Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

22 августа 2015 13.02

Свое дело: бизнес в позициях йоги

Владелица йога-студии «Ишвара» Анна Чибышева утверждает, что в кризис необходимо заботиться о привлечении новых клиентов. В будущем предпринимательница планирует открыть несколько филиалов в Омске.

Вадим Харламов

Свой проект с годовым оборотом в 1,1 млн рублей Анна запустила 2,5 года назад. До этого предпринимательница работала преподавателем йоги в различных фитнес-центрах Омска.

От спорта к йоге

«Свое дело началось с личного увлечения. До йоги я 13 лет жизни отдала плаванию в ластах. Когда пришло время выбирать, чем заниматься, появился ступор, — вспоминает Анна. — Человеку, связанному со спортом, трудно уйти из мира соревнований. Пришла идея заняться йогой. Уже после некоторого времени решила преподавать сама. Работала сразу в нескольких фитнес-клубах Омска. Сотрудничала с «Флекс Джимом», Park Fitness, другими спортклубами. Была договоренность начать тренировки в «Гранд Фитнесс Холле», но не сложилось. Хотя и так работы хватало. Были дни, когда я вела 5 тренировок в день, включая персональные. Приходилось за полчаса перемещаться из одного заведения в другое».

Как говорит владелица проекта, работая по найму, она не могла реализовать все свои идеи. Когда поняла, что уперлась в потолок, решила открыть собственную студию. К тому времени как раз закончилось ее обучение по направлению Ишвара-йоги.

«Из всех методик и мастер-классов я выбрала именно эту. Она мне ближе всего. Мне кажется, что автор методики Анатолий Зенченко в своей интерпретации лучше всех объясняет все, что касается йоги. Кстати, я лично подошла к нему после одного из занятий и получила разрешение назвать студию «Ишвара». После этого не осталось времени на раздумья, нужно было открываться», — рассказывает Анна Чибышева.

Я раньше друзьям предлагала заниматься йогой бесплатно, после чего человек пропадал или пропускал назначенные часы. Если нет материальной подоплеки, то интерес и ответственность снижаются

Руководитель студии уверена, уникальность ее предложения заключается в том, что в Омске больше никто не использует эту методику. В первое время «Ишвара» работала в съемном зале. Аренда окупалась доходами от тренировок. На первых порах больших проблем с привлечением людей не было. Группы собрались из числа бывших клиентов из фитнес-клубов, желающих продолжить занятия. За семь лет работы тренером Анна успела заработать репутацию серьезного тренера. Накопилась база постоянных клиентов, да и сарафанное радио сделало свое дело.

Спустя два месяца после начала работы пришлось поменять адрес. В спешном порядке нужно было искать новое помещение.

«Тогда подвернулся вариант с помещением на Жукова, 78, — рассказывает предпринимательница. — Сейчас мы до сих пор здесь и работаем. Главной проблемой стало отсутствие ремонта. Когда мы только переступили порог будущего зала, мы увидели помещение с черновой отделкой. На полу лежали старая дверь и матрас. Они остались от рабочих, которые начали отделку, но в итоге сбежали. Арендодатели пошли навстречу и включили расходы на ремонт в стоимость аренды. Тогда пришлось вложить порядка 180 тысяч рублей. Большая часть первоначального капитала — средства, заработанные за время тренерской карьеры. Правда, в процессе ремонта стало понятно, что итоговая сумма раза в три превысит планируемую. Немного помогли с деньгами родственники. Обошлось без банков и заемных средств. Сейчас, когда я вижу, с какими трудностями мои знакомые открывают свой бизнес, я понимаю, как мне повезло».

Рекламные траты

Если на старте можно было обойтись без затрат на рекламу, то сейчас все усилия сосредоточены на продвижении бренда. Желание привлечь побольше клиентов связано с кризисом в стране. Плюс к этому многие люди не готовы заниматься йогой постоянно. Они пропускают занятия, потом возвращаются. Это право клиентов, но и студии необходимо обезопасить себя от финансовых провалов. При этом в кризис в йога-студии решили не повышать стоимость занятий, что стало приятным сюрпризом для клиентов.

«Энтузиазм людей, которые хотят заняться спортом, немного угасает в процессе тренировок. Человек, пришедший на занятие, уверен, что через месяц станет профессионалом. Когда это не происходит, его настроение портится. Многие остаются, а некоторые уходят. Часто бывает, что девушки заводят семью или ждут ребенка. На какое-то время йога уходит для них на второй план. Так уж сложилось, что у нас в основном женская аудитория. Нам всегда нужно быть к этому готовыми», — уверена Анна Чибышева.

Рекламный бюджет съедает солидную часть доходов студии. Первое время вкладывались в наружную рекламу. Но количество пришедших клиентов, увидевших билборд, не позволило окупить затраты. Для оптимизации расходов Анна ориентируется в первую очередь на интернет и массовые проекты в городе. Естественно, студия «Ишвара» вкладывается и в контекстную рекламу, развитие групп в соцсетях.

Успешным был опыт сотрудничества с Единой службой такси. Партнеры выпустили двухсторонние визитки с рекламой обеих организаций и распространяли среди своих клиентов. В будущем есть идея сотрудничать с кинотеатрами. Если видеореклама стоит дорого, то раздача флаеров и скидочных карт при покупке билетов в кассе может обойтись в приемлемую сумму при схожей эффективности.

Мы совмещаем обычную туристическую поездку и занятия. Людям скучно проводить весь отпуск на пляже, и мы даем им возможность разнообразить досуг.

В летнее время студия проводит промоакции под открытым небом. В частности, в этом году организовали массовые занятия «Йога в парках». Каждый желающий мог прийти и бесплатно попробовать свои силы, пообщаться с тренером. Участвует студия и в «Йога-марафоне». После таких мероприятий многие участники остаются и записываются на занятия. При этом Анна целенаправленно отказалась от бесплатных тренировок непосредственно в зале:

«У нас в студии нет такого, чтобы человек приходил на регулярные занятия бесплатно. Я считаю, что инструктор должен получать какие-то дивиденды за свою работу. К тому же то, что не имеет цены, не имеет и ценности. Я раньше друзьям предлагала заниматься йогой бесплатно, после чего человек пропадал или пропускал назначенные часы. Если нет материальной подоплеки, то интерес и ответственность снижаются».

По словам хозяйки бизнеса, продвижение в интернете все больше и больше связано с непредвиденными трудностями. Администрации соцсетей активно «перекрывают кислород» развитию коммерческих проектов и сообществ. В частности, Анна рассказала случай, что однажды в соцсети «ВКонтакте» группу «Ишвары» заблокировали на полтора месяца. Причиной стали разосланные приглашения вступить в сообщество. По мнению сотрудников соцсети, владельцы бизнеса за один раз пригласили слишком много пользователей. В итоге эту активность расценили как попытку рассылать спам. Пришлось много времени потратить на переговоры с владельцами площадки.

«Людям, которые ведут собственную страничку, наши проблемы непонятны. Но как только ты хочешь набрать масштабы, тебя начинают ограничивать в инструментарии», — сетует руководитель студии.

Тренировки в турпоездке

Анна Чибышева продолжает расширять спектр направлений собственного проекта. Помимо тренировок и мастер-классов, клиенты «Ишвары», да и все желающие, могут рассчитывать и на участие в выездных мероприятиях.

«Мы часто в выходные отправляемся на базу отдыха и проводим интенсивные тренировки. Помимо постоянных клиентов в такие выезды соглашаются ехать люди, не готовые заниматься регулярно. Кто-то уделяет много времени собственному бизнесу, у кого-то занятость в семье. Но вырваться на природу на пару дней у них получается. Более того, у нас проводятся даже йога-туры за границу. Мы совмещаем обычную туристическую поездку и занятия. Людям скучно проводить весь отпуск на пляже, и мы даем им возможность разнообразить досуг».

По словам владелицы бизнеса, таких туров за 2,5 года существования «Ишвары» было всего два. Но в планах на 2016 год первым пунктом значится развитие этого направления:

«Хотим организовать минимум три зарубежных выезда в год. К первому, который намечен на февраль, начали готовиться уже сейчас. Раньше нам не удавалось задействовать все ресурсы для организации поездки. Например, в начале этого года поездка в Индию чуть не сорвалась из-за кризиса. Наш рейс переносили, часть туристов отказалась ехать. Сейчас мы понимаем, что раннее бронирование позволит сэкономить и найти больше заинтересованных участников тура».

Подобные поездки позволяют привлечь не только омичей, но и жителей всей страны, а также ближнего зарубежья, которые увлечены именно этим направлением йоги.

Обойтись без войны

Отношения с конкурентами у «Ишвары» доброжелательные. Войн за клиентов не возникает. Школы работают каждая по своему направлению йоги, и аудитории не пересекаются. А каждый желающий имеет возможность выбрать ту школу, которая ему по душе. К тому же залы географически рассредоточены по всему городу. Поэтому клиент может выбрать место для занятий рядом с домом.

«Из конкурентов могу выделить студию «Гаутама», — продолжает Анна Чибышева. — Они много работают над продвижением, и их название на слуху в городе. Много лет существует на рынке «Садхана», благодаря чему им удалось заработать хорошую репутацию. Нужно сказать и о том, что в ряде фитнес-центров работают хорошие тренеры по йоге. Ведь в последнее время клиент выбирает не студию, а преподавателя. Но, к сожалению, на рынке йоги слишком много дилетантов и непрофессионалов. Такие тренеры, не имея должного уровня образования в сфере йоги и опыта личной практики, наносят больше вреда клиентам, чем пользы. Поэтому люди ищут того специалиста, с которым не просто комфортно работать, а кто является настоящим мастером своего дела».

Сейчас в студии «Ишвара» помимо самой Анны ведут занятия еще трое тренеров. Этого вполне достаточно для эффективной работы. Тем более что в сезон занятия в студии проходят ранним утром и вечером, чтобы не накладываться на рабочее время клиентов. При этом предусмотрены и индивидуальные тренировки, которые как раз и проходят в те часы, когда зал вынужденно пустует. Естественно, это стоит дороже, чем обычное групповое занятие (1000 рублей против 350).

«Все трое наших тренеров — это мои ученики, — говорит Анна. — Я специально не набирала людей из других направлений, чтобы не было рассогласованности в тренировках. Хотя уже сейчас есть люди, которые увлеченно следят за всеми тенденциями в нашем деле. Может быть, в будущем и придем к мысли, что для развития нужна «свежая кровь», и пригласим преподавателя со стороны».

В планах на будущее у студии значится расширение бизнеса. Чтобы приходило больше людей, нужен новый зал. Возможно, откроются и филиалы школы в разных районах города. Плюс к этому Анна подумывает разнообразить выездные мероприятия. Тот же йога-тур за рубеж можно совмещать не только с пляжным отдыхом, но и горными походами.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 31 (084) 18 августа

Самое актуальное в рубрике: Малый бизнес

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий