Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

08 июля 2015 12.37

«Интернет-забвение» ударит убытками по IT-компаниям

Законопроект о «праве на забвение» был принят Госдумой в минувшую пятницу и вступит в силу с 1 января 2016 года. В сетевом сообществе обеспокоены посягательством властей на доступ к информации, а интернет-компании могут ждать реальные убытки.

Вадим Харламов

Суть законопроекта заключается в том, что каждый гражданин получит возможность обратиться к поисковику с требованием удалить о нем личную информацию, которая является недостоверной или неактуальной (то есть достоверной, но с момента произошедшего новость перестала быть резонансной). Причем поисковик удаляет лишь ссылку в поисковой выборке, а сама информация на том или ином сайте остается, что само по себе странно.

Правительство недовольно

Не очень поняли логику депутатов и в российском правительстве. По данным «Интерфакса», в отзыве заинтересованных министерств отмечается, что поправки нарушают Конституцию РФ и ограничивают свободный доступ к информации. Боятся в органах исполнительной власти и ухудшения качества работы поисковых систем в интернете из-за удаления значительной массы «достоверной, общественно значимой, интересующей пользователей информации».

Для поисковиков такое требование — прямой удар по бизнесу, которых за последнее время было уже несколько. В России сложилась редкая для стран Европы ситуация, при которой лидером рынка является национальная компания (в нашем случае «Яндекс»), а не глобальный поисковик от Google. При этом государство, пусть и опосредованно, все время норовит уничтожить это первенство. Пробным шаром можно считать создание национального конкурента в виде системы «Спутник» от Ростелекома, который до сих пор так и не «взлетел». Новая история с законопроектом о забвении в Сети — прямой удар по возможностям поисковой машины лидера рынка, грозящий потерей его конкурентного преимущества.

Хотя стоит отметить, что действие закона распространяется не только на российские, но и на зарубежные поисковые сервисы — в случае если они распространяют рекламу для отечественного потребителя. Однако иностранным компаниям гораздо проще смириться с ситуацией в России, которая является для них лишь одной из многих площадок для развития бизнеса.

Лишние расходы

Принятие закона предусматривает и увеличение прямых расходов компаний. В частности, потребуется дорогостоящее оборудование, которое будет справляться с удалением ссылок. Плюс к этому в документе прописано право истца подавать исковое заявление по месту жительства, а значит, крупнейшим поисковикам нужно будет обеспечить себя сетью региональных юристов, которые будут представлять интересы компаний.

Участники профессионального сообщества в кратчайшие сроки между первым и вторым чтением законопроекта умудрились провести массу экспертных совещаний и смогли убедить депутатов принять часть важных поправок. В частности, появилось обязательное указание в заявлении конкретной ссылки на информацию, которая может быть исключена из результатов поиска. Добавлен принцип исключения ссылок из выдачи только по запросам, содержащим имя или фамилию заявителя. Увеличен срок работы поисковиков с требованиями заявителей — 10 рабочих вместо 3 календарных дней. Из-под действия закона выведены сайты, которые ищут только по собственным страницам. Последнее изменение особенно важно: в таком случае важную, хоть и «неактуальную», по мнению депутатов, информацию все же можно будет отыскать. Если не через поисковую систему, то хотя бы благодаря поисковику конкретного сайта. Правда, появились и другие менее приятные сообществу интернет-компаний поправки. В частности, в первой редакции проекта был установлен срок, в течение которого заявитель имел право обратиться с просьбой об удалении ссылок (3 года), сейчас он пропал.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 25 (078) 7 июля

Самое актуальное в рубрике: Технологии

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий