Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

20 августа 2015 16.22

Короли госзаказа: Топ-10 крупнейших омских поставщиков и заказчиков

В условиях кризиса сектор госзакупок может стать поддержкой для бизнеса, но если государство будет добросовестно исполнять обязанности, не нарушая правила, самим же написанные.

Фото: gazeta.ru

На собственные нужды государство тратит огромные деньги, при этом год от года бюджет на госзакупки практически не секвестируется. Меняются, пожалуй, лишь приоритетные отрасли. В 2013 году заключено контрактов на сумму в 5,9 трлн рублей, в 2014-м — на 5,5 трлн рублей. В текущем году бюджет уже потратил на госзакупки 2,7 трлн рублей. Очевидно, что этот сектор в сегодняшних условиях (и не только) самый денежный и стабильный. «ДО» решил составить рейтинг топ-10 омских компаний-поставщиков и заказчиков по сумме всех заключенных в первом полугодии 2015 года контрактов и попытался выяснить у бизнеса, могут ли госзакупки в кризис стать той самой спасительной соломинкой для предпринимателей.

«Зашел» на сделку и закрылся?

Рынок госзакупок, как считают некоторые предприниматели, — не просто отдельная сфера, это целая жизнь, к которой надо суметь приспособиться. Без предварительной подготовки и при неправильном «заходе» на сделку велики шансы вообще закрыться. Рынок среди бизнеса считается коррумпированным. Хотя отдельные эксперты каким-то образом смогли рассчитать: «договорных» тендеров не более 40%, то есть у обычных смертных предпринимателей есть неплохие шансы освоить остальные 60. Из других «минусов» называются также низкая маржинальность, задержка с оплатой, секвестирование бюджетов по ходу исполнения контракта. Но с другой стороны, бизнес признает: государство — самый крупный заказчик, и у многих компаний нет другого выбора, кроме госзаказа.

«Специфика нашего предприятия такова: 95% от всех заказов — государственные. Не скажу, что государство — ненадежный заказчик. Расчеты идут в срок и в требуемом объеме, — говорит руководитель компании «Стройсервис» Яков Вагнер. — Проблемы разве что в цене. Есть объекты, себестоимость которых выше, чем сметная. Меняется стоимость материалов. Допустим, поднялись в цене битум, цемент, щебень, но стоимость контракта неизменна. И пока законодательно закрепленного механизма решения данной проблемы нет. Но риски, по крайней мере в строительстве, просчитать возможно. Мы, когда заявлялись на торги, прекрасно понимали, какая ситуация ожидает: инфляция, рост цен на материалы. Замечу: не только «падая» в цене, ты получишь заказ. На победу влияет и множество других факторов: опыт работы, кадровый потенциал, техническая оснащенность, наличие основных средств. Для поставщиков новый закон о контрактной системе более лучший, чем действовавший ранее».

Одними из лидеров госзаказа не только в Омской области, по всей стране, безусловно, являются строители. В общей массе их закупки занимают чуть менее 40%. Больше всего денег тратится на «текущие нужды»: офисное оборудование, мебель, коммунальные ресурсы, транспортные услуги и так далее. Следом идут услуги в области архитектуры и инженерно-технического проектирования.

Строители и медики делают госзаказ

Вполне ожидаемо, что и в омский топ-рейтинг вошли строительные компании. Первые позиции у ООО «СМУ-2 Стройбетон «Космическое». В этом году общество работало по заказам городского департамента строительства, отстраивая жилой микрорайон на Завертяева. Следом за компанией Олега Золотова следует фирма Николая Наделяева — ООО «Дорстрой», осваивающая бюджетные деньги на строительстве детских садов в микрорайоне Рябиновка и на ул. Мельничной, 4. ООО «Стройсервис» занималось по большей части ремонтными работами. В их строительную «копилку» попал ремонт фасада здания областной прокуратуры и службы судебных приставов, ремонт в здании Омского горсовета. ЗАО «ЗСЖБ № 6» трудилось над заказами областного министерства имущественных отношений, перед которым поставлена задача по предоставлению жилья детям-сиротам и тем, кто остался без попечения родителей.

Но, как свидетельствует омская практика, на «пятки» строителям наступают фармацевтические компании. Половина вошедших в рейтинг работает с заказами в сфере здравоохранения. Определенная часть поставщиков, в отличие от строительных предприятий, широкой публике малоизвестна. Например, передовики госзакупок ООО «Экопром» и ООО «Экофарм» имели одного учредителя, а уставной капитал предприятий, получающих многомиллионные заказы, всего 10 тыс. руб.

Впрочем, в топе заказчиков также медицинские учреждения региона, хотя безусловный лидер — все же департамент строительства Омска, чья общая сумма контрактов постепенно приближается к 2 млрд рублей. Одни из основных заказов — строительство жилья в новом микрорайоне на ул. Завертяева, реконструкция и строительство школ, а также путепровода на пересечении ул. 15-я Рабочая — Хабаровская.

Абсолютным лидером закупок и контрактов стал Красногорский гидроузел. За достройку объектов гидросооружения заказчик — «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» — готово было заплатить 990 млн рублей. Заявку на участие в крупном тендере подало только московское ОАО «Объединенная энергостроительная корпорация», предложившее выполнить работы на 5% дешевле. Теперь победителю предстоит к концу июля следующего года выполнить все условия договора.

Следующим самым денежным объектом стал путепровод, вернее строительство развязки и путепровода в районе ул. 15-я Рабочая и Хабаровская. Перекрыть оба этих контракта, если сложить вместе всю сумму, мог заказ областного минфина, планировавшего взять в кредит почти 3,5 млрд рублей.

Можно, если осторожно

На подобных контрактах, безусловно, мелкому бизнесу, у которого нет ни ресурсов, ни кадров, ни надлежащей финансовой обеспеченности, не заработать. По статистике в Омской области в 2014 году лишь 5,14% от совокупного годового объема закупок пришлось на сектор малого предпринимательства. По закону, напомним, этот процент должен быть не менее 15. Сделает ли область план в этом году? Большие сомнения. За шесть месяцев 2015-го от всего объема закупок процент закупок у «малышей» составил 3,22%. Но, можно сказать, мы находимся в тренде. За 2014 год в Новосибирской области этот процент составил чуть менее восьми, в Красноярском крае — 3,48%, в Томской области — 3,17%.

«По своему опыту знаю: государство не самый лучший контрагент, — считает глава компании «Деловые системы» Дмитрий Буцик. — Даже сейчас под госконтракт тяжело получить банковскую поддержку. Причины просты — необязательность исполнения платежей, низкая маржинальность. Мы предпочитаем сотрудничать с коммерческим сектором. Но, полагаю, небольшие предприятия или ИП, те, кто работает без НДС, по упрощенной системе налогообложения вполне могут конкурировать на небольших госконтрактах до 5 млн рублей. Для большинства это будут спасительные деньги».

«Сектор госзакупок весьма и весьма многогранен — это не только федеральный бюджет, но и муниципальные, региональный, бюджеты госкорпораций, — продолжает председатель совета директоров ГК «Астра» Игорь Почекуев. — Однако и здесь заработать сложно. Скажу за отрасль IT-технологий: компании вынуждены искать деньги на внешних рынках. В регионе денег нет. Осваивать федеральные ресурсы? Вопросы финансовые все равно в Москве решаются. В общем, рисков великое множество. Демпинг — один из таких. Москвичи могут себе позволить снижать цену закупки, омичи — нет. А при неоправданном демпинге велик шанс не выполнить условия контракта, и тогда — попадание в реестр недобросовестных поставщиков. Но все же нужно позитивно смотреть на многие проблемы и помнить: кризис и перемены — это все-таки новые возможности».

Стоит ли так опасаться реестра? По крайней мере, список омских недобросовестных компаний-поставщиков весьма скромен, и встречаются там одни и те же «лица». Есть в нем, кстати, даже НПО «Мостовик».

«Как заказчики, так и поставщики действуют в рамках закона о контрактной системе. Зная его основные положения, реально избежать санкций со стороны заказчика, — уверена аналитик сервиса «Контур.Закупки» компании «СКБ Контур» Марина Савукова. — А необоснованные претензии со стороны заказчика можно обжаловать в Федеральной антимонопольной службе. Отклонение заявки по формальным причинам, доказанный факт сговора между заказчиком и победителем, технический сбой на площадке во время проведения аукциона — все это поводы для жалобы в ФАС. В любом случае, чтобы избежать финансовых или репутационных потерь, необходимо внимательно читать при оформлении заявки все требования заказчика, заранее просчитать порог рентабельности цены того или иного контракта, чтобы не отказываться от подписания, и узнать, какие банки и в какие сроки готовы выдать банковскую гарантию для обеспечения исполнения контракта».

Можно также побороться и за бюджеты госкомпаний, но проблем, по мнению экспертов, с такими заказчиками гораздо больше, нежели с госучреждениями. Здесь риски просчитывать придется даже не вдвойне — санкции за неисполнение условий контракта куда более жесткие, и, возможно, не каждый предприниматель взглянет в сторону этого «бюджетного» сектора. Хотя суммы в нем «крутятся» весьма внушительные. В 2015-м сумма закупок госкорпораций уже перешагнула отметку в 10 трлн рублей.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 31 (084) 18 августа

Самое актуальное в рубрике: 10 самых-самых

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Константин
Виктория, мне всегда казалось, что «ДО» отличает от других изданий глубина проработки материала. Но в данной статье показана лишь поверхность конкурсных процедур. Для чего написана данная статья? Чтобы показать предпринимателям, что есть горстка компаний успешно работающих с государством? Чтобы лишний раз спозиционировать данные компании в уважаемом издании? Тема госзаказа – то роман Агаты Кристи, никак не меньше. Тут вам и интриги, и провокации, и путаные аферы. Из всего этого многообразия автор извлек список из 10 компаний?
Что было бы интересно рассказать?
1. При проведении конкурсных процедур на выполнение строительных работ, зачастую выигрывают компании с ценой ниже себестоимости материалов. Как они выполняют работы? Насколько страдает качество? Кто становится обманутым кроме государства?
2. Как хитрят организаторы конкурсных процедур, размещая заявки? Как отклоняют участников с выгодными предложениями по формальным признакам? И почему самое выгодное предложение на запрос котировок чаще всего подается последним?
3. Как компания со штатом в 3 человека может вести 50 строительных объектов на территории всей Сибири?
4. Какие услуги готовы оказать «тендерные брокеры», сколько стоят их услуги и насколько их услуги повышают результативность участия в конкурсах?
5. Кто пишет технические задания в Омске и как они влияют на исход торгов?
Я написал лишь малу часть вопросов, раскрытие которых позволило бы сделать вашу статью более информативной, глубокой, проработанной.

С Уважением, К.А.
21 августа, 14:02 | Ответить