Топ-менеджер Абрамовича Петр Илюхин: «Конкуренты рано хоронят «Омский бекон»
Гендиректор Группы «Продо» Петр Илюхин дал интервью редактору «ДО» о том, как «Омский бекон» собирается возвращать позиции на рынке.
Петр Юрьевич, сейчас «Омский бекон» готовится к масштабной модернизации, поскольку производственные мощности свинокомплекса морально устарели. Ходят слухи, что вы рассматривали соседние регионы, в частности Тюмень, для переноса завода.
— Нет, ни Тюменскую область, ни другие регионы мы не рассматривали. «Омский бекон» должен быть в Омской области. Другой вопрос, что свинокомплексу уже 40 лет и та моноблочная система, которая на момент строительства считалась прогрессивной, инновационной, сейчас, по сути, не отвечает запросам времени. В этом и прошлом году предприятие находилось в прибыли, но мы чувствует уязвимость и изменение конъюнктуры рынка. Скажем так, если произойдет снижение цены, то мы с действующей технологией производства вряд ли выдержим конкуренцию. А экономить на качестве... такой стратегии мы не имеем. Поэтому еще полтора года назад был проработан вопрос реконструкции «Омского бекона», точнее сказать, строительства нового свинокомплекса с новой инфраструктурой, технологиями и оборудованием. В течение прошлого года мы подробно изучали проект, обсуждали его с министром сельского хозяйства Николаем Федоровым. Сейчас мы на стадии проектно-сметных работ. Определились с генетикой, оборудованием, конфигурацией комплекса. Разработан план поэтапного ввода в эксплуатацию площадей и мощностей. Предусматривается три этапа. Первый — в апреле следующего года. Он будет состоять из двух товарных ферм и племенной фермы со станцией искусственного осеменения. Это база, необходимая для нового комплекса. Инвестиции составят порядка 5 млрд рублей. А дальше — в зависимости от состояния рынка. Полностью проект должен быть реализован к 2022 году. Всего будет вложено чуть больше 13 млрд рублей.
Руководство Омской области идет навстречу?
— Конечно, в противном случае мы не пошли бы на такое.
Регион дает гарантии и по инфраструктурному компоненту?
— Мы постоянно проводим совещания с участием губернатора Виктора Назарова, министра сельского хозяйства региона Виталия Эрлиха. У нас хороший диалог о сотрудничестве. На сегодня глава региона дал поручение максимально оперативно оказывать поддержку в инфраструктурных вещах и способствовать тому, чтобы мы до конца года получили разрешительную документацию на проект. Кроме того, к этому же сроку мы должны определиться с кредитной организацией и представить проект в Минсельхоз РФ. Все идет достаточно оперативно. В ближайшее время мы должны разработать дорожную карту, точнее дополнить и актуализировать существующую. Без гарантий области в таких делах никуда.
Возвращение Александра Кивича на предприятие связано как раз с этим проектом?
— Да, это наше осознанное и, без сомнения, правильное решение. У амбициозного проекта должен быть амбициозный руководитель.
Согласовывали кандидатуру с региональной властью?
— Нет, кандидатуру не согласовывали, но обсуждали ее с Виктором Назаровым. Откровенно говоря, у нас практически не было альтернативы, учитывая квалификацию, стиль и уровень подготовки Кивича.
На предприятии уже заявили о дерзких планах — вернуть себе 50-60% омского рынка.
— Я могу сказать, что не все в компании сразу поверили в эти амбициозные заявления. Но то, что мы видим по итогам года его работы (Александр Кивич пришел в «Омский бекон» 2 июня 2014 года)... уверенная динамика по увеличению продаж за счет управленческих и достаточно волевых решений — все это позволяет нам говорить, что он человек не только слова, но и дела. Скажем, заметно выросло качество продукции. Раньше в погоне за прибылью порой качество могло хромать. Сейчас ситуация выровнялась. Поэтому у меня нет сомнений, что наша, назовем ее агрессивная, позиция на рынке будет реализована. Я думаю, что конкурентам, которые уже похоронили «Омский бекон», стоит серьезно задуматься.
Газета «Деловой Омск» опрашивала участников рынка и столкнулась с довольно скептической позицией. Общий посыл — время «Бекона» ушло...
— Вот и будем стараться опровергнуть эти умозаключения. Скепсис конкурентов имеет чисто эмоциональную основу. Я же смотрю на ситуацию прагматично, иначе бы не было смысла заявлять о таких масштабных инвестициях.
В свое время у нас в органах говорили: «Будешь плохо работать — уйдешь в народное хозяйство». Я вроде хорошо работал, но ушел в сложнейшую область народного хозяйства — сельское хозяйство.
А все-таки чем объясняется снижение качества продукции вашего завода. Я сам как потребитель в свое время отказался от продукции «Бекона» в пользу «Сибколбас», «Компура»...
— Все очень просто. В свое время была выбрана следующая стратегия — продукцию свинокомплекса мы продаем на сторону, а на Калачинский мясокомбинат закупаем свинину оттуда, откуда мы посчитаем нужным. Естественно, дешевле. Соответственно, качество сырья, поступающего на Калачинский мясокомбинат, упало, а наши конкуренты, которые покупали свинину у нас — с Лузинского свинокомплекса, напротив, улучшили качество своей продукции.
Поэтому сейчас принято действительно волевое решение: мы не продаем свинину на сторону вообще. Вся выращенная нами свинина, качество которой мы контролируем и по кормлению, и по другим параметрам, идет на переработку на Калачинский мясокомбинат. Это повлияло на цены, но мы пошли на это сознательно, понимая, что только вернув доверие потребителя к качеству продукции, мы сможем реализовать задуманные планы.
Как отреагировали конкуренты на такой шаг?
— Конечно же, без особого энтузиазма. Им в любом случае приходится закупать свинину такого же уровня и качества, но уже совершенно по другой стоимости. Мы же, в свою очередь, решаем таким образом две задачи. Возвращаем доверие к качеству своей продукции и усложняем жизнь конкурентам.
Как складываются отношения с торговыми сетями?
— Проблем со входом в сети у нас нет, потому что мы — федеральный игрок и известный бренд. При правильном позиционировании, при нашей активности и сети, и розничные точки заинтересованы в том, чтобы наша продукция была представлена на полках. В отличие от частных фермеров мы не сталкиваемся с какими-то сложностями.
В свое время «Омский бекон» имел фирменную розницу. Нет идей возродить это направление?
— В свое время компания отказалась от фирменной розницы как от непрофильного бизнеса. Ведь это, скорее, имиджевая история. Магазин в чистом виде — не простой проект, особенно в хороших местах, на хороших площадях. А на плохих мы просто по определению не можем находиться. Сейчас рассматриваем возврат к фирменной рознице, может быть, не так массово, как делают другие. Мы рассчитываем, что появится группа потребителей, которые специально будут приезжать в фирменные магазины.
Когда это произойдет?
— Точно не могу пока сказать. У нас сейчас действительно много работы по основным проектам. Я думаю, если мы будем реализовывать фирменную розницу, то не раньше следующего года, причем во второй его половине.
Омский проект отнимает больше всего времени?
— Из 16 предприятий компании «Продо» на «Омский бекон» приходится примерно треть. Из 17 тыс. человек, которые у нас работают, 6 тыс. трудоустроены в омской группе предприятий, включая «Сибирскую птицефабрику». Так что «Омский бекон» — это база для «Продо». Из этих соображений мы всегда особое внимание уделяли этому свинокомплексу. В одно время были некоторые сложности, но мы, слава Богу, с ними справились, вышли из производственного кризиса. По крайней мере, поменяли практически 70% управляющих команды менеджмента. У нас, пожалуй, на 100% поменялся директорат. Приход Александра Кивича показал, что нужно менять команду, формировать группу единомышленников: способных, амбициозных, жаждущих работать людей. И здесь очень важная заслуга как раз Кивича в том, что он их собрал и настроил на результат. Конечно, без сильной команды ничего сделать не получилось бы.
Как вся эта макроэкономическая история с импортозамещением, санкциями способствует развитию вашего производства? Или это, скорее, негативный фактор?
— Для развития бизнеса — это двоякая ситуация. С одной стороны, мы получили рынок, поскольку импорт сократился. Есть потенциал роста в объемах производства. Сейчас положительные условия для сельхозпроизводителей. Но вместе с тем изменение курсов валют существенно ударило, особенно по новому строительству. И кредитные организации с возросшими ставками также поспособствовали корректировке ряда инвестиционных проектов. Мы же не будем экспериментировать на «Омском беконе», используя какое-то непроверенное или китайское оборудование. В целом мы будем использовать опыт свинокомплексов европейской части России и, соответственно, европейских производителей.
Группа «Продо» по-прежнему находится в ареале влияния Романа Абрамовича? У омичей просто к этому человеку особое отношение...
— (Смеется) Что я могу сказать... Сохраняйте свое особое теплое отношение к Роману Аркадьевичу.
С 2009 по 2013 год совладельцем Группы «Продо» являлся Альфа-Банк. Сейчас какие отношения с этим кредитором?
— У нас прекрасные отношения со всеми кредитными организациями, и одним из генеральных партнеров в том числе является Альфа-Банк. По крайней мере, когда я пришел, то уже не наблюдал тех сложностей, которые были в те годы.
Как вы попали в холдинг «Продо», учитывая вашу предыдущую работу в органах.
— Честно скажу, для меня эта отрасль была в новинку. Пришлось перестраиваться: новые люди, новая профессия, новая жизнь. В свое время у нас в органах говорили: «Будешь плохо работать — уйдешь в народное хозяйство». Я вроде хорошо работал, но ушел в сложнейшую область народного хозяйства — сельское хозяйство. И совершенно этим не расстроен.
Досье
Петр Илюхин родился в Москве 13 июля 1981 года.
РС 1999 по 2011 год работал в органах ФСБ.
В компании «Продо» с 2011 года. Трудился в должности заместителя генерального директора. Затем занял новый пост: заместитель генерального директора — операционный директор.
РС мая 2015 года возглавил холдинг «Продо».
Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 25 (078) 7 июля
Самое актуальное в рубрике: Бизнес
Больше интересного в жанре: Интервью
Просмотры: 16457
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 5):