Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

13 октября 2015 13.13

Как сажали экс-министра: репортаж из зала суда по делу Алексеева

Экс-чиновника Алексеева отправили в колонию на полтора года за незаконные сделки с землей.

Как сажали экс-министра: репортаж из зала суда по делу Алексеева

Александр Румянцев

6 октября судья Куйбышевского районного суда Денис Ходоркин огласил приговор по уголовному делу в отношении бывшего министра образования Омской области и экс-главы Омского района Сергея Алексеева. Бывшего чиновника судили за совершение им в бытность главы района двух преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 286 («Превышение должностных полномочий»), и одного по ч. 1 ст. 293 УК РФ («Халатность»). Алексеева, как и ранее осужденного по той же статье Александра Стерлягова, признали виновным в превышении должностных полномочий при продаже земли.

Земельные махинации

Согласно обвинительному заключению, с 2009 по 2011 год Алексеев незаконно и по заниженной стоимости передал в собственность частным лицам три земельных участка.

В 2011 году Черенковой в обход торгов достался земельный участок площадью 38,3 га в поселке Омский под стоявшим там овощехранилищем. Площадь проданного надела в 130 раз превышала допустимую по закону. Экспертиза показала, что для здания был положен участок с максимальной площадью 4 тыс. кв. метров с учетом противопожарного объезда вокруг здания, а остальную землю должны были передать не в собственность, а в аренду. При продаже стоимость участка существенно занизили — она составила 77 тыс. рублей, тогда как по результатам оценки компании «Профэкс» рыночная стоимость земли на момент продажи составляла 1 млн 746 тыс. рублей. То есть ущерб бюджету — 1 млн 668 тыс. рублей. Любопытно, что ООО «ОМЭКС» оценило этот же участок в 570 тыс. рублей, но судья отнесся к этим цифрам критически.

Сама Черенкова утверждала, что участок был заброшенным и там была свалка. Сначала надел по ее заявлению перевели из категории населенных пунктов под сельскохозяйственное использование. Затем Черенкова утверждала, что ей нужна дополнительная земля для переработки и хранения сельхозпродукции, а также для увеличения площадей и реконструкции овощехранилища 1985 года постройки. Но на самом деле, получив землю, бизнес-леди не стала заниматься расширением склада, а сделала нарезку участков и стала продавать их третьим лицам. В 2013 году Омский районный суд все сделки отменил и вернул землю району.

Выгодная скважина

Второй эпизод превышения полномочий состоял в том, что Алексеев продал участок площадью 10 га в селе Красноярка, рядом с санаторием «Колос», Бледнову за 20 тыс. рублей при рыночной стоимости около 3,4 млн руб. Перед этим будущий собственник построил на земле разведочно-эксплуатационную скважину, под которой и запросил землю во владение. Учитывая небольшой размер скважины (площадь — всего 0,1 кв. метра), прокуратура также сочла площадь предоставленного участка завышенной — аж в 100 тысяч раз.

7,2 млн рублей — общий ущерб от действий Сергея Алексеева, по версии обвинения, хотя все участки были возвращены Омскому району и реального ущерба не наступило. Несмотря на это, суд признал ущерб бюджету в размере более 1,6 млн рублей.

Первоначально Бледнов запрашивал землю под размещение спортивной базы. В 2009 году 100 тыс. кв. метров предоставили ему в аренду на три года для сельскохозяйственного производства. В том же году был изменен вид разрешенного использования участка на ведение дачного хозяйства. Бледнов создал дачное некоммерческое партнерство «Сосновый бор», став его председателем, и запросил землю в собственность. В июле 2011 года Сергей Алексеев дал указание своему первому заму Юрию Тетянникову в период своего отпуска подписать документ о предоставлении участка Бледнову из сельскохозяйственных земель под дачное хозяйство. Уже выйдя из отпуска, Алексеев в 2011 году подписал с Бледновым договор о предоставлении участка в собственность за плату.

Ущерб для бюджета был оценен в 3 млн 439 тыс. рублей. Однако гособвинитель Дмитрий Казанник еще в судебном процессе попросил суд исключить из обвинения Сергея Алексеева второй эпизод «как не нашедший своего подтверждения в связи с отсутствием состава преступления». Причастность Алексеева к этому делу не была установлена, и суд прекратил уголовное преследование.

Поле для страусов

И третье преступление, в котором обвинение усмотрело халатность, касалось незаконной продажи в июле 2011 года 0,3 га земли в селе Пушкино. Покупателем участка за 8,3 тыс. рублей стала бывшая сотрудница администрации Омского района Коновалова, которую, как установило следствие, знал подсудимый. Участок был продан ей для ведения сельскохозяйственного производства, тогда как находился он в зоне «для ведения личного подсобного хозяйства». В результате экспертизы участок был оценен в сумму порядка 2,1 млн рублей.

Коновалова сначала в 2010 году обратилась с заявлением о получении участка в аренду и получила землю на три года. Надел за своим домом сельчанка арендовала для птичьего двора — под разведение страусов. Но фактически на этой земле росла картошка. В 2011 году Коновалова построила здесь небольшой сарай площадью 43 квадрата, и в том же году Алексеев подписал постановление о предоставлении ей участка в собственность за плату. Еще одно нарушение было в том, что в жилой зоне вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства является запрещенным. А ущерб для бюджета от продажи составил 2 млн 150 тыс. рублей. Участок в итоге вернули в неразграниченную государственную собственность.

Однако и по этому эпизоду с халатностью Алексеева судить не стали благодаря истечению срока давности — двухлетний период, когда чиновника можно было осудить, истек еще в 2013 году. Хотя для него это основание не является реабилитирующим, Алексеев согласился с прекращением уголовного дела по этой статье.

Добрый прокурор — злой судья

В ходе следствия Алексеев свою вину не признавал и утверждал, что по профессии он учитель и не имеет специальных знаний в сфере земельного права, а свои полномочия делегировал своему заму по экономическим вопросам и другим подчиненным. Они-то и делали все согласования, а глава района якобы подписывал уже готовые и выверенные документы.

Прокуратура бывшего главу района просила признать виновным лишь по первому эпизоду, назначив наказание в виде одного года лишения свободы. Кроме того, обвинение просило запретить чиновнику занимать в течение трех лет должности в органах государственной власти и местного самоуправления (суд сократил этот срок до двух лет).

Михаил Романовский раздраженно отрезал в коридоре журналистам: «Приговор несправедливый и незаконный, мы будем его обжаловать!

Судья Денис Ходоркин, вынося приговор, учел смягчающие обстоятельства: послужной список Алексеева, отсутствие судимостей и положительные характеристики, состояние здоровья и возраст. Но в итоге Денис Ходоркин назначил экс-чиновнику реальный срок даже больше, чем просил прокурор Дмитрий Казанник: полтора года колонии общего режима вместо одного.

Видимо, Алексеев к такому исходу событий был не готов, он пришел в зал суда в костюме и не имел при себе других вещей. Не было на итоговом заседании и «группы поддержки», как на процессе Александра Стерлягова, — зал наполнила только пресса. Оглашение приговора длилось более трех часов, после чего Алексеева вывели из здания суда в наручниках. Адвокат Михаил Романовский раздраженно отрезал в коридоре журналистам: «Приговор несправедливый и незаконный, мы будем его обжаловать!».

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 39 (092) 13 октября

Самое актуальное в рубрике: Суды

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий