Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

24 сентября 2015 10.37

Бари Алибасов: «Я как девушка в 27 лет, которая не родила»

На прошлой неделе в Омске побывал один из самых молодых бизнес-тренеров страны Бари Алибасов-младший с тренингом «Стартап от идеи до генерального директора». Позже в интервью «ДО» он объяснил, почему постоянно открывает новые бизнесы в разных сферах, а также поделился мыслями о том, как омичам полюбить собственный город.

Вадим Харламов

Бари, на своих встречах вы много рассказываете про разные города, в которых побывали. Причем часто знаете про них даже чуть больше, чем местные жители. Откуда такая любовь к регионам?

— Дело в том, что я сам периферийный. Хоть и живу в Москве уже 15 лет, столько же прожил в Саратове. И когда я поселился в столице, чувствовал себя «понаехавшим». В этом противостоянии и родилась любовь к регионам. Я все еще отношу себя к человеку с региональным менталитетом.

Во-вторых, я очень люблю получать новые эмоции. До того как моя работа стала позволять ездить по командировкам, у меня была традиция: каждую субботу и воскресенье садиться в машину и уезжать в какой-то город рядом с Москвой. Такой, чтобы уже в ночь с пятницы на субботу тусить в местном клубе или отдыхать на какой-то турбазе. В итоге все, что есть рядом с Москвой в радиусе 500 км, я объездил еще до того, как стал кататься по регионам.

Что самое удивительное, такие поездки вдохновили меня еще больше, чем путешествия по Европе. Я очень люблю путешествовать. На машине объездил всю Европу и был, пожалуй, единственным русским, который приехал на Ибицу на своем автомобиле. При этом я заметил, что европейские страны, возьмем, к примеру, Германию и Голландию, гораздо больше похожи друг на друга, чем Омск и Башкортостан. Разница этого колорита дает больший эмоциональный багаж.

Ну и, наверно, гены сказываются. Мой отец наполовину казах, наполовину татарин. Кочевая кровь. Его гастроли с группой «На-На» оставили отпечаток и на моей деятельности. Я сейчас прихожу к такому удивительному выводу: всю жизнь старался построить свой путь так, чтобы он радикально отличался от пути отца. Это абсолютно нормальное желание человека, который растет в тени сверхизвестного родителя. Но, проведя десять лет в бегах, я к тому и прибежал. Формат жизни отца — гастроли, концерты, райдеры, публика. Как бы я ни занимался бизнесом, в итоге имею все то же самое. Только у меня концерт в три раза дольше, чем у «На-На». И в прозе.

Насколько сложно было расположить к себе аудиторию? Мне кажется, в регионах к бизнес-тренерам еще не сильно привыкли.

— Я бы, наоборот, сказал, что они всем надоели. Если в 90-е бизнес-тренер был экзотикой, такого преподавателя не всегда можно было встретить даже в докторантуре, то сегодня к нему относятся как к балаболу, который сам ничего не достиг. Поэтому я себя бизнес-тренером и не позиционирую. Я преподаватель. А по сути, все, что я делаю, — просто делюсь своим предпринимательским опытом. Наверное, интерес, который есть к моим занятиям у предпринимателей, он основан на двух вещах. Я рассказываю с горящими глазами, потому что не берусь описывать опыт, которого у меня не было. Во-вторых, я честен, потому что не пытаюсь на своих тренингах чего-то продать. Многие, приезжая куда-то с лекциями, заканчивают их словами: «А теперь пойдите и купите то-то». Тренинг перестает быть самостоятельным продуктом. Так как у меня есть самодостаточный бизнес, мне просто важно, чтобы зрителю этот спектакль понравился.

То есть преподавательство для души?

— Не совсем. Я же тоже ушлый коммерс! Если брать преследуемые мной бизнесовые цели, то это, безусловно, гонорар. Он составляет 250 тыс. рублей в день. Сколько бы ты ни зарабатывал как предприниматель в месяц, но если тебе предлагают 250 тыс. за «поговорить», то будь ты хоть Вексельбергом, Прохоровым или Абрамовичем, сочтешь такое времяпрепровождение высокорентабельным.

Еще на таких лекциях я нахожу партнеров и подрядчиков, потому что большинство бизнесменов, которые бегают как бизнес-ангелы по России, ища какие-то перспективные проекты, вынуждены вкладывать в это много сил. Я точно такой же охотник за мозгами, идеями и технологиями. Только эти люди сами приходят ко мне и про свои идеи рассказывают. Единственное, что нас отличает, мне не выгодно эту бизнес-модель реализовывать самому. Проще организовать человеку поток клиентов, чтобы он этот бизнес сам развивал.

Насколько сильно отличаются проблемы и вопросы, которые волнуют бизнесменов в зависимости от региона?

— Есть вопросы общие, например, с чего начать бизнес и так далее. Но это больше зависит от аудитории. Я просто стараюсь избегать заученных тренингов. Поработал несколько лет и не представляю, как некоторые продолжают следовать этой модели. Потому что когда ты в шестисотый раз говоришь одни и те же слова, начинается рвотный рефлекс. Поэтому всегда сперва спрашиваю аудиторию, что их интересует. Вопросы на 50% одни и те же. Я сегодня открыл какие-то файлики, потому что знал, что об этом спросят. В итоге все они пригодились, кроме одного. Мне очень повезло, что, катаясь по стране и взаимодействуя с бизнесом, я приобрел опыт, чтобы ответить практически на любой вопрос бизнеса. Когда тебе удалось поучаствовать в открытии 10 000 старт-апов и поработать наемным топ-менеджером, у тебя есть как минимум мнение, практически по любому бизнес-вопросу. Из этого, пусть не всегда глубокого, но широкого, опыта появляется возможность говорить с аудиторией. Люди ведь приходят не за готовым решением, а лишь за еще одним экспертным мнением.

Судя по вашим рассказам, у вас было множество разнонаправленных бизнесов. Как выбираете ниши?

— По принципу «просто прикольно!». Я до сих пор нахожусь в поиске великого дела своей жизни, такого, которое можно записать в историю. Были, конечно, крутые проекты, например, мне удалось прикоснуться к созданию самого крупного негосударственного учебного заведения — университета «Синергия». И к самому крупному поисковику по юридическим лицам «Желтые страницы». Но каждое утро меня гложет, что я еще не сделал Facebook, как Цукерберг, и Apple, как Стив Джобс. Я пока даже не сделал группу «На-На», как мой отец! Уверен, что эта великая идея придет. И на данный момент, выбирая бизнесы, я делаю это не для денег, а для того, чтобы прокачивать свои компетенции. Чтобы, когда ко мне придет великая идея, я мог ее реализовать. Надо знать, как все работает, — идешь заниматься образованием. Отсюда бизнес-тренинги и работа в «Синергии». Дальше я понял, что весь современный мир — это интернет. Поэтому пошел работать по найму в компанию Avito. А так как «кадры решают все», нужно было позаниматься кадровым агентством. Я просто коплю профессиональные мускулы.

А были какие-то провальные бизнесы?

— По сути, они все такие. Какие-то из них принесли деньги, но ни один из них не стал конечной точкой. За всю жизнь я закрыл больше сорока бизнесов, большинство, конечно же, в убытке. «Бизнес-студия Бари Алибасова», которая сейчас стала неким зонтиком для всего, чем я занимаюсь, более менее растет и развивается. Но я не отношусь к этому, как к бизнесу. Это инструменты саморазвития. Пусть с точки зрения денег многие из них минусовые, но я сейчас один из лучших в продвижении в интернете, создании программ обучения, подготовке кадров, событийке, видеопроизводстве. Это фундамент для продвижения любой идеи.

По большому счету, «прокачиваться» можно всегда. На рынке постоянно будут появляться какие-то инструменты и технологии, которыми мы не владеем.

— Вот этого я и боюсь! Отец мне тоже постоянно этим тыкает, мол: «Бари, когда же у нас будет замок в Италии и яхта больше, чем у Абрамовича?». Понятное дело, что можно заучиться. Прибыль от всех моих начинаний в любом случае есть, иначе я бы уже умер с голоду. Но с каждым годом все больше напрягает, что сейчас я нахожусь на самом большом энергетическом пике, когда ты еще можешь и уже умеешь. Я как девушка в 27 лет, которая не родила. Мне хочется быстрей родить великого бизнесового ребенка, а я его еще даже не зачал.

Вернемся опять к региональной теме. На встрече с бизнесменами вы затронули вечную для нашего города проблему про «Омск — болото, отсюда нужно валить». Что все-таки можно сделать для того, чтобы это настроение изменилось?

— Для того чтобы в Омске стало лучше, жители должны что-то начать для этого делать. Ни Назаров, ни Полежаев с Путиным не сделают его круче, если этого не захотят жители. Но проблема в том, что только небольшая часть жителей хочет вложиться в улучшение города. Большинство хочет свалить. Ближайшая задача — сделать так, чтобы люди сами захотели сделать свой дом лучше. А самый традиционный способ — это прививание любви к региону через информирование. Местные жители ведь не знают ни про то, что здесь сидел Лев Гумилев и Достоевский, ни про то, что Омск был столицей России при Колчаке. А это простая физиология. Ты не можешь что-то любить, когда не знаешь, за что. Вот пример, возможно, он прозвучит как шутка. Когда я семь лет назад приезжал в Омск, то тусил с молодежью в клубе «Малина», по-моему. И вот я там всех спрашивал, что интересного есть в городе. Все смеялись и говорили: «Да ничего нет! Вот недавно открылась гостиница с ржачным созвучным названием «Ibis Сибирь». И только в этот раз, пообщавшись с более взрослым поколением, я с благоговением узнаю про Достоевского, Колчака и Гумилева. А если молодые ребята будут это знать, у них будет понимание, что пусть сейчас с городом что-то не так, но есть причина историческая, по которой надо сделать, чтобы все было хорошо. Ведь если ты наложишь кучу на пустое место, ты не захочешь ее убрать. А если у тебя клубничка там растет, у тебя есть мотивация все разгрести. Не знают омичи, как много ценного здесь зарыто.

Досье

Бари Алибасов-младший родился в 1985 году в Саратове. В 1998 году переехал к отцу в Москву.

2002 — поступил в университет «Синергия» на программу «Кадровый резерв».

2005 — начал заниматься преподаванием. Первый раз заработал за месяц миллион рублей.

2006 — открыл свой первый самостоятельный бизнес — агентство по организации маркетинговых событий.

2010 — принял решение уйти от управления большим бизнесом и заняться преподаванием.

2010 — стал экспертом Минэкономразвития по развитию малого и среднего бизнеса.

2012 — организовал бизнес-студию Бари Алибасова JR.

2014 — начал помогать отцу с группой «На-На».

Информационное партнерство

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 36 (089) 22 сентября

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий