Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

03 июля 2015 11.47

Аварийный передел

Омская ГИБДД презентовала страховым компаниям общественную организацию «Гранит», заявленная цель которой — урегулировать рынок аварийных комиссаров. Однако у источников «ДО» есть основания предположить, что указанный «Гранит» — лишь ширма для теневого бизнеса руководства ГИБДД.

Фото: Сергей Коньков

В актовом зале областной ГИБДД 18 июня сотрудники Госавтоинспекции собрали порядка 30 представителей страховых компаний. По рассказам участников собрания, целью встречи была презентация некой общественной организации содействия участникам дорожного движения «Гранит» и ее директора Виктора Телегина.

После короткого рассказа о вступающих с 1 июля изменениях в правила дорожного движения, к страховщикам обратился начальник отдела организационно-аналитической работы и пропаганды БДД Юрий Шевченко. В своем обращении полковник полиции раскритиковал работу служб аварийных комиссаров (АК). Дескать, у ГИБДД и, вероятно, у страховщиков, накопилось немало претензий к АК: то они скрывают водителей в алкогольном опьянении, то регистрируют «подставы», да и вообще на рынке предоставления услуги творится непонятно что.

Рынок ДТП

Отметим, что сейчас, по данным 2ГИС, в Омске работают 11 организаций, оказывающих услуги аварийных комиссаров. Большая часть из них — мелкие компании, имеющие в распоряжении по несколько экипажей. Крупнейшими же по количеству оформленных ДТП являются «Городская служба АК» (ГСК) и «Единая служба АК» (ЕСАК). Собственно последние получили в свой адрес и самую сильную критику полковника Шевченко.

«Это вызвало удивление, — рассказывает юрисконсульт СК «Надежда» Наталья Лутикова, присутствовавшая на встрече. — ЕСАК и ГСК на рынке почти 10 лет, и это первые компании, с которыми мы стали сотрудничать. Что касается нареканий к аварийным комиссарам, то они действительно есть, но касаются новых небольших компаний».

Чтобы навести порядок на рынке, все жалобы страховщиков на АК было предложено передавать в общественную организацию по защите интересов автомобилистов «Гранит». Для этого присутствующим предложили заключить «соглашение о сотрудничестве», предусматривающее информационный обмен (образец есть в распоряжении «ДО»).

Согласно соглашению, от страховщиков требуется «рекомендовать своим клиентам при возникновении ДТП обращаться непосредственно в «Гранит» либо в организации, им рекомендованные». А также сообщать обо всех нарушениях АК при оформлении ДТП.

Со своей стороны «Гранит» обязуется представлять интересы партнера в подразделениях ГИБДД, помогать с получением информации от инспекции.

«Сейчас мы и так время от времени делаем в ГИБДД запросы относительно различных ДТП и официально получаем необходимую информацию. Поэтому заявление директора «Гранита» о помощи в получении этих сведений показалось странным. Я уточнила, сколько человек сейчас работает в этой общественной организации, на что директор ответил, что пока он трудится один», — недоумевает Наталья Лутикова.

Возникает вполне закономерный вопрос: почему полковник полиции Юрий Шевченко презентует страховым компаниям общественную организацию, где из работников один только директор, и просит страховщиков ее рекламировать?

История теневых сетей

По рассказам источников «ДО», пару лет назад, когда рынок АК уже был наполнен небольшими компаниями, на рынке произошло перераспределение сил. Дело в том, что многие из мелких АК организованы с косвенным участием сотрудников ГИБДД. Это либо бывшие инспекторы, сохранившие тесные отношения с коллегами и от них получающие информацию о ДТП, либо действующие гаишники, привлекшие к работе в АК своих родственников или друзей и «сливающие» им данные о произошедших авариях в свою смену.

Данные «сливы» на сторону не приносили автоинспекции никакой выгоды. Тогда-то впервые дежурные ГИБДД получили от руководства устное распоряжение направлять информацию о ДТП в определенную компанию.

Причиной тому, по заверению собеседников, была необходимость компенсировать спонсорскую помощь для Всероссийского общества автомобилистов (ВОА). Являясь некоммерческой организацией, ВОА имеет право помогать ГИБДД в проведении различных мероприятий. Например, спонсировать участие в федеральной программе по пропаганде БДД «Колесо безопасности». Дескать, взамен ГИБДД неофициально и оперативно делилось с ВОА информацией о произошедших в городе ДТП.

Однако при дележке ДТП в дежурной части ВОА недополучали «заказы» и, если верить источникам, предъявляли соответствующие претензии руководству ГИБДД. Для контроля ситуации была даже введена система ежедневного отчета, в какие компании была направлена информация об «автомобильных столкновениях».

По этой версии, ВОА полагалось 50% всех городских столкновений. Вторые 50% дежурные должны были направлять в АК, подконтрольные начальнику штаба полка ДПС ГИБДД Алексею Акамову. У человека на этой должности есть прямой доступ к первичной информации об авариях в городе, и, как говорят, он ею пользовался.

В ноябре 2014 года из органов был уволен начальник Акамова, командир полка ДПС ГИБДД Вадим Прусс. Его место временно занимает уже упомянутый Юрий Шевченко.

С этого момента АК, подконтрольные Акамову, не получают ни одного «столкновения».

Путаная схема

В декабре 2014 года регистрируется ООО «Народная дружина «Гранит» и выходит на рынок аварийных комиссаров. А через два месяца, в феврале 2015 года, регистрируется общественная организация помощи автоинспекции «Гранит». Обе они имеют одинаковый юридический адрес.

Согласно выписке СПАРК, директором ООО является Геннадий Акамов, бывший инспектор ГИБДД, а, по слухам, еще и племянник упомянутого Алексея Акамова. А среди учредителей общественной организации «Гранит» значится Анатолий Пучков, бывший руководитель службы АК, подконтрольной ВОА.

Это идеальная схема, способная запутать кого угодно.

С одной стороны, есть общественная организация «Гранит», выполняющая функции народной дружины. С другой — ООО «Народная дружина «Гранит», которая фактически является коммерческой организацией и никакого отношения к общественному порядку не имеет. Именно она выезжает на место аварии.

Но идеальная схема на деле оказалась экономически неэффективной.

Чиновничий бизнес

Вся описанная дележка «автомобильных столкновений» между различными службами аварийных комиссаров не учитывала самого главного предпринимательского фактора успеха — спроса.

Дело в том, что услуга АК давно стала популярной для большинства автовладельцев. И, обращаясь в случае аварии в ГИБДД, водители, как правило, уже приняли для себя решение сэкономить и дождаться инспектора. Когда спустя час ожидания вместо сотрудника ГИБДД к месту ДТП приезжают аварийные комиссары, то зачастую они встречают не «готовеньких клиентов», а враждебно настроенных автовладельцев.

Определяющим же в выборе АК для водителей является рекомендация своей страховой компании. Зачастую вместе с полисом ОСАГО клиент получает рекламную брошюру или купон на скидку от АК. В полис КАСКО аварийные комиссары вообще включены наравне с бесплатным эвакуатором. То есть успех АК определяет реклама страховщиков.

Вот почему, надо полагать, 18 июня к страховщикам обратился Юрий Шевченко, рекомендовав сотрудничать с «Гранитом». И если описанная версия верна, в скором времени Омск, вероятно, ожидает либо полный передел рынка аварийного комиссариата, либо отставки в руководстве ГИБДД.

Владимир Червонящий

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 24 (077) 30 июня

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Подробности

Добавить комментарий