Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

08 сентября 2015 15.45

Бойцы невидимого фронта: рейтинг арбитражных управляющих

Государство назначает арбитражных управляющих в компании, терпящие крах, с благими целями — чтобы те пытались вывести предприятие из банкротства и рассчитались с кредиторами. Однако реальных случаев оздоровления компаний в Омске не припомнить. «ДО» решил разобраться в деятельности омских «похоронщиков бизнеса».

По сведениям Управления Росреестра по Омской области, в регионе насчитывается около 150 действующих арбитражных управляющих. Далеко не все эти фамилии на слуху, да и сами герои судебных процессов обычно не стремятся попадать на страницы прессы. Этих управленцев, среди которых есть как высококлассные менеджеры, так и люди с неоднозначной репутацией, как правило, не чествуют за какие-то заслуги в сфере бизнеса. Ведь их приход на предприятие обычно означает, что самой компании пришел конец, чему сопутствуют либо недовольство расстроенных кредиторов, оставленных нерадивым собственником ни с чем, либо обиды самого владельца бизнеса, который считает, что к нему пришли с целью растащить последнее и окончательно погубить дело всей жизни. Однако мы решили не останавливаться на технологиях банкротства и задачах, которые при этом преследуются, а сосредоточить свой взгляд на самих героях громких судебных процедур и бизнес-скандалов — арбитражных управляющих. Так кто же они — похоронщики бизнеса, оказывающие ему последнюю ритуальную услугу, или все же антикризисные менеджеры?

Печальная миссия

Казалось бы, одной из целей банкротства считается возможное финансовое оздоровление предприятия. Но припомнить такие примеры в Омске очень сложно. Почти всегда банкротство приводит к ликвидации компании и продаже имущества.

Еще один вопрос — сколько из обанкроченных компаний, прошедших распродажу, смогли полностью рассчитаться со своими кредиторами? В большинстве случаев остаются недовольные участники споров, которых «кинули» с их требованиями. Так что, по мнению некоторых экспертов «ДО», цель у этой профессии непривлекательная, а другая цель — оздоровление — никогда не достигается. Можно провести аналогию с доктором, который приходит к пациенту, лечит его припарками и примочками, берет плату за свою работу, но в итоге больному становится все хуже, конечности его ампутируют, а все заканчивается ожидаемым летальным исходом. Тем временем «врач» уже находит себе следующего больного, которого ждет аналогичная участь.

«Если на процедуру банкротства арбитражного управляющего ставит кредитор, он и ставит ему определенную задачу — возврат своей задолженности, — говорит генеральный директор юридической компании «Свежий взгляд» Алексей Комбаров. — Антикризисный менеджер это будет или похоронщик бизнеса — все зависит от цели, которая ставится перед арбитражным управляющим. Если кредиторы считают необходимым сохранить предприятие, чтобы оно работало, он так и действует. Если кредиторы считают, что необходимо вводить конкурсное производство, то тут ему уже изобретать нечего. Что касается определенных миссий, не секрет, что арбитражных управляющих используют и для захвата предприятий, и для закрытия бизнеса, который стал нерентабельным.

Цена репутации

По словам Алексея Комбарова, самая скользкая процедура — продажа имущества банкрота. Собственники считают, что оно должно стоить дорого, а арбитражные управляющие хотят побыстрее от него избавиться. Но другая сторона вопроса — цена может быть занижена искусственно, торги проходят «в тишине» и имущество продается заинтересованным людям по минимальной стоимости.

Директор ООО «Коминформ» Сергей Мизя также не смог вспомнить случаев, чтобы работа арбитражного управляющего привела к оздоровлению предприятия. По его мнению, арбитражное управление — это способ ликвидации неудачного бизнеса.

Имена же наиболее одиозных управляющих, с которыми связаны скандальные судебные дела и подозрения в рейдерстве, на слуху — эти фамилии часто попадают на страницы СМИ. Но в то же время эксперты «ДО» называют их и в числе наиболее опытных и эффективных специалистов.

«Александр Вайсберг, Константин Киселевский, Андрей Таран, Аглая Лясман, Никита Уточенко — все эти управляющие работают более десяти лет, работают активно, у них много «значимых» процедур со сложными ситуациями, есть реальные случаи значительных расчетов с кредиторами (что редкость), умение подбирать эффективную команду и добиваться от нее результата, — рассказал один из экспертов «ДО» на условиях анонимности. — С репутацией в плане участия в «нехороших» процедурах у всех, наверное, есть проблемы, но некоторые управляющие в этом смысле репутацию имеют гораздо более громкую. Есть примеры крайне халатного, незаконного, «беспредельного» исполнения своих обязанностей».

Нельзя всех управляющих стричь под одну гребенку, считает адвокат Александр Криворучко: «Они имеют разные интересы. Вообще всякое банкротство должно кого-то обогащать — кредитора, должника или арбитражного управляющего. На мой субъективный взгляд, соотношение сегодня соответственно 20%, 30% и 50%».

Нарушителей становится больше

Контроль за работой арбитражных управляющих и саморегулируемыми организациями, в которые они входят, ведет Управление Росреестра. По информации контролирующего органа, за первые шесть месяцев 2015 года сумма штрафов арбитражным управляющим увеличилась вдвое. За аналогичный период прошлого года омский арбитражный суд вынес 22 решения о привлечении управляющих к административной ответственности, а общая сумма назначенных штрафов составила 509 тыс. рублей. Из них нарушители в добровольном порядке заплатили лишь половину.

За первые полгода 2015 года арбитражный суд Омской области вынес уже 35 решений о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности. Общая сумма наложенных штрафов составила 955 тыс. рублей, а реально взыскать удалось 785 тыс. рублей.

«Деятельность управляющих зарегулирована безобразно, — считает депутат Заксобрания и арбитражный управляющий Ирина Оверина. — Вместо того чтобы регулировать законодательство о банкротстве и контролировать всех участников этого процесса, управление Росреестра регулирует деятельность отдельных арбитражных управляющих. Причем степень регулирования зависит от симпатий и антипатий сотрудников Росреестра к отдельным личностям. Это бесконечные придирки по формальным основаниям, не причиняющим никому никакого ущерба. Зато если другие участники процедуры, например налоговая, нарушают закон о банкротстве, Росреестр никак не реагирует.

В то же время в омских СМИ встречается немало критических публикаций о работе конкретных управляющих, чьи действия вызывают массу вопросов. В наиболее спорных вопросах разбираются уже следователи и возбуждаются уголовные дела.

Спрос на ликвидаторов растет

Эксперты «ДО» не смогли точно оценить, во сколько оценивается омский рынок юридических услуг конкретно в сфере арбитражного управления. Но судя по тому, что число таких специалистов растет, эта деятельность привлекательна. А сейчас, в период кризиса, количество банкротств увеличивается и услуги подобных менеджеров все больше востребованы.

По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в первом полугодии в Омской области были признаны банкротами 111 организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), что на 21,9% больше, чем за январь-июнь 2014 года. Общая сумма требований кредиторов, включенных в реестр, составила 61 млрд 892 млн 656 тыс. рублей, причем 93% приходится на ООО «НПО «Мостовик», признанного банкротом 2 июня 2015 года.

Вероятнее всего, основная масса банкротов придется на второе полугодие, как уже бывало раньше в кризисные годы. Кроме того, арбитражные суды с осени начнут рассматривать банкротства и «физиков». «С введением в действие закона о банкротстве физических лиц рынок здорово оживится и увеличится», — уверен Александр Криворучко.

Впрочем, один из арбитражных управляющих, пожелавший остаться неназванным, уверял «ДО», что заработать на процедуре банкротства удается далеко не всегда. Вознаграждение управляющему, как правило, выплачивается из имущества должника, а что-то действительно ценное у них остается нечасто. К тому же возникают расходы на оценку имущества, охрану, привлечение экспертов и так далее.

По закону минимальная сумма вознаграждения для арбитражного управляющего — десять тысяч рублей при процедуре ликвидации должника, не ведущего никакой деятельности. В случае конкурсного производства фиксированная сумма — 30 тысяч рублей. Но по итогам от реализации имущества вознаграждение управляющего может быть гораздо больше. Кроме того, собрание кредиторов может установить необходимую зарплату управляющему в большем размере, чем установленный законом минимум. Например, это возможно, если само предприятие большое или нужно юридическое сопровождение, финансовый анализ и так далее.

К примеру, собрание кредиторов в рамках дела о банкротстве НПО «Мостовик» установило вознаграждение арбитражному управляющему в 300 тысяч рублей. Но этот случай, скорее, исключительный.

Сам себе банкрот

Есть в омской юридической практике и случай, когда в результате своей деятельности обанкротился сам арбитражный управляющий — антикризисный специалист Сергей Вишняков, долгое время отстаивавший права обманутых дольщиков.

Ранее арбитражный суд взыскал с Сергея Вишнякова 35,8 млн руб. убытков, причиненных в результате «непринятия мер по обеспечению сохранности имущества, входящего в конкурсную массу ООО «ПКФ СМУ-1 КПД», конкурсным управляющим которого Сергей Вишняков был с декабря 2010 по май 2013 года. В январе 2015 года суд дисквалифицировал его на шесть месяцев за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о банкротстве. Кроме того, Вишняков решил добровольно выйти из СРО и был исключен из реестра арбитражных управляющих. Сам специалист заявлял, что стал жертвой целенаправленных действий и мероприятий по уничтожению его как арбитражного управляющего, который работал с обманутыми дольщиками. В итоге Сергей Вишняков как индивидуальный предприниматель подал заявление о признании себя банкротом, и в отношении него ввели конкурсное производство до января 2016 года.

Впрочем, многомиллионный долг на нем уже не висит. Сначала апелляционный суд в мае уменьшил сумму убытков с 35 до 16 млн рублей, а 3 августа кассация в Тюмени и вовсе отменила это решение. Правда, чисто по процессуальным причинам требование о взыскании убытков рассмотрели в отдельном судебном производстве, а их следовало бы рассматривать в процедуре банкротства застройщика.

Комментарии

Игорь Журиков,старший партнер ООО ЦПС «Лексфорт»Арбитражное управление — это крайне важное направление с точки зрения получения прибыли, объема работы и опыта. В Омске в сравнении с более активными в деловом смысле регионами с большим количеством денег в обороте и бизнес-операций спрос на экспертные дорогостоящие юридические услуги невелик. А банкротство позволяет часто заработать больше, чем классические услуги, к тому же этот заработок более «подконтролен» при своем арбитражном управляющем. Оставим за скобками то, что не во всех случаях это заработок честный. Поэтому многие стремятся заниматься банкротством, в том числе и с использованием своего арбитражного управляющего. А в любой «живой» процедуре банкротства с имуществом и активными кредиторами всегда будет нарабатываться значительный юридический опыт в самых разных направлениях
Алексей Комбаров,директор юридической компании «Свежий взгляд»В целом рынок арбитражных управляющих у нас довольно насыщенный. Есть управляющие, которые обучались еще в начале 2000-х годов, это первая волна. Потом были 2007-2008-е годы, когда наступил кризис, а в 2011 году появилась новая обучающая программа в ОмГУ. Сейчас практически каждая уважающая себя крупная строительная фирма имеет в штате обученного арбитражного управляющего. Вообще их можно разделить на несколько групп. Первые занимаются своей профильной деятельностью, работают в одиночку или имеют двух-трех помощников. Вторые имеют крупные юридические фирмы со штатом юристов, помощников и даже своих арбитражных управляющих. Они участвуют в одних и тех же процессах, представляют интересы друг друга и сменяются в процедурах банкротства. Кроме того, в Омске есть арбитражные управляющие, которые имеют и свой бизнес, и одновременно занимаются практикой банкротства. А их партнеры подыскивают для расширения их бизнеса какие-то слабые или уже банкротящиеся предприятия, имущество которых выставляется на продажу.

Рейтинг арбитражных управляющих Омска

«ДО» попросил своих респондентов оценить наиболее известных арбитражных управляющих Омска по 5-балльной шкале от 0 до 5. Для оценки выбирались следующие критерии: эффективность работы, чистота репутации, опытность и количество проведенных процедур банкротства, а также медийность (цитируемость и известность в СМИ).

Эксперты: генеральный директор юридической компании «Свежий взгляд» Алексей Комбаров, директор ООО «Коминформ» Сергей Мизя, старший партнер ООО ЦПС «Лексфорт» Игорь Журиков, депутат Законодательного собрания Омской области Ирина Оверина, директор юридической фирмы «Винник и Партнеры» Сергей Винник, старший партнер юридической фирмы «Винник и Партнеры» Мария Дитятковская, руководитель омского отделения общественной организации «Опора России» Владимир Виноградов.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 34 (087) 8 сентября

Самое актуальное в рубрике: Суды

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 13):

Виталий
Конец корьеры Зюкова ВА партия КПРФ напровляет ривизоров по делу выселения пенсионерки инвалида в с Калиновка
03 августа, 23:46 | Ответить
Виталий
Люди Зюков В А купленое????
03 августа, 23:36 | Ответить
Виталий
Вася Зюков спи умираюшия от холода женщина которую ты выгнал из дома пойдёт с тобой по жизни будь счастлив
03 августа, 23:34 | Ответить
Виталий
Зюков В А 03.08 21 Выгнал 75 инвалида с дома на сбербанк без долгов Вася спи спокойно пока инвалид 2 группы в лесопаласе спит 8 арбитражный суд
03 августа, 23:29 | Ответить
Аркадий Бунша
все жульё, особенно Таран, Ратковский, Киселевский. Всех под суд и к стенке. Тюрьма по ним плачет.
11 сентября, 13:16 | Ответить
Виталий
Рожи засроные как могут нас судить
03 августа, 23:49 | Ответить
Вадим Николаевич
Арбитражный управляющий Битенбаев М.К. очень толковый специалист.
15 сентября, 02:22 | Ответить
Юрист
Ха-ха-ха, это скорее антирейтинг управляющих) За исключением нескольких персон имеют судимости, дисквалификации. И эксперты сами себе оценки наставили! Молодцы)))
10 сентября, 19:57 | Ответить
Управляющий
Многие в списке уже не работают, две женщины провели всего по одному предприятию, да и эксперты кто, трое сами управляющие которые на сегодняшний день почти ничего не ведут
09 сентября, 22:45 | Ответить
Виктор Юрьевич
полностью согласен
10 сентября, 14:09 | Ответить
Мурзилка
Оверина ведет "Тепловую компанию", Виноградов - "Жилстрой" и еще кое-что. А список из 150 управляющих дал Росреестр, из него мы убрали тех, кого уже исключили из реестра, кто-то уехал из России, кто-то действительно не работает, остались те, кто на слуху
09 сентября, 23:13 | Ответить
Мурзилка
любой рейтинг - субъективный, да и как можно в точных цифрах судить о личностных и профессиональных качествах наших досточтимых арбитражников? Так что рейтинг - он для интереса и разжигания любопытства к этой теме. Ну а о подвигах арбитражных управляющих пишутся отдельные статьи, по отдельным темам и судебным процессам. Может, и про себя кто-то что-то прочитает
09 сентября, 18:24 | Ответить
Статья Мурзилки
Пантелеев слышит звон, а вот откуда он идет не знает. Статья любителя. Особенно смешит список экспертов, а о рейтинге и говорить нечего.
09 сентября, 16:38 | Ответить