Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

18 августа 2015 15.02

Каждый несет свой арест: задержанные за 5 лет омские ВИПы

За последнюю пятилетку около 20 известных омских предпринимателей и чиновников высшего ранга получили реальные тюремные сроки. Вспомнив их поименно, «ДО» попытался понять, чего в этих показательных арестах больше — устрашения или жажды победить коррупцию.

Эпоха посадок началась с ареста в 2010 году гендиректора «Сибстроя» Игоря Михеева. Главу компании, которую в то время Леонид Полежаев относил к числу крупнейших омских застройщиков, обвиняли в присвоении 28 млн рублей дольщиков. Сохранить свободу Михееву не помогло ни депутатское прошлое, ни доверительные отношения с бывшим спикером горсовета Александром Цимбалистом (которому предприниматель оплачивал командировки в Москву), ни деловое партнерство с сыном директора департамента архитектуры мэрии Анатолия Тиля Павлом.

Будучи первопроходцем среди местных осужденных бизнесменов, Игорь Михеев избрал тактику, которую затем не рискнул повторить ни один из его коллег по несчастью. На судебных заседаниях Михеев кричал и топал ногами, перебивал судью и прокурора, игнорировал замечания и просился на выход, чего в результате каждый раз и добивался.

Остальные чиновники и бизнесмены, позже оказавшиеся на месте Михеева, держались спокойно и мужественно, не позволяя себе ни слез, ни оскорблений, ни раскаяний и признаний вины.

Пик арестов пришелся на 2013-2015 годы, когда силовики провели целую серию задержаний известных лиц. Делалось это показательно унизительно: первого замгубернатора Юрия Гамбурга схватили на выходе из магазина с покупками, директора департамента образования Илью Дубина задержали на глазах у многочисленных зевак рядом с детским садом, куда он приехал за ребенком, главу «Мостовика» Олега Шишова — в Москве, хотя, как утверждал бизнесмен, его визит в столицу был санкционирован следователями.

Сажать на испуг

Представители предпринимательского сообщества и власти в комментариях «ДО» признались, что видят в показательных арестах определенный вред для экономики региона.

Один из министров областного правительства, например, заявлял в беседе с «ДО», что вал уголовных дел может тормозить приход в регион инвесторов, так как чиновники стали более осторожно подписывать документы, боясь последовать примеру коллег, оказавшихся за решеткой из-за выделения земель бизнесу. «В зависимости от обстоятельств за одно и то же решение могут либо объявить благодарность, либо обвинить в преступлении», — констатировал чиновник положение дел в регионе.

По мнению гендиректора сети салонов «Ювелирный союз» Александра Стрельникова, «постоянное привлечение представителей власти к уголовной ответственности держит чиновников в шоковом состоянии, не дает импульса для позитивного развития и проявления инициативы».

Директор по территориальному развитию горного курорта «Роза Хутор» Константин Гаранин при попытке оценить омскую практику борьбы с коррупцией заметил, что «даже если преследование предпринимателей справедливо, то во всем мире оно воспринимается бизнес-средой весьма болезненно и увеличивает настороженность по отношению к территории. Никто же не знает сути дела и на всякий случай старается держаться подальше».

В случае с преследованием чиновников, считает эксперт, нужно принимать во внимание, какой характер они носят. «Если это больше напоминает передел власти, то инвестор постарается переждать «лихие» времена, чтобы прийти в более стабильную обстановку, — заявил Гаранин. — Если же это, наоборот, больше похоже на то, что наконец-то пришел хозяин, который делает чистку, чтобы все играли в равных условиях, то это может способствовать смене потенциальных инвесторов и притоку инвестиций, когда на место бизнеса, основанного на откатных схемах, приходит бизнес, заинтересованный в честной долгосрочной работе по понятным правилам».

Член координационного совета областного Союза предпринимателей Татьяна Еременко уверена, что причина массовых посадок в несовершенстве правовой базы и отсутствии ее преемственности. «Чехарда с изменениями в законодательстве вредит как предпринимателям, так и органам власти, — считает Еременко. — При принятии новых актов плохо просчитывается их перспективная модель влияния на уже действующие законы. В результате потенциально под удар попадают все чиновники и бизнесмены, и решить этот вопрос можно только на законодательном уровне. В правовом государстве должен существовать принцип: что не запрещено, то разрешено. У нас этот принцип не действует, а в таких условиях работать сложно».

Более нейтрально говорит о громких уголовных делах депутат Заксобрания Сергей Нос. «Это не посадки, а решения суда, которые нет смысла комментировать, — считает эксперт. — Я не считаю это показательными действиями силовиков. Подобные случаи вряд ли могут отпугнуть инвесторов, которые хоть и оценивают политический климат в регионе перед приходом в него, но все-таки принимают решения, не зависящие от того, сколько чиновников и депутатов там посадили. Другое дело, что редко кто из бизнеса видит в Омской области предпосылки для того, чтобы здесь что-то развивать».

Мнение

Александр Макаров,директор ЗАО «Дельрус»Я не вижу никакой компанейщины в том, что у нас участились случаи осуждения различных руководителей на реальные сроки. Если есть состав преступления и вина доказана судом, то такие факты не могут быть подвержены критике. Я не исключаю, что после всех этих арестов кто-то из служащих действительно будет действовать более осторожно. Но одним лишь методом «всех пересадить» мы проблем не решим. Порядок в этой системе нужно наводить не только силовыми способами.

* Нажмите на картинку для увеличения.

Михаил Тюфягин,бывший заместитель министра строительства и ЖКК Омской областиОбвинялся: в превышении должностных полномочий, получении взятки в особо крупном размере. Наказание: 4 года колонии строгого режима, штраф 17 млн рублей. Начало тюремного срока: март 2015 года. Дата выхода на свободу: весна 2019 года. Адвокаты: Андрей Хабаров, Наталья Романовская, Юлия Бородихина.

Если я буду отдавать пенсию на гашение штрафа в 17 млн, на это уйдет примерно 113 лет. Я согласен, если 113 лет смогу платить, а если только половину? Потому что надо еще и на лекарства, оплачивать мой кредит. А значит, выплата штрафа растянется на 200 с лишним лет.

Александр Стерлягов,бывший министр имущественных отношений Омской областиОбвинялся: в превышении должностных полномочий. Наказание: 2 года колонии общего режима. Начало тюремного срока: июль 2015 года. Дата выхода на свободу: лето 2017 года. Адвокаты: Юрий Николаев, Наталья Бочкарева.

Я не завидую тем людям, которые сейчас работают. Никто не хочет и не будет принимать на себя ответственность за решения. Сегодня выгоднее ничего не делать: пусть лучше представление придет, жалобу напишут.

Василий Цой,экс-директор ООО «Юсон-Сибирь»Обвинялся: в незаконном получении банковского кредита, мошенничестве в особо крупном размере. Наказание: 5 лет колонии общего режима. Начало тюремного срока: август 2015 года. Дата выхода на свободу: лето 2020 года. Адвокат: Лариса Морозан.

Я не ездил по банкам, они сами сидели в очереди у меня в приемной с предложениями одолжить денег.

Илья Дубин,бывший директор департамента образования мэрии ОмскаОбвинялся: в получении взятки. Наказание: 4 года колонии строгого режима, штраф 5 млн рублей. Начало тюремного срока: июль 2015 года. Дата выхода на свободу: лето 2019 года. Адвокаты: Михаил Завьялов, Александр Деревянко.

Я не очень понимаю, насколько серьезную угрозу представляю обществу. Видимо, меня необходимо надолго изолировать, чтобы я, не дай бог, не совершил каких-то нехороших дел в отношении жителей Омска и, не дай бог, других городов. Мне непонятна эта система наказания, поэтому я очень переживаю за своих коллег, которые понесли и понесут, может быть, в будущем такое наказание.

Игорь Михеев,бывший генеральный директор ООО «Сибстрой»Обвинялся: в присвоении или растрате, совершенных с использованием служебного положения в особо крупном размере, злоупотреблении полномочиями. Наказание: 5 лет 6 месяцев колонии строгого режима. Начало тюремного срока: октябрь 2010 года. Дата выхода на свободу: освободился досрочно. Адвокаты: Александр Деревянко, Михаил Завьялов (отказался защищать Михеева после того, как в его адрес начали поступать угрозы).
Владимир Аллес,бывший начальник УФМС России по Омской области

Обвинялся: в получении взятки.

Наказание: 5 лет 5 месяцев колонии строгого режима.

Начало тюремного срока: декабрь 2011 года.

Дата выхода на свободу: лето 2016 года.

Адвокат: Татьяна Бородина.

Ни по одному из пунктов виновным себя не считаю.

Максим Поповцев,генеральный директор «Юнитек»Обвинялся: в присвоении или растрате в особо крупном размере. Наказание: 5 лет колонии общего режима. Начало тюремного срока: май 2015 года. Дата выхода на свободу: весна 2020 года. Адвокат: Юлия Бородихина.

Я не хотел потерять имидж компании ... потом бы все (имеется в виду дизельное топливо, оставленное на хранение Поповцеву ФСБ) вернул.

Анатолий Шастин,бывший председатель областного сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Прииртышье»Обвинялся: в хищении чужого имущества, совершенном группой лиц по предварительному сговору с использованием служебного положения, а также в мошенничестве. Наказание: 3 года колонии общего режима. Начало тюремного срока: март 2012 года. Дата выхода на свободу: освободился досрочно в 2013 году. Адвокат: В. Мартин.

В ожидании приговора:

Юрий Гамбург, бывший первый зампред областного правительства.

Владимир Дрокин, бывший директор компании «СПЭК».

Александр Денисов, бывший глава регионального управления миграционной службы.

Сергей Алексеев, бывший министр образования области.

Олег Шишов, бывший гендиректор НПО «Мостовик».

Александр Дмитриев, бывший директор омского филиала АК БАРС БАНКА.

Рита Фомина, экс-министр финансов.

Олег Илюшин, экс-министр развития транспортного комплекса.

Виктор Лаутеншлегер, замруководителя управления Россельхознадзора по Омской области.

Виктор Берг, бывший руководитель «ОмСтрой-2001».

Индекс С/Д:

Для некоторых героев материала «Деловой Омск» вывел индекс С/Д (срок/деньги) — показатель зависимости тюремного срока человека от суммы, которую он получил в качестве взятки либо «отнял» у государства. Чем выше индекс С/Д (то есть «дороже» каждый год тюрьмы), тем меньше повезло осужденному.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 31 (084) 18 августа

Самое актуальное в рубрике: Закон

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий