Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

20 августа 2015 16.50

Малый бизнес подался в факторинг

В условиях, когда кредиты для бизнеса дорожают и становятся менее доступны, некоторые предприниматели решают использовать факторинг как альтернативу традиционному кредитованию. Однако участники рынка говорят, что этот продукт также показывает отрицательную динамику.

Фото: Антон Ваганов

По данным Ассоциации факторинговых компаний, за первые шесть месяцев 2015 года объем этого рынка в Сибирском федеральном округе составил 36,8 млрд рублей. Опрошенные «ДО» эксперты отмечают, что на долю Омской области может приходиться примерно 15% этой суммы. Продукт этот появился в нашей стране немногим более 10 лет назад, что, в общем, совсем немного по сравнению с рынком кредитования. Поэтому перспективы и проблемы у него такие же, как у любого нового рынка. Сейчас компании, оказывающие эту услугу, наблюдают снижение первоначально большой рентабельности, существенное усиление конкуренции и появление монополистов.

Падает, как все

В условиях нынешних кризисных явлений этот рынок повел себя несколько нестандартным образом. Как отмечает заместитель директора департамента систем электронного банковского обслуживания R-Style Softlab Максим Болышев, обычно при удорожании кредитов популярность факторинга увеличивается. «До текущего момента и даже в прошлый кризис рынок факторинга показывал заметный рост. Однако сейчас он переживает спад. По оценкам RAEX («Эксперт РА») за 1 квартал 2015 года объем рынка факторинга сократился на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среди основных проблем можно отметить (как и на рынке кредитования) существенное увеличение «плохих» кредитов и рост дефолтности дебиторов. Думаю, что возврат к прежней динамике возможен, он будет связан в первую очередь с улучшением общей экономической ситуации», — считает он.

Исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний Дмитрий Шевченко также подтверждает данные RAEX о снижении рынка на 22%. По его словам, за первое полугодие спад составил минус 16%.

Больше осторожности

Участники рынка отмечают, что основные тенденции в развитии факторинга связаны сегодня с управлением рисками. Факторы (так на профессиональном языке называют банки и прочие организации, предоставляющие услуги факторинга) еще год назад ужесточили требования к клиентам, начали тщательнее мониторить их финансовое состояние и особенно состояние их покупателей-дебиторов. «Но если в прошлом году это было вызвано проблемами с ликвидностью, то в нынешнем — с общей экономической ситуацией: падением деловой активности, спросом на факторабельные товары и услуги, волной неплатежей. Если год назад при малейшем намеке на проблемы факторы старались предложить клиентам варианты их решения, то сейчас зачастую просто прекращают финансирование «до устранения причин». Как результат: компаниям, нуждающимся в факторинге сегодня, получить его гораздо сложнее. В основном предпочитают работать с проверенными временем и уверенно держащимися на плаву клиентами и дебиторами», — описывает ситуацию на рынке Дмитрий Шевченко. Судя по его словам, сейчас она мало отличается от тенденций в сфере классического кредитования.

Также он отмечает, что в последнее время существенно вырос спрос на факторинг со стороны малого и среднего бизнеса, которому банки перекрыли овердрафтное кредитование под залог. Однако удовлетворять этот спрос по причинам ужесточения риск-менеджмента компании не могут.

Факторинг как альтернатива

Мнения экспертов относительно того, сможет ли факторинг максимально заменить классическое кредитование, расходятся. Максим Болышев считает, что этого не произойдет и, по его мнению, этого никто и не ожидает. «Это просто другой продукт. Причем довольно специфичный, что, например, доказывает, такой вид, как факторинг без финансирования. Но отчасти перетянуть на себя потребителей рынка кредитования вполне реально».

А вот Дмитрий Шевченко отмечает, что этот продукт уже стал альтернативой для многих компаний, у которых для стандартных кредитов либо отсутствует залоговая база, либо высока кредитная нагрузка, либо просто нет необходимости инвестировать в сложившихся условиях да еще по текущим ставкам. «Количество таких клиентов по стране в целом невелико, порядка 10 тысяч компаний. Нормальной емкостью для действующих участников рынка было бы 30-40 тысяч клиентов. Но факторинг — это, по сути, свой сервисный бизнес, который дает клиенту возможность конкурировать, поставлять товары с отсрочкой, наращивать обороты бизнеса. В условиях падения экономики и потребительского спроса получается, что факторинг помогает тем, кто «плывет против течения». К сожалению, круг их становится все более узким», — заключает он.

Комментарий

Антон Сороко,аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»В 2014 году рынок факторинга продолжил расти, хоть и не так активно, как ранее — в денежном выражении повышение составило 8%, до 2,1 трлн рублей. По итогам же первого полугодия 2015 года снижение составило около 19%, до 642 млрд рублей. По итогам года ожидается падение на 15-20%. Стоит отметить, что доля безрегрессивного факторинга после бурного роста последних лет стабилизировалась на уровне 35% рынка. Несмотря на высокие темпы роста рынка факторинга несколько лет назад, его доля относительно рынка кредитования юридических лиц по-прежнему достаточно мала. Неплохой спрос на факторинг обусловлен постепенным расширением интереса со стороны корпоративного сектора. Банки стали постепенно проводить переориентацию на привлечение клиентов из МСБ, емкость данного сегмента достаточно велика, при этом нет жесткой конкуренции с классическими кредитными продуктами (в основном долгосрочным кредитованием), чего нельзя сказать про корпоративный сектор. Тренды последнего времени: сокращение доли рынка Москвы — регионы начали расти быстрее, что говорит о достижении критической точки по обеспеченности банковской структурой и насыщении столичного рынка. В целом следует поощрять мелкие и средние компании для дальнейшего развития конкуренции, что приведет к снижению чистой маржинальности бизнеса и вынудит предпринимателей прибегать к максимальной оптимизации. В такой ситуации будет рассматриваться весь спектр возможных путей улучшения финансовых и производственных показателей. Потенциал развития у данного рынка отличный, думаю, что в ближайшие годы он будет расти существенно быстрее экономики РФ, но для этого все же нашей стране нужно выйти на устойчивую траекторию роста.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 31 (084) 18 августа

Самое актуальное в рубрике: Финансы

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий