Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

09 сентября 2015 09.43

Олег Матвейчев: «Пропагандируя второй тур, коммунисты мобилизуют и сторонников губернатора»

Российский политолог, блогер, автор культовой книги по политконсультированию «Уши машут ослом» Олег Матвейчев рассказал редактору «ДО», почему агрессивная кампания Олега Денисенко на финише может дать обратный эффект, а также — что писатель имел в виду, когда предлагал всю оппозицию намотать на гусеницы танка.

Фото: Александр Румянцев

Олег, омские СМИ пишут, что вы приехали «разруливать» коллапс, назревающий в регионе после восстановления кандидата Олега Денисенко. Есть в этом доля истины?

— (Смеется.) У меня нет никаких полномочий «разруливать» какие-либо коллапсы. Всю ответственность за выборы и общую политическую ситуацию в регионе несет губернатор. Вмешательство в этот процесс политологов со стороны исключается. Иначе местные руководители скажут, мол, нам тут насоветовали и результат получился неудовлетворительным...

Моя задача — взглянуть на политическую ситуацию в области незамыленным взглядом. Встречаюсь с экспертами, представителями различных политических сил, чтобы потом доложить наверх о возможных рисках, провокациях...

Возможны?

— Есть сигналы, что готовятся некоторые провокации. Но они каждые выборы готовятся. Это известные штуки. Думаю, сейчас губернатор будет разговаривать с силовиками, чтобы пресечь любые попытки организовать «карусели», скупку голосов на корню и так далее...

Наш регион опять отличился — выбился из общероссийского тренда. Сняли Денисенко, потом восстановили… Как вы оцениваете это противоречие между местным избиркомом и Верховным судом?

— Ситуация сложилась интересная. С точки зрения буквы закона, Денисенко не прав. Подпись была реально задвоенной. Избирком просто не мог иначе поступить. Областной суд руководствовался теми же мотивами. Есть взаимоисключающие заявления Лушовой. Допросили свидетелей, давления не обнаружили.

А вот Верховный суд на то и Верховный, что может шире трактовать закон. Кому, как не ему, в конце конце, исходить не только из буквы закона, но и из духа. Скажем, Конституционный суд вообще только духом закона руководствуется.

Поэтому Верховный суд и принял иное решение нежели облизбирком. Да, подписи задвоенные, но ведь кандидат — представитель парламентской партии, у него есть избиратели, которые рассчитывали на его участие. Получается, из-за того, что одна бабушка надвое сказала… в буквальном смысле, мы лишаем тысячи избирателей возможности увидеть фамилию Денисенко в бюллетенях.

Восстановили, и флаг ему в руки. Он активно ведет кампанию. Кстати, рекламное время, которое Денисенко пропустил, по закону вернут ему в полном объеме. И на финише кампании он получит преимущество. Будет появляться в эфире чаще других.

Однако сейчас «Коммунисты России» опять хотят подавать в суд на Денисенко. По их словам, в своей избирательной продукции он использовал карикатуры с нарушением авторских прав. Суды за это снимают во всех регионах. Практика очень суровая. В Смоленске даже был случай, когда агитационная продукция версталась на нелицензионном Windows. Это посчитали нарушением. Поэтому кандидату от КПРФ нужно аккуратнее быть с законом.

Кому в итоге пошло на пользу снятие/восстановление Денисенко? Власти или коммунистам?

— Мы на днях этот вопрос обсуждали с коллегами-политологами в Москве. Мнения разделились. Одни говорят, весь скандал триумфально сработал на Денисенко. Если бы его не трогали, никто бы его не заметил. У нас любят обиженных. Другие считают, что упущено время, темп, и это невыгодно скажется на кампании кандидата от КПРФ. Я же еще во время первого визита в Омск познакомился с рейтингами и сложил свое впечатление об этом претенденте на пост губернатора. Денисенко никогда не был мощным соперником для действующего главы региона: в области появлялся редко, его известность на старте кампании не превышала 15%, не говоря уже об электоральном рейтинге. Чтобы победить в этих условиях, нужны гигантские деньги. Но кто будет рисковать такими средствами? Инвестировать нужно в «верняк».

Но даже если бы он начал мощную агрессивную кампанию, не факт, что это бы привело к результату. Есть еще одна причина — «варяговость» кандидата от КПРФ. В российской практике таких случаев было не мало. Один из ярких примеров — выборы губернатора Брянской области в 2000 году. Там работал крайне непопулярный глава Юрий Лодкин с колоссальным антирейтингом. Ему противостоял варяг, который внезапно пришел с большими деньгами и начал кампанию. Но тут Лодкин сориентировался и выпустил ролики, что-то вроде: «Выстояли в 1941 и сейчас выстоим!» Смысл такой: мол, не дадим захватить область внешним силам. Народ этот призыв услышал. И непопулярный Лодкин за какие-то три-четыре недели вырос в рейтинге и победил. Получается, варяг спас его от неминуемого поражения.

Есть перспективы второго тура?

— Пока заявления об этом не более, чем «накачка» со стороны КПРФ. Но когда коммунисты «накачивают» своих избирателей идеей второго тура, они забывают, что таким образом мобилизуют и сторонников губернатора. Опасаясь дестабилизации обстановки в области, люди, а таких не мало — бюджетники, районные администрации, даже рядовые коммунисты, придут на участки и проголосуют за Назарова. Вообще Олегу Денисенко стоило быть больше политиком. Изначально пойти на диалог с местными элитами. Объяснить, что его реальная цель — Госдума, а не кресло губернатора, чтобы все успокоились и не делали резких движений. Уверяю вас, он набрал бы малой кровью, без трат и конфликтов те же самые 20-25%, которые стали бы хорошим заделом для выборов в Думу.

В администрации президента только недавно сделали более-менее приличный ремонт. До этого с 70-х годов ничего не делалось. Стены, столы стояли обшарпанные. Кресло подо мной раза два или три разваливалось от старости.

Вы не считаете, что новая система выборов с муниципальным фильтром изначально ставит кандидатов в неравные условия. Появился даже термин «выборы референдумного типа».

— Даже на выборах референдумного типа не все предопределено заранее. В ряде регионов, правда, на мэрских выборах, победили кандидаты от оппозиции — Новосибирск, Екатеринбург. Сейчас, кстати, в Иркутске развивается очень конкурентный сценарий. Там сильный кандидат от КПРФ.

С другой стороны, что плохого в том, что в большинстве регионов результат прогнозируем? Даже в таком оплоте демократии, как США, в 70-80% штатов результат известен заранее. Они испокон веков поделены между демократами и республиканцами. По сути, настоящая борьба разворачивается только в колеблющихся штатах, поэтому и кандидаты приходят к финишу, скажем, с разницей в 5-10%. Разрыва в 70% никогда не было. Там борьба идет на грани. То же самое и у нас. Если губернатор работает, все идет в спокойном режиме. А если он вызывает у народа идиосинкразию и в то же время оппозиция взрастила на территории реального кандидата, будет настоящая борьба. Никто не боится конкуренции. Я участвовал в совещании политологов с первым заместителем главы администрации президента Вячеславом Володиным. Там многие переживали, дескать, а если оппозиция победит? Володин сказал: «Ребят, вы чего меня пугаете? Ну и пусть победит. Пусть вкусит всю тяжесть власти, пусть работает, а не только критикует со стороны, как привыкли.

Вы считаете, если страна разделится по американскому типу на красный пояс и условно белый — это благо для России?

— Я вообще противник того, чтобы Россия разделялась на какие бы то ни было пояса. Я сторонник, условно, трехпартийной системы, когда нет устойчивой коалиции — двое против одного. Когда по каждому вопросу все трое вынуждены между собой договариваться. Двухпартийная система разделяет власть, разделяет народ. Такое разделение — стенка на стенку — не полезно.

Как бы вы оценили содержательность омской избирательной кампании? Если не считать скандалов в СМИ со снятием Денисенко, вообще не понятно, идет ли агитация, идет ли кампания?

— Сигнал слабоват, согласен. Штабы плохо доносят до избирателей свои агитационные материалы. И сети слабоваты у всех штабов. Высок процент тех, кто еще не определился с выбором кандидата и вообще с трудом представляют, когда выборы. Но я думаю, в последнюю неделю все активизируется. Главы районов, директора заводов проведут какие-то собрания, где донесут до коллективов мысль об участии в выборах. Ведь каждый нормальный директор понимает, что не надо кошмарить сотрудников, собирая их каждую неделю. Встретился перед выборами, мобилизовал и все.

В блогосфере вам приписывается фраза о том, что надо всю оппозицию намотать на гусеницы танка. Вы это серьезно говорили?

— Я написал 15 книг... Прочтите и увидите, что суть их сводится к одному — любая власть держится не на насилии, а на идеологии. Власть определяет образ мира. Мира! А не войны... Для доминирования России нужно использовать мягкую силу и пиар для внутренней политики. Вот смысл моего творчества на протяжении 20 лет. Поэтому любая фраза об использовании танков противоречит всем моим внутренним установкам.

И тем не менее она была...

— Действительно, эта фраза была написана мной в блоге в качестве определенной провокации. Я хотел одного своего оппонента, с которым спорил в тот момент в обсуждениях, скажем так, вывести из себя, спровоцировать на некую дискуссию. Эта фраза из одной моей неизданной книги «Дневник чиновника». Художественное произведение. В ней фразу с похожим смыслом высказывает один из героев. Она бы так и осталась в блоге, но ее заметили, передали Навальному, и уже он в своем блоге раскрутил шум, скандал, благодаря которому у меня только прибавилось читателей.

Борис Грызлов, на тот момент глава высшего совета «Единой России», грозился разобраться...

— Навальный и его товарищи, как обычно, все перепутали и расписали, что я какой-то крупный функционер в «Единой России», хотя я даже в партии не состоял. Потом написали открытое письмо Грызлову. Ему же надо было как-то отреагировать, он и сказал: «Ну, разберемся». А когда разобрался, то понял, что не в состоянии что-то сделать, ушел в тень. Я же использовал ситуацию для пущего пиара. Это смешная и в чем-то полезная история.

Вы работали в администрации президента, в ведомстве, которое в глазах обывателей считается суперэлитным корпусом, где сидят небожители. Насколько это соответствует действительности?

— Нет там никаких небожителей. В первый же день, когда я пришел работать в администрацию, у одного из сотрудников было торжество. Мы собрались в какой-то комнатушке, принесли пластиковые стаканчики, вино в тетрапаках, купили нарезку копченой колбасы в ближайшей булочной и потом пели песни под гитару: «Призрачно все в этом мире бушующем...». Меня самого поразило это ощущение. Мы отмечали день рождения, как в обычном офисе или на заводе...

В администрации работают абсолютно нормальные люди. При этом наш народ считает, что все они живут на Рублевке и имеют по десять «мерседесов»... Первые сотрудники с которыми я познакомился: у одного было восемь детей, он ходил и по тысяче рублей стрелял до зарплаты, другая девушка жила в Подмосковье и каждый день тратила более двух часов на дорогу, хотя рабочий день ненормированный, третий был даже в ранге начальника департамента, но тоже не имел квартиры в Москве, ездил из Протвино. И это те самые чиновники, которым приписывают золотые унитазы. Очень обидно такое читать, конечно. В администрации президента только недавно сделали более-менее приличный ремонт. До этого с 70-х годов ничего не делалось. Стены, столы стояли обшарпанные. Кресло подо мной раза два или три ломалось от старости. Телефонные аппараты еще со времен Сталина. Желтоватые тяжелые трубки — кило по пять. Такой реально убить можно. Людей даже стыдно было пригласить сюда. Некоторые приходили, озирались: «Вот, где оказывается творится политика».

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 34 (087) 8 сентября

Самое актуальное в рубрике: Политика

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

А.Цимбалист, член партии "Единая Россия"
Напрасно команда Назарова В.И. платит этим заезжим специалистам. В. И. Назаров выборы уже проиграл, так как его работу за три года можно практически по всем показателям оценить двумя словами "полный провал". Я об этом подробно говорил в своих выступлениях на внутрипартийном праймериз. Всенародное голосование это не внутрипартийное голосование (праймериз), где голосуют, по разным причинам, зависимые от действующей власти люди. Для команды В.И. Назарова, чтобы попытаться обмануть избирателей Омской области и еще на пять лет навязать основной части населения региона жизнь на краю или за чертой бедности, остается только путь фальсификации результатов выборов. Но я уверен, что для фальсификаторов уже подготовлены места в КПЗ.
У меня нет сомнений в том, что новым, всенародно избранным Губернатором Омской области, станет боевой офицер О.И. Денисенко.
09 сентября, 16:10 | Ответить
Антон65
Хорошее интервью и скверный коммент обиженного едросса за собственную никчёмность.
10 сентября, 11:28 | Ответить