Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

25 августа 2015 12.31

Совет клином не сошелся: зачем нужны общественные советы при министерствах?

Пять месяцев назад губернатор Виктор Назаров поручил всем региональным министерствам создать общественные советы. «ДО» выяснил, что новый орган стал отдушиной для отставников и не слишком занятых предпринимателей, но морокой для чиновников.

Мария Фомина

В 2006 году Владимир Путин издал указ об образовании общественных советов при федеральных министерствах. Идеология их создания проста, как правда. Министерства регулируют работу в отраслях, а эксперты этой отрасли помогают чиновникам грамотнее ее регулировать, учитывать мнения разных сторон.

Помимо популизма, у советов есть и практическая функция. Пул авторитетных экспертов-практиков, компетентных и успешных в своей сфере, порой может принести чиновникам более ощутимую пользу, чем кабинетные аналитики и ведомственные юристы.

Впрочем, довольно понятный призыв президента до регионов дошел не скоро. В Омской области вопрос актуализировали только девять лет спустя, когда в марте 2015 года Виктор Назаров поручил местным министерствам создать общественные советы.

«Чтобы чиновники «не бронзовели» и «не замыливался» взгляд, нужны общественные объединения, которые будут давать новый посыл в работе органов исполнительной власти и не просто критиковать со стороны, а вместе работать для достижения поставленной цели. Мною дано поручение всем министерствам и управлениям создать общественные советы. Все должно быть открыто, понятно разъяснено гражданам — от принятия программы до исполнения бюджетных обязательств, и сама общественность контролировать исполнение», — объяснял свой интерес к новой общественной структуре Назаров.

Составить точку

Приказы министерств о создании советов появились довольно быстро и просто. Сложности начались при утверждении их составов. В неофициальных беседах с «ДО» представители различных ведомств отмечали, что универсального подхода к их формированию до сих пор нет. Единственное требование, которое выполняют все министерства, — кандидатов делегирует в советы региональная Общественная палата.

Наиболее спорным, на взгляд экспертов, является вопрос о том, могут ли быть советчиками граждане, не представляющие никакой общественной организации. Юристы региональных ведомств утверждают, что это невозможно, ссылаясь на ФЗ 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Однако в статье 3, пункте 1 этого закона речь, напротив, идет о том, что «граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как ЛИЧНО, так и в составе общественных объединений». Впрочем, 13 статья этого же ФЗ фактически перечеркивает право независимых от общественных организаций граждан входить в советы — в ней сообщается, что «Общественные советы содействуют учету прав и законных интересов общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций при общественной оценке деятельности» органов власти.

Как рассказали в минэкономики, на этом основании ведомству не позволили включить в состав совета нескольких «глав крупных предприятий и уважаемых бизнесменов».

Безвыходное исключение

Неоднозначность, с которой можно толковать законодательство, провоцирует министерства на маневры и хитрости. Чтобы соблюсти формальности, ведомствам приходится редактировать должности членов советов, приписывая предпринимателям различные общественные посты и не всегда упоминая об их принадлежности к известным компаниям.

Другое требование закона, которое министерства начали исполнять только сейчас, — запрет на включение в составы советов депутатов Заксобрания и горсовета. Основанием для этого стал все тот же ФЗ 212, в котором есть норма, запрещающая участвовать в работе советов лицам, замещающим государственные и муниципальные должности. Местные парламентарии как раз относятся к этим категориям.

В составе некоторых советов очевиден перекос в пользу представителей «старой гвардии» — авторитетных людей, в свое время занимавших высокие должности во власти либо известных производственными достижениями, но уже давно вышедших на пенсию.

Однако в ряде министерств пока отрицают информацию о выводе из советов депутатов. Как пояснили в минэкономики, «Вадим Морозов и Дмитрий Шадрин (оба — депутаты Заксобрания и члены совета при этом ведомстве. — «ДО») были включены в состав общественного совета не как депутаты, а как руководители организаций, представляющих интересы предпринимателей в соотвествии с 212-ФЗ. Никаких замечаний со стороны минюста и других контролирующих органов на это решение не поступило. Соотвественно, говорить сейчас о том, что мы должны их исключить, некорректно».

Начальник Управления делами государственной службы и кадров министерства имущественных отношений Дмитрий Махиня в разговоре с «ДО», наоборот, подтвердил необходимость исключения депутатов. По его словам, представитель Заксобрания Николай Иванов уже вычеркнут из состава совета при данном ведомстве.

«Исключенным парламентариям разрешено присутствовать на заседаниях общественного совета, их могут приглашать в качестве независимых экспертов, но они не имеют права голосовать. В отношении депутатов Заксобрания закон однозначен — членами советов они быть не могут, но в том, что это ограничение распространяется на представителей горсовета, я пока не уверен», — пояснил Махиня.

* Нажмите на картинку для увеличения.

Опыт по горло

Председатель регионального отделения «Опоры России» Владимир Виноградов (член общественного совета при минэкономики) видит изъяны в существующем принципе формирования советов. «У меня, например, есть большой опыт работы, ученая степень, я постоянно приобретаю новые знания как в России, так и за ее пределами, — сообщил Виноградов. — Но если следовать букве закона, мы должны отдавать предпочтение не личностям с практическим опытом, знаниями и авторитетом, а представителям общественных организаций, многих из которых не назовешь иначе, как бутафория.

В обществе валяльщиков валенок наверняка состоят очень хорошие люди, профессионалы своего дела. Но смогут ли они быть такими же профессионалами в качестве членов Общественного совета?».

Директор ООО «Лизгунов и партнеры» Олег Лизгунов (зампредседателя общественного совета при минимуществе), наоборот, уверен, что такой принцип формирования советов оправдан. «Действующий порядок их образования вполне справедлив, — заявил он «ДО». — При необходимости предпринимателю несложно войти в какую-нибудь общественную организацию. Было бы хуже, если этого фильтра не было — тогда бы каждый, считающий себя гением, претендовал на вхождение в советы. В результате их состав постоянно бы увеличивался. Но чем больше это похоже на сборище, тем ниже результат работы».

Председатель совета директоров ОАО «Хлебодар» Евгений Аронов (член общественного совета при министерстве сельского хозяйства) считает, что сегодняшний принцип подбора кадров для советов хоть и имеет изъяны, но все-таки позволяет соблюсти баланс.

Старый энтузиазм

По оценке наблюдателей, в составе некоторых советов очевиден перекос в пользу представителей «старой гвардии» — авторитетных людей, в свое время занимавших высокие должности во власти, либо известных производственными достижениями, но уже давно вышедших на пенсию. Наиболее активно специалисты этой возрастной категории представлены в совете при минпроме — два его члена уже перешагнули 75-летний рубеж, столько же отпраздновали 80-летний юбилей.

Показателен и состав совета при министерстве сельского хозяйства. Возглавляет орган секретарь региональной Общественной палаты Лидия Герасимова — женщина, безусловно, преуспевшая в общественной сфере, но не имеющая в своей биографической справке ни одного упоминания об опыте работе в производственных или сельскохозяйственных отраслях.

Шестеро из десяти членов общественных советчиков министра Виталия Эрлиха — представители организаций ветеранов и пенсионеров. Правда, один из них — член первичной общественной организации ветеранов войны, тыла, труда и пенсионеров минсельхоза Николай Гуща — хотя бы имеет непосредственное отношение к управлению. Единственный совет, имеющий более-менее мощное представительство бизнеса — при минэкономики. Половина его членов — известные в Омске предприниматели.

Впрочем, у стремления властей привлекать к участию в советах, коалициях и форумах представителей бизнеса есть и обратная сторона. Активных предпринимателей, не стесняющихся публичных выступлений, в Омске немного, поэтому поработать в общественных структурах, как правило, зовут одних и тех же. «Это очень большая нагрузка для предпринимателей, которым когда-то нужно еще успевать жить и работать», — признаются в разговоре с «ДО» бизнесмены.

Комментарии

Владимир Виноградов,председатель Омского отделения общественной организации «Опора России»Общественный совет при министерстве экономики довольно интересный, у него есть потенциал. Совет должен начинать работу в тот момент, когда только рождается проблема, новый законопроект или решение. Я в качестве эксперта уже участвовал в рассмотрении нескольких законопроектов и не скрою — мне было очень приятно, когда их затем ставили перед губернатором, опираясь при этом на наши рекомендации. Другое дело, что попытка подвергать обсуждению все и вся чревата промедлением, которое в некоторых случаях может быть губительно. Например, пока мы долго обсуждали законопроект о выделении земель без аукционов инвесторам, в Новосибирске его приняли более оперативно. Чем это грозит нам? Тем, что инвесторы, устав ждать привилегий, разбегутся по другим регионам.
Вадим Морозов,зампред комитета Заксобрания по экономической политике и инвестициямСовет собирался пока единожды, и, собственно, вопросы обсуждались в большей степени организационные. Поэтому сейчас рано рассуждать об эффективности данного инструмента. Когда совет начнет работать, будут проводиться совещания, формироваться повестка, тогда можно будет говорить о том, какие вопросы поднимаются и как они прорабатываются в совете. Состав практически такой же, как и в большинстве других советов при органах власти: в него вошли представители всех предпринимательских общественных объединений региона, принципиальных отличий от других советов пока нет. Дееспособность, повторюсь, можно будет оценивать, когда будет практика какой-то работы, помимо первого заседания.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 32 (085) 25 августа

Самое актуальное в рубрике: Власть

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий