Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

16 сентября 2015 15.49

Они начали бизнес в кризис: что из этого вышло?

Тем, кто все-таки рискнул и открыл свое дело в сегодняшних непростых условиях, эксперты рекомендуют запастись терпением и грамотной стратегией, а также работать в поте лица.

Кризис — не время для стартапа,   — думают пессимистично настроенные граждане, мечтающие об открытии бизнеса. Однако те, кто уже открыл собственное дело, так не считают. И их поддерживают эксперты и более опытные коллеги. Хотя факт остается фактом — до 90% желающих обзавестись бизнесом идею свою откладывают до лучших времен и расчищают тем самым поле для деятельности более смелых коллег.

«К примеру, в сегменте b2b для нового предпринимателя открываются перспективы роста — снижается спрос, увеличивается предложение и, соответственно, падает цена на аренду помещений, сокращаются издержки на оргтехнику, мебель, сырье, снижаются расходы на логистику и так далее», — считает сооснователь, руководитель CEO-сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин.

Пожалуй, одной из самых динамичных сфер, где чаще всего открываются (впрочем, как и закрываются) новые предприятия — общественное питание. Тенденцию легко проследить, пройдясь вдоль Любинского проспекта. Пустовавшие помещения бывших пабов, кафе и ресторанов заняли новые заведения общепита. И владельцы их привлекают посетителей как могут, пытаясь обыграть конкурентов не только концепцией, но и в названии. В городе появляются «Доски», кафе «Не пытайтесь покинуть Омск», «Дырявый котел».

«Безусловно, сфера общественного питания подвержена кризису. Но тенденция закрытия-открытия ресторанов наблюдается последние лет пять. Тому много причин. Собственники меняют название, концепцию своего заведения, переезжают в более удачное место, открывая там новый ресторан. Каждый конкретный случай необходимо рассматривать индивидуально, — уверена президент, председатель Ассоциации кулинаров Омска Светлана Галкина. — Мнение о том, что ресторан открыть просто — ошибочно. Это весьма затратный бизнес в плане организации, и за молодыми предпринимателями, начинающими работать в сфере обслуживания, как правило, стоят учредители, давшие им деньги на открытие».

В Омске за кризисный период стартовало не так уж и много крупных проектов. Мелкий бизнес более адаптивен к существующим условиям, поэтому начинать ему проще, вложения минимальны. Крупные инвесторы же реализовать бизнес-проекты не торопятся. В этом году пока их по пальцам пересчитать можно. «Титан» с помпой в присутствии вице-премьера Дворковича запустил комбикормовый завод, Геннадий Фридман открыл новое направление в медицинском бизнесе — появился детский «Евромед». Официально начал работать аквапарк «АкваРИО».

«К сожалению, в российском бизнесе наблюдается не радужная ситуация. 2013 и 2014 годы были, как говорится, «вкусными». И многие ожидали — подобная тенденция продолжится и в этом году, но когда столкнулись с реалиями, застыли в паническом шоке и с вопросом: что делать? — комментирует управляющий партнер DDGROUP Николай Фоменко. — Технологии, работавшие последние годы, перестали давать прежние результаты, покупательская активность снижается, деньги перетекают из кармана в карман уже не так свободно как раньше. Клиенты становятся избирательнее и претенциознее. На этом фоне выгодно отличаются те самородки, кто занимается бизнесом для результата, а не для статуса. Но результат подразумевается не личный, а покупательский. Тенденция ближайших лет — работа в поте лица. И те, кто готов брать и делать, показывать результаты и давать потребителям качественный и полезный продукт, выйдут из кризиса».

Бизнес, уверены некоторые эксперты, можно делать на экономии. Именно она способна привлечь клиента. Сооснователь проекта Fetchee Александр Поляков полагает: если компания не продает товары первой необходимости или не оказывает такие услуги, то в условиях экономического спада сложно убедить людей потратить последние деньги. Напротив, если суть бизнеса — помочь людям сэкономить на покупках или, как в случае с услугой, получить тот же результат за меньшие деньги, — успех у предприятия обязательно будет.

Тем, кому сложно придумать свою уникальную идею, как бы ни казалось странным, покупают готовый бизнес. Исполнительный директор брокерской компании по продаже готового бизнеса Re:Sale Expert Павел Горбов ничего удивительного в такой тенденции не видит — готовый бизнес приобретают люди другого типа — активные, они хотят работать, и у них все получается.

«ДО» нашел предпринимателей, стартовавших в кризисный период (с начала сентября прошлого года) и выяснил, почему они не испугались нестабильности и может ли в условиях кризиса быть успешен их бизнес?

Завод по производству сыра твердых сортов ООО «Ястро»

Открытие — декабрь 2014 года

Александр Ильиных, представитель ООО «Ястро»

Идея

У компании были планы по открытию производства сыра твердых сортов. Но дальние. Кризис лишь ускорил их реализацию. Ситуация на рынке стала развиваться по-иному сценарию — ввели санкции, импортное сырье для нашего производства либо вообще исчезло, либо взлетело в цене. Тогда и было принято окончательное решение о покупке завода по переработке и производству молочной продукции «Сибиряк» в Полтавском районе Омской области.

Конкуренция

Перед нами стоит задача в первую очередь обеспечить сырьем собственное производство плавленных сыров. А именно — сырами твердых и полутвердых сортов, сухим молоком, маслом. Пока мы находимся на этапе обучения, приобретаем компетенцию. Лишь спустя время можно вести речь о производстве, как мы говорим, продукта из телевизора — брендового, узнаваемого. Сегодня для розничной продажи мы выпускаем три продукта — сыр твердый «Российский», сырный продукт «Бутербродный и масло. Стараемся держаться в конкурентной среде, привлекая покупателя ценой. Однако, в падающем спросе это делать все труднее.

Окупаемость

Говорить об окупаемости и прибыльности проекта рано. Продолжаются инвестиции в завод. Существуют объективные сложности с оборудованием, идет его замена на новое, современное. Стратегия — минимизировать убытки, прибыль будет гораздо позже.

Перспективы

Собственники предприятия рассчитывают заниматься бизнесом еще много лет, поэтому инвестируют средства в крупные проекты, которые будут давать отдачу не завтра или через год, а через три года, через 10 лет.

Гостиничный бизнес-отель «Престиж Омск»

Открытие — лето 2015 года

Наталья Кучеренко, владелица отеля «Престиж Омск»

Идея

Гостиничным бизнесом никогда не занималась, как предприниматель я новичок. Под лежачий камень вода не течет — решила я и погрузилась в новую для себя сферу. Отговаривали, пугали кризисом... Но если появилась возможность — значит надо работать. Имелись собственные средства, часть пришлось занять. В том здании, которое арендую, уже находилась гостиница, то есть определенные условия для старта были созданы. Пришлось изменить лишь концепцию.

Конкуренция

Свою нишу мы рано или поздно займем, наш отель ориентирован на VIP-клиентов, в этом сегменте в Омске не так много предложений. Тем более у нас весьма удачное месторасположение.

Окупаемость

Пока мне сложно ставить конкретные сроки, бизнес заработает в полную силу лишь тогда, когда о нас все узнают.

Перспективы

Страна находится в непростом положении, а если еще и предприниматели займут выжидательную позицию? Конечно, мы не получаем тех денег, на которые могли бы рассчитывать в докризисные времена. Но сейчас упустив шанс, в будущем будет намного труднее наверстывать упущенное. Кризис закончится, наступят лучшие времена, а мы уже вошли в рынок.

Кондитерская Le Petit Antoine

Открытие — весна 2015 года

Евгений Корниенко, директор кондитерской Le Petit Antoine (шеф-кондитерская)

Идея

Идея открыть кондитерскую появилась давно, но именно сейчас она до конца воплотилась в жизнь. Мне было проще, я имел опыт создания подобных заведений по всей России. Опыт кризису не помеха, и если ты много работаешь, то никакие экономические проблемы не страшны. Вложил часть личных средств, часть взял в кредит под хороший процент.

Определенные трудности создали введенные санкции. Хотя еще до них были сложности с поставками компонентов для кондитерского производства, поэтому не получается расширить ассортиментную линейку. Естественно, просчитать повышение цен на продукцию мы не могли, ведь открывались еще весной. Допустим, тот же миндальный орех существенно повысился в цене, и нам пришлось повышать стоимость, маневрировать. Например, укрупнять производство, взяв на себя часть дополнительных обязанностей. Теперь я работаю по 16 часов в сутки.

Окупаемость

Срок окупаемости таких проектов в среднем составляет 3-4 года, но выйти на самоокупаемость возможно и в более короткие сроки с опытным руководителем.

Перспективы

В планах открыть еще и кофейню, а также продавать франшизу. Уже есть покупатели из соседних регионов. В первую очередь мы открывались для клиентов, отдача от бизнеса будет чуть позже.

Отдых, общественное питание

Лаунж-бар «Пышные усы»

Открытие — весна 2015 года

Игорь Письменко, собственник

Идея

Идея открытия такого рода заведения появилась в конце прошлого года. Так получилось, что у меня был накоплен стартовый капитал. Возможно, это и предавало уверенности, имелась своего рода страховка — если что-то пойдет не так, я все равно ничего не потеряю. Решился бы я запускать бизнес, не будь у меня своих денег? Думаю, да.

Конкуренция

Главный акцент мы сделали на уют, а не на темные и дымные подвалы. О конкурентах в ближайшем радиусе я не думал вообще. Знаю, рядом с нами открывались заведения, но сейчас они уже не работают.

Окупаемость

За четыре месяца работы мы уже вышли на окупаемость.

Логистический агроцентр ООО «АгроЦентр «Дружино»

Открытие — осень 2014 года

Денис Денежкин, генеральный директор ООО «АгроЦентр «Дружино»

Идея

Проблема отсутствия в Омской области крупного местного оптовика, который мог бы заниматься поставками и овощной и фруктовой продукции, тем самым снимая зависимость региона от других регионов и тем более стран, поднималась давно. И когда появился агроцентр, он взял на себя эти функции, обеспечивая омичей качественной продукцией. Естественно, сталкивались с определенными трудностями. Например, возникали сложности в получении банковского финансирования. В этом году ведь стартовал еще ряд инвестиционных проектов, требующих финансирования. Позитивный момент был в части введения санкций. Отечественная продукция стала более востребованной, рынок отреагировал на это стабильным подъемом.

Конкуренция

Крупных логистических комплексов в Омске пока нет. Но и мы не стоим на месте — бренд уже известен, мы заняли свои ниши. Но конкуренция — вещь позитивная, и будем только рады соперничеству.

Окупаемость

Скажем так: эта точка давно пройдена. Но речь не идет о получении каких-либо сверхприбылей. Это такое же производство, такая же оптовая деятельность. Обеспечив канал сбыта собственной продукции, окупаем часть издержек, позволяя вести реализацию с минимальной наценкой. Кроме того, развиваем фирменную розничную сеть — тоже хороший канал сбыта.

Перспективы

Особо рассчитываем на развитие в регионе потребкооперации, хотим активно вовлекать фермеров в процесс поставки продуктов питания. Пока доля иногородней продукции на омских прилавках велика. Мы планируем стать не неким посредником между производителем и розницей, а логистическим комплексом. Проводим проверку контроля качества продукции, готовы обеспечить селян семенами, помогать им в агрономии и сельхозработах. Хотим, чтобы фермер выращивал действительно качественную продукцию, которую гарантированно примут сети. Также мы начали выращивать картофель в открытом грунте, сейчас открываем овощехранилище, стартовал проект по реализации овощей в вакуумной упаковке, выходим в сегмент производства и продажи замороженных овощей.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 35 (088) 15 сентября

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий