Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

22 июля 2015 16.06

Тайные миллионы полковника Клевакина

Можно ли дать взятку и при этом обвиняться в мошенничестве? Как показывает практика, можно. Обвинение омского предпринимателя, учредителя ООО «Сибирский медведь-Центр» и экс-учредителя компании «РБТ-Сервис» Виктора Медведовского идет именно по такому сценарию.

Тайные миллионы полковника Клевакина

Вадим Харламов

Эта история началась в 2012 году, когда федеральный бюджет выделил 32 млн рублей региональному УМВД на покупку квартир в районах Омской области сотрудникам полиции.

Дружеская «услуга»

Омское руководство в лице заместителя начальника управления, полковника Сергея Клевакина долго думало, как же освоить федеральные деньги. Квартиры были подобраны, но все они находились в собственности у граждан. Высокое московское начальство категорически запретило выкупать у «физиков» жилье, мол, действуйте только в рамках закона. А в этом случае продавец должен быть лицом юридическим и собственником квадратных метров. Как считает следствие, полковник Клевакин нашел выход из ситуации, предложив своему знакомому, предпринимателю Виктору Медведовскому поучаствовать в госзакупке, гарантировав тому победу. Подконтрольное бизнесмену ООО «РБТ-Сервис» выкупило квартиры у собственников, заявилось на аукцион и одержало победу.

Деньги освоили, удалось даже чуть-чуть сэкономить, ведь компания «РБТ-Сервис» сыграла на понижение. Следователей смутили суммы, за которые продавались квадратные метры. К примеру, по данным портала закупок, квартиру в р. п. Горьковское площадью 40 кв. м полицейские купили за 1,1 млн рублей. 75 «квадратов» в Марьяновке — чуть более чем за 2 млн рублей. Всего было приобретено 18 квартир общей площадью 1165 кв. м. Позже будет подсчитано: разница между покупкой и продажей всех квартир, то есть между стоимостью, за которую бизнесмен купил «квадраты», и той, по которой состоялась сделка, составила 11 млн рублей. Осенью 2014 года возбуждается уголовное дело по 286 статье УК РФ «Превышение должностных полномочий» в отношении неустановленных лиц. Установить их удалось лишь спустя почти год после начала предварительного следствия. Правда, «в наши дни» квалификация преступления претерпела существенные изменения.

«Большие звезды» в руках правосудия

1 июля 2015 года возбуждается новое уголовное дело, на сей раз по статье «Мошенничество», в его рамках следствие получает возможность задержать первого подозреваемого — Виктора Медведовского. Спустя 14 дней возбуждается другое уголовное дело, но уже за получение взятки в особо крупном размере. Правоохранители задерживают полковника Сергея Клевакина по подозрению в этом преступлении. Сейчас оба фигуранта находятся под стражей, дожидаясь окончания следствия в стенах следственного изолятора.

Следователь, ведущий предварительное следствие по уголовным делам, принимает решение объединить их в одно производство. Но почему преступления со столь разными составами (мошенничество относится к преступлениям против собственности, получение взятки — против государственной власти), а дело одно? Логично, если бы действия Медведовского квалифицировали как дачу взятки. Но 291-й статьи УК в деле пока не вырисовывается. Как-то странно получается, в деле есть обвиняемый-взяткополучатель, а обвиняемого-взяткодателя нет. Вернее — есть, но обвиняется он в мошенничестве.

«Давайте расследованием преступления буду заниматься я, так же, как и принимать по делу процессуальные решения», — отметил следователь отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Омской области Ярослав Остриков.

«Все-таки что за преступление было совершено? — задается вопросом адвокат полковника Клевакина Юрий Николаев. — Группой лиц по предварительному сговору похищены и поделены между собой бюджетные деньги, как говорится в обвинении Медведовского? Или все же Клевакин за определенную плату оказал некую услугу Медведовскому? О какой тогда договоренности может идти речь, если эти деньги они собирались похитить?».

Виктор Медведовский уже признался в совершении преступления, написав явку с повинной, хотя ранее категорически не считал себя виновным. Похоже, его слова и будут основной доказательной базой. Смущает в деле и расплывчатая формулировка суммы взятки — «не менее 4 млн рублей». В таких случаях важно все, вплоть до копеек, ведь размер имеет значение, влияя на квалификацию. Как, интересно, суд в случае признания вины полковника будет назначать ему наказание? Штраф, напомним, теперь стал обязательным видом наказания по статье, по которой обвиняется офицер полиции. Обяжет выплатить не менее 280 млн рублей (штраф в семидесятикратном размере суммы взятки)? В общем, наверное, следствие разберется и наполнит обвинительное заключение конкретикой.

Пропавшая взятка

Предприниматель пояснил, что эти 4 млн офицеру полиции выдавал частями в офисе компании «РБТ-Сервис». Деньги обналичивал через сторонние компании. Часть ушла на уплату налога, остальную забрал себе. Где эти деньги, полученные должностным лицом в качестве взятки, следователи так и не установили.

«Сергей Клевакин свое знакомство с Медведовским подтверждает, однако отрицает факт сообщения ему информации о проводимых конкурсах, — говорит следователь Ярослав Остриков. — В целях избежания уголовной ответственности он давал ложные показания как о своей непричастности, так и о том, что сделки совершались на законных основаниях».

«Фактически других доказательств, кроме показаний Медведовского, у следствия нет. Да и к ним стоит относиться критически. Он болен, у него проблемы со зрением. Он оказался в ситуации, когда нужно думать о себе, — продолжает Юрий Николаев. — Клевакин не входил в состав конкурсной комиссии, соответственно, никак повлиять на итоги аукциона не мог. Непонятен ущерб от преступления, кто пострадавшая сторона? «РБТ-Сервис» как организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью, не могла сыграть себе в убыток, продав квартиры по той же стоимости, за которые их выкупала. Желание предпринимателя заработать вполне естественно».

«Взяток я не брал, — сделал признание Сергей Клевакин на судебном заседании, где решался вопрос о мере пресечения. Офицер просил выпустить его под домашний арест, готов был даже продать семейную ценность — автомобиль и заплатить залог за свою свободу. — Об этом свидетельствует несколько фактов. Когда состоялся последний аукцион, и появился Медведовский, нами было пройдено несколько этапов. Первый аукцион признан несостоявшимся из-за отсутствия участников. После я направлял обращение в МВД с просьбой заключить договоры купли-продажи с физическими лицами. Письменный ответ я не получил, но в устной форме мне дали понять: применяй действующее законодательство. Далее последовало обращение в Рособоронзаказ, ведомство выделяло деньги на покупку жилья. И оттуда получен отказ. Зачем мне требовалось столько пройти, чтобы в итоге вступить в сговор с Медведовским?».

Вряд ли можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что руководство «РБТ-Сервис» не было уверено в своей победе. Для чего компания вообще приобретала квартиры, чтобы в случае проигрыша остаться с совершенно ненужным и непрофильным «обременением» и в «минусе»? Насколько бескорыстно Сергей Клевакин помогал предпринимателю, покажет следствие, у которого уже есть показания одного из главных фигурантов уголовного дела — Виктора Медведовского. Система нашего уголовно-процессуального законодательства построена вопреки народной мудрости. Слово к делу пришьешь, а вернее — подошьешь.

Вероятно, статья «Мошенничество» в деле руководителя ООО «Сибирский медведь-Центр» «рабочая». Раз полковник Клевакин обвиняется в получении взятки, логично, что Медведовский должен быть обвинен в ее даче. Но этого пока не сделано. Почему? По закону лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию или расследованию преступления либо добровольно сообщило о даче взятки. Вот и ответ. Следователь может изменить квалификацию преступления, и предприниматель может оказаться на свободе, в отличие от Сергея Клевакина, которому грозит реальный срок лишения свободы и солидный штраф.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 27 (080) 21 июля

Самое актуальное в рубрике: Суды

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий