Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

28 июля 2015 11.11

Наследники омских бизнес-империй

Многие омские первопроходцы бизнеса — владельцы крупных и средних компаний — подходят к 60-летнему рубежу. «ДО» выяснил, кто унаследует местные бизнес-империи, после того как их основатели отойдут от дел.

Многие представители сегодняшнего поколения омских миллионеров уже отпраздновали 50-летний юбилей. Половина из них перешагнула даже 55-летний рубеж, неуклонно приближаясь к пенсионному возрасту. Случаи, когда решение ключевых вопросов и принятие управленческих решений остаются за 65-летними собственниками компаний, конечно, нередки. Однако среди предпринимателей немало и тех, кто видит счастливую старость во внуках и путешествиях, а не в ворохе бумаг, совещаниях и командировках.

Не видать конца

Как утверждают юристы, российские бизнесмены не особо заинтересованы в проработке вопроса сохранения своего дела. «По состоянию на 2015 год преимущественно бизнес ведет все еще первое поколение, средний возраст которого от 50 до 60 лет, — рассказал «ДО» главный эксперт «Правовой сервис 48Prav.ru» Александр Трифонов. — Начиная с 1991 года все этапы развития или гибели бизнес-империй федерального и регионального уровней были связаны с активными действиями основателей. В большинстве своем они не особо доверяли наемным сотрудникам, и как успех, так и провал всегда были завязаны на личности лидера. Они предельно активны как в бизнесе, так и в личной жизни, нередко имеют несколько браков, живут быстрой полноценной жизнью и просто не задумываются о возможном уходе».

Беспечность предпринимателей в вопросах наследования юрист объясняет «психологическим табу и неразвитостью бизнес-культуры в этих вопросах». «Максимум, на что решаются основатели, это введение своих наследников на управленческие должности, — отмечает Трифонов. — Но и эти их действия мотивированы лишь тем, что, дескать, «не идти же ребенку работать в McDonald’s, как все».

Генеральный директор юридической компании «ЮрПартнерЪ» Антон Толмачев, наоборот, подчеркивает, что нежелание предпринимателей думать о будущем нельзя объяснить только свойственным россиянам образом мыслей. «Я не считаю, что в России есть какая-то особая модель преемства бизнеса детьми, учитывая то, что, как правило, все эти семьи обитают вне России и имеют, скорее, прозападный менталитет», — говорит он.

По оценке гендиректора Legal CONSTANTINE Нины Заварзиной, неумение российских предпринимателей вовремя отходить от дела, заранее подготовив наследников, обусловлено тем, что «основная часть бизнеса имеет не-стратегический характер и требует постоянного личного участия владельца». «В лучшем случае наследников, определившихся в сторону семейного бизнеса, привлекают к управлению, передав им в собственность часть активов, при этом оставляя непреложным родительский контроль, — отмечает Заварзина. — Худший вариант, характерный для среднего бизнеса, это неразделенное при жизни наследство, что в том числе оборачивается судебными конфликтами, которые негативно отражаются на цене унаследованного бизнеса».

Родственная ОША

В Омске немало предпринимателей уже официально определили судьбу своего наследства, оформив часть собственности на детей. Сыновья и дочери известных бизнесменов числятся среди учредителей всевозможных ООО. На деле же отпрыскам состоятельных родителей не всегда доверяется что-то существеннее должности главы маркетингового отдела.

Впрочем, гораздо больше случаев, когда собственники местных компаний видят в сыновьях и дочерях реальных преемников своего дела, с ранних лет вовлекая их в работу. Например, сын президента корпорации «ОША» Владимира Веретено Игорь начал трудиться еще будучи школьником. Профессиями помощника механизатора и грузчика он овладел до совершеннолетия. В интервью «ДО» 32-летний Игорь признался, что хотел иметь собственные деньги на карманные расходы и интересовался внутренней стороной производства, поэтому использовал школьные каникулы не для отдыха, а для труда.

С 23 лет Игорь Веретено официально работал в стенах «ОШИ» на разных должностях, пока в мае этого года глава корпорации — 65-летний Владимир Веретено — не озаботился вопросом наследования своего дела. Полностью от бизнеса он не отошел, но предусмотрел для сына перспективную должность вице-президента «ОШИ» по производству. Логично предположить, что следующей ступенью карьерной лестницы Игоря в отцовском концерне станет президентский пост.

Семейное трио

Еще один пример того, как профессия детей известных отцов определяется в раннем возрасте — карьерный путь Павла Оркиша, сына директора строительной фирмы «Стройподряд» Сергея Оркиша. В старших классах Павел начал подрабатывать на стройке учеником плотника-бетонщика, учась в вузе, он был уже дублером мастера на строительстве ТК «Летур». Сейчас молодой мужчина возглавляет производственно-технический отдел в компании отца.

Второй сын Сергея Оркиша Максим занимается аквапарком «АкваРИО». Единственная дочь главы «Стройподряда» Анна интереса к строительным конструкциям не проявляла, поэтому фронтом ее работы стал центр отдыха «Сказка», который, впрочем, тоже принадлежит семье Оркиш.

Правой рукой учредителя «Россювелирторга» Марины Хариби является ее единственный сын — 32-летний Кирилл. «Мой партнер и помощник», — говорит о нем предпринимательница, тем самым отметая все вопросы о возможных сложностях с наследником.

«Первый бизнес у меня появился в 19 лет, это был компьютерный клуб, — рассказал Кирилл «ДО». — Потом долгое время занимался только ювелиркой. Сейчас оказываю консультативные услуги по маркетингу».

1 августа Кирилл, известный своей страстью к мотоциклам, открывает мотомастерскую, которая в дальнейшем должна превратиться в настоящий байк-пост.

Не в ресторане дело

Практически полностью переложил дела на плечи сына 53-летний Владимир Герчик. Владельцем основного бизнеса семьи ТОЦ «ЭРА» теперь является 26-летний Алексей. Герчик-старший, по его словам, отошел от оперативного управления делами, закрепив за собой функцию консультанта.

Как и многие другие представители золотой молодежи, Алексей получил первую зарплату в школьном возрасте, подрабатывая на летних каникулах. Четверокурсником он попробовал себя в ресторанном бизнесе.

«Оказалось, это не мое, после этого занялся коммерческой недвижимостью. Эта сфера мне безумно интересна, — поделился Алексей с «ДО». — Я получаю удовольствие от работы. В статусе коммерческого директора ТОЦ «ЭРА» я отвечаю за всю недвижимость компании и ее финансовые результаты... Родители дали мне возможность попробовать себя в разных сферах, за это им огромное спасибо. Вообще для меня главное в работе — это чтобы она приносила не только доход, но и удовольствие. И сейчас это именно так и есть. Мне кажется очень логичным и правильным продолжать развивать и приумножать семейный бизнес».

В мире иллюзий

Недавно перешагнув 50-летний рубеж, Владимир Волков (ИТ-Банк, клуб «Эгоист», модный дом «Роба»), шутя, отмечает, что в ближайшие 15-20 лет не планирует снижать рабочую активность. «В Европе собственники компаний начинают задаваться вопросом о наследниках после 65 лет, для них норма отойти от дела только после празднования 70-летнего юбилея, — рассказал Волков «ДО». — Надеюсь, я смогу последовать их примеру, тем более что есть и другой нюанс — у детей, зачатых в СССР, которые видели, как их отцы делали семимильные шаги в своем деле на фоне общей разрухи, может сложиться неверное представление о том, что вести бизнес легко. Сейчас совершенно другое время. Чтобы быть успешным, мало того, что помогало в 90-е. Нужно постоянно придумывать что-то новое, развиваться. Этому поколению нужно дать время, чтобы оно избавилось от иллюзий, накопило опыт».

Несмотря на неуверенность в рожденных девяностыми, Владимир Волков все-таки рассчитывает передать свое дело сыновьям. 27-летний Максим уже работает в команде отца. 22-летний Кирилл пока учится на двух факультетах, но, как надеется Волков-старший, затем тоже придет в семейный бизнес.

Знакомство бизнеса с Ильей

Внушительным перечнем активов 69-летнего Геннадия Фридмана уже несколько лет занимается его единственный сын Илья. Автоцентры, коммерческая недвижимость, телекоммуникации и вновь автоцентры официально числятся именно за ним. С сыном чете Фридманов повезло — если отец семейства увлекся предпринимательством в весьма солидном возрасте, то Илью ввели в курс дел отца еще в молодости.

Как отмечал в своей книге президент группы компаний «Руян» Александр Кравцов, известный созданием бренда «Экспедиция» и соседством с Ильей по студенческому общежитию, Фридман-младший сочетал в себе «гениальность математика-еврея и сибирского боксера с крутым, слегка самонадеянным нравом».

Знакомство Ильи с предпринимательством, как он сам рассказывал Кравцову, походило на сценку:

«Здравствуй, бизнес», — сказал Фридман.

«Здравствуй, Илья», — ответил бизнес.

По признанию Александра Кравцова, больше всего в успехах студенческого товарища его впечатлила история о том, как Фридман продал в Сибири столько грузовиков Scania, что глава этой корпорации прилетел на личном самолете в Омск только для того, чтобы познакомиться с успешным предпринимателем.

Село и труд все перетрут

Заместителем 58-летнего Анатолия Беззубцева на птицефабрике «Иртышская» уже несколько лет работает его младший сын Евгений. «На предприятие он пришел школьником, трудился в бригаде слесарей по ремонту оборудования, — рассказал «ДО» Беззубцев-старший. — У нас в семье так заведено, что нужно работать, поэтому сына никто не заставлял, это было его решение. Окончив университет, Евгений получил должность юриста на птицефабрике, затем стал заместителем директора».

Двое других детей Анатолия Беззубцева с делом отца не связаны: сын служит в органах, дочь живет в Ленинградской области.

Другому депутату Заксобрания — Владимиру Пушкареву — помогает в предпринимательской работе сын Дмитрий. В должности замдиректора отцовской фирмы ЗАО «Нива» (специализируется на растениеводстве и животноводстве) он работает с 24 лет. Несмотря на милицейское образование, Пушкарев-младший искренне увлечен сельским хозяйством и не готов менять жизнь в селе на городские многоэтажки.

Хлеб да торт

Председатель совета директоров «Хлебодара» Евгений Аронов наладил с помощью двух сыновей бесперебойный процесс — от выпечки хлеба и тортов до их доставки в желудки клиентов. 34-летний Михаил Аронов — индивидуальный предприниматель, продает хлеб и булочки, которые, в свою очередь, производит компания его отца. Александр Аронов управляет кафе «Торт и К», на столах которого не бывает сладостей и злаковых других производителей.

Затаив издание

У главы издательского дома «ТРИЭС» Сергея Сусликова, четыре года назад официально ставшего пенсионером, богатый выбор наследников. С одной стороны, в какой-то мере приобщен к медиабизнесу его сын Егор — владелец одной из крупнейших в городе рекламных компаний. Его рабочий кабинет расположен через стенку с отцовским, поэтому Егор близок к делам отца даже территориально.

В стенах отцовской компании обитает и дочь Екатерина — в свое время она основала агентство подбора кадров. Также у издателя имеется младшая дочь Мария, которая получила журналистское образование в Москве и сейчас набирается профессионального опыта в Новосибирске. Впрочем, учитывая крепкий организм Сусликова и его любовь к перу, передачи власти в этом холдинге в ближайшие годы ждать не стоит.

Канули в скромность

В бизнес 57-летнего Левана Турманидзе вовлечены как супруга (управляет ресторанами мужа), так и двое детей — Ирина и Эдуард. По данным ресурса «Картотека.ру», сын Турманидзе является учредителем пяти компаний и руководителем ресторана «Гранд Летур». Дочь управляет двумя ООО, которые занимаются ресторанно-производственной деятельностью.

Дети господина Турманидзе не только трудолюбивы, но и скромны — Эдуард наотрез отказался отвечать на вопросы «ДО», объяснив, что не любит, когда его имя попадает на страницы СМИ.

Антон Толмачев,генеральный директор юридической компании «ЮрПартнерЪ»Наследование бизнеса — вопрос очень актуальный для нашей страны. Когда речь идет о наследовании бизнес-конструкций, то прежде всего нужно говорить о взаимоотношениях партнеров наследодателя с его наследниками. Наследнику необходимо передать все связи, знакомства, политическое положение, статус, не говоря о деловой хватке, предпринимательских способностях и работоспособности. Но и это не гарантирует успешного наследования. Так, например, в 2007 году, после смерти директора «Южкузбассуголь» Владимира Лаврика, его сын Георгий изначально отказался продать свою долю совладельцу компании. Однако затем, после трагичных аварий в шахтах компании, вынужден был это сделать, не сумев сохранить наследство в семье.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 28 (081) 28 июля

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий