг? Возможно, какие-то услуги стали у предпринимателей более актуальными.

— Вообще рынок заметно изменился. Считается, что в кризис компании сокращают свои расходы на консалтинг, многие именно так и поступили, но некоторые, напротив, понимают, что именно сейчас нужно что-то менять.

В 2008-2009 годах, в первый кризис, особенно была видна тенденция по увеличению заказчиков. Сейчас это тоже есть. Однако многие предпочитают решать проблемы своими силами, не привлекая консультантов, но тем не менее понимают важность таких мер.

Что касается инструментов, то все хотят быстрых решений, которые выполняют ту или иную задачу. Начинать большие и крупные проекты и внедрять какие-то технологии, занимающие год или два, никто не хочет. Бизнесмены хотят быстро внедрить какой-то инструмент и получить результат. Если разбирать по темам, сегодня, конечно, это достижение целей компании, разработка стратегии. Мы, например, предлагаем делать это через факторную модель, методологию KPI. Сегодня очень много запросов на эту тему. Второй момент — это мотивация персонала. Все хотят включить сотрудников в достижение целей и выстроить более грамотную систему мотивации. Третий — финансы. В кризис необходимо более тщательно и правильно управлять средствами, размер которых и так ограничен. Поэтому все стараются как-то перестроить систему управления. Еще один популярный запрос — это управление продажами. Если до этого предпринимателей все в принципе устраивало, то теперь нужно что-то делать для того, чтобы иметь стабильные продажи.

Как вы считаете, насколько сильно кризис затронул сибирский рынок?

— Сильно затронул. Как бы тут ни говорили многие федеральные СМИ о том, что все хорошо, это не так. Бизнесу очень тяжело, особенно среднему. Во-первых, многие завязаны на приобретении сырья и материалов за рубежом, а это из-за роста евро и доллара делать все сложнее. Кто-то попал под санкции, пришлось искать замену каким-то составляющим. Но сильнее всего ударила по бизнесу проблема кредитования. И ладно бы просто выросла ставка по кредитам… Банки ведь серьезно ужесточили процесс рассмотрения заявок. Деньги теперь просто не дают. Многие руководители жалуются, что несколько лет подряд кредитуются в одном банке, вовремя расплачиваются, а теперь месяцами вынуждены ждать, чтобы заявку одобрили. А в конечном итоге ее могут и не утвердить. Даже те, кто работал с госзаказов и никогда не имел таких проблем (например, строители), столкнулся сегодня с отказами. А бизнес в основном развивается за счет заемных средств. Поэтому сейчас предпринимателям тяжело, особенно местным, не имеющим отношения к федеральным компаниям.

Конечно, многие попали и под снижение покупательской способности, например, ритейл. Поэтому нужно как-то подстраиваться под новые реалии и искать выход, а не забиваться в угол. Пора меняться, искать новые ресурсы и новые рынки.

Можно ли как-то выстроить работу, чтобы начать жить без кредитов?

— Есть такие бизнесы, в которых это невозможно. Для некоторых шанс есть, но для этого нужно уметь правильно управлять своими финансами: планировать, бюджетировать, лимитирорвать деньги. К примеру, производственные компании, если речь идет не об инвестициях, вполне могут обойтись своими силами. Просто нужно управлять денежным потоком, видеть динамику и кассовый разрыв, но многие компании, к сожалению, даже не имеют сегодня оперативной отчетности.

Насколько собственники готовы включиться в такое управление? Многие ведь привыкли получать со своих предприятий определенный доход и сокращать его не намерены.

— Большинство действительно не готовы. Но есть бизнесмены, которые понимают, что без этого невозможно. Это специфика России. Если посмотреть на западные компании, то там все понимают, что управлять нужно. У нас же в силу исторической специфики развития бизнеса не все руководители имеют необходимые знания в корпоративном менеджменте и соответственно уделяют этому вопросу должное внимание. Многие управляют по системе «так сложилось».

Какие инструменты сегодня наиболее актуальны?

— Те, которые работают, так сказать, от противного. Многие что стараются сделать? Сокращать затраты. Но сокращение затрат имеет оборотную сторону. Если, например, мы экономим на маркетинге и рекламе, то какие могут быть продажи? Если мы начинаем урезать инвестиции, тоже большой вопрос, к чему это может привести. В общем, это не совсем правильно. В первую очередь у нас есть денежные потоки: поступления и выплаты. Наша задача — увеличивать первые и оптимизировать вторые. В основном нужно работать над увеличением доходов. Это наши продажи. Соответственно, следует выстраивать правильную систему, знать стратегию, точки роста, конкурентов и т. д. Причем знать это должны не только руководители, но и каждый менеджер. С расходами работает система бюджетирования. Их не нужно сокращать, ими нужно управлять, удерживать их в определенных рамках в зависимости от доходов. Для этого в планирование бюджета должны включаться не только экономисты, но и руководители.

Есть очень хороший инструмент — платежный календарь, который позволяет все удержать в лимитах. И это не ручное управление, когда директор сам анализирует каждый счет и хватается за голову. Это четкая автоматизированная система.

Еще в том, что касается финансов, очень важна система управленческого учета. Потому что если мы не обладаем оперативной информацией о том, что происходит в бизнесе, то мы словно двигаемся на ощупь. Большую роль играет полноценная система отчетности, которая наглядно показывает все процессы. Она должна подкреплять руководителей при принятии решений, потому что в противном случае цена управленческой ошибки резко возрастает.

Для этого ведь нужно подобрать сотрудников так, чтобы руководитель мог полностью им доверять.

— Для того чтобы быть уверенным в достоверности отчетов, нужно вообще снижать зависимость от человеческого фактора. Для этого система должна быть четко регламентирована, а еще лучше автоматизирована, чтобы иметь доступ к ней в любой точке мира. Сегодня есть специальные программные продукты для этого.

Насколько бизнес в Сибири и в Омске в частности привык к такой системе?

Тут сложно сказать, есть те, кто работает по старинке, а есть те, кто внедрил современные системы и уже не представляет, как работать без них. Конечно, в этом смысле Сибирь отстает от западной части России, где намного больше предприятий внедряет такие продукты. Но тенденция все-таки положительная.

А сам рынок консалтинга Сибири сильно отстает?

— Если говорить про уровень консалтинга, то, наверное, нет. А вот востребованность разная. Наши предприятия не привыкли потреблять такие услуги. Если взять количество запросов в нашем филиале и в московском офисе, то разница будет в разы. И не только потому, что там больше компаний, а потому, что для них это уже нормально. Там тоже есть хорошие специалисты, которые могли бы это сделать, но они заняты оперативной работой. А на внедрение нужно время и ресурсы. К тому же этим специалистам может мешать накопленный опыт. Раньше они работали в компании, где было «вот так», и они переносят это в новую организацию. Даже если эта модель не совсем подходит.

В принципе в России консалтинг непривычен. На Западе это норма — обращаться в консалтинговые компании, там в голову не придет делать многие вещи самому.

А комплекс услуг как-то отличается в зависимости от регионов?

— Комплекс — нет. Дело, скорее, в масштабах. Там часто берут и заказывают сразу все, а у нас работа идет по кусочкам. Кому-то не хватает денег, кто-то просто присматривается.

Вернемся снова к кризису. Есть ли на сегодняшний день компании, которые, напротив, стали чувствовать себя комфортней?

— Если честно, я затрудняюсь назвать такие.

В федеральных СМИ мы много слышим про процветающее импортозамещение…

Думаю, это, скорее, лозунги. Об этом можно поговорить, но чтобы сделать, мало просто производить у себя, нужны комплектующие. А их нет в России. Все закупается. Возьмите любой ресторан, думаете, он покупает мясо и овощи у местных? Нет, все привозное. Взять оборудование, которое мы производим: все равно в нем будут импортные детали. Чтобы сформировался рынок поставщиков сырья и материалов, это невозможно сделать быстро, когда долгое время в стране не было производства. Мы ведь просто добывали и продавали ресурсы.

Единственный момент: это может быть неплохая возможность для компаний, которые раньше не могли никуда встроиться. Например, местные производители программного обеспечения. Это видно даже по нашей компании. Мы участвуем в тендере, а побеждает какое-то западное решение.

А теперь у некоторых организаций есть установка выбирать исключительно свое. В этом могут быть какие-то преференции. Но вопрос в том, сможет ли компания поставлять продукт в должном количестве и качестве.

Какие впечатления остались у вас от омских предпринимателей и нашего бизнес-климата?

— Мы часто проводим мероприятия и наиболее активно публика ведет себя в Новосибирске, Томске и Омске. Если же говорить именно про состояние бизнеса и экономики, то, как бы обидно это ни звучало, Омск стагнирует. И люди уезжают, потому что не могут найти интересную работу, и предприятия особо не развиваются. Когда-то что-то было сильно упущено, поэтому роста никакого нет. Здесь нужны какие-то кардинальные перемены.

Досье

Марина Гуляева — генеральный директор и совладелец Сибирского офиса группы компаний «ИНТАЛЕВ». Имеет более чем десятилетний опыт по постановке и автоматизации систем управления на российских предприятиях различных направлений деятельности. 

Начав в 2002 году со специалиста по бюджетированию в ГК «Медтехника» (Новосибирск) и внедрив там современную систему управления финансами, в 2004 году открыла собственный бизнес по внедрению проектов, связанных с постановкой и автоматизацией систем бюджетирования и управленческого учета (ООО «МАИР Групп», Новосибирск). В 2006 году создала Сибирский офис международной консалтинговой компании «ИНТАЛЕВ» и возглавляет его сегодня.

Специализация: стратегическое управление, управление финансами, управленческий контроллинг, KPI.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 24 (077) 30 июня

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий