Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

13 октября 2015 13.59

Почему перевыборы президента в Союзе предпринимателей не вызывают прежнего ажиотажа?

«Деловой Омск» посмотрел, чем в последнее время занимались омские бизнес-объединения, и выяснил, что многие их участники считают эти институты малоэффективными.

Фото: газеты «Деловой Омск», «Деловой Петербург»

За последнее время омские бизнес-объединения создали вокруг себя сразу несколько инфоповодов. Во-первых, семь лет руководивший омским отделением «Опоры России» Владимир Виноградов покинул свой пост и передал бразды правления молодому предпринимателю Александру Федотову. Прежде тот возглавлял молодежное крыло этой организации. Назвать многочисленной омскую «Опору России» нельзя. Сейчас там состоит всего 25 предпринимателей. Не удивительно, что ее опытный руководитель предпочел вплотную заняться собственным бизнесом и не тратить время на столь незначительное объединение.

Следом несколько новостей пришло из Омского областного союза предпринимателей. Координационный совет предпринимательского сообщества, которое принято считать самым статусным в городе, назначил дату выборов президента на 9 декабря. Нынешний лидер союза Дмитрий Шадрин тут же заявил, что вновь выставлять свою кандидатуру не станет.Подобно Владимиру Виноградову, крупный ритейлер и депутат хочет снять с себя часть общественной нагрузки. Помимо этого, организацию покинула ее исполнительный директор Наталья Шастина, уступив свое место Владимиру Ноянову.

Без жажды власти

В самих по себе плановых выборах президента Союза предпринимателей нет ничего примечательного, если бы не одно но. Начав разбираться в этой теме, корреспонденты «Делового Омска» выяснили, что желанием занять этот пост предприниматели не горят. Из всех наших собеседников о готовности бороться за президентское кресло заявил только учредитель ООО «Автодор» Николай Артемьев.

Предыдущие же выборы проходили с большим скрипом. Два раза подряд предприниматели собирались «вхолостую». Фаворит гонки оба раза не мог набрать положенных 50% голосов. Да и явка на выборы вызывала большую тревогу. В общем, у сторонних наблюдателей есть ощущение, что интерес омского бизнеса к общественной работе поугас.

При этом в былые времена страсти внутри союза кипели нешуточные. Такой комментарий давал журналистам его экс-президент Павел Кручинский еще в 2011 году: «Я не боюсь любой борьбы. Извините, ребята, три года назад, когда ООСП якобы попал в немилость губернатора, со мной вели переговоры в очень высоких кабинетах о том, чтобы я сошел, но я этого не сделал. Я не испугался Путинцева, я бился против него 7 лет назад на выборах президента ООСП и знаю, как он тогда позорно победил, и об этом тоже пресса писала — когда были вброшены нарисованные доверенности». Почему-то сегодня представить, как кто-то бьется за право возглавить любую из местных предпринимательских организаций, да еще и ссорится с властью, достаточно сложно.

Чтобы разобраться, почему у местных предпринимателей пропало желание заниматься общественной жизнью, мы поговорили с некоторыми представителями различных бизнес-объединений, а также решили разобраться в структуре пяти самых известных организаций: Омского союза предпринимателей, Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, Омской торгово-промышленной палаты и местных отделений «Опоры России» и «Деловой России».

Омский областной союз предпринимателей

Дата основания: 15 ноября 1991 года

Руководитель: Дмитрий Шадрин

202 предпринимателя по итогам 2014 года

Что сделано: Периодически члены Союза выступают с различными инициативами по изменению законодательства в тех сферах, которые напрямую касаются предпринимательства. Участники активно ратуют за сохранение единого налога на вмененный доход. Также они совместно с мэрией занимались разработкой схемы размещения нестационарных торговых объектов. С 2013 года в Союзе действовала рабочая группа по вопросам кадастровой оценки земель и имущественного налогообложения. Еще Союз предпринимателей, собравший в своих кругах самых известных и харизматичных представителей омского бизнеса, отличается от прочих организаций тем, что периодически устраивает довольно эпатажные акции. Так, в прошлом году члены организации провели акцию в знак поддержки ТД «Сыры», выпускавшего печально известный сыр-косичку. В присутствии журналистов они продегустировали этот продукт, таким образом доказывая, что продукцию производителя можно есть, не опасаясь за свое самочувствие.

Омское региональное отделение общественной организации «Опора России»

Дата основания: 3 декабря 2008 года

Руководитель: Александр Федотов

25 предпринимателей

Что сделано: Гораздо большей активностью в этой небольшой организации обладает молодежное крыло. Однако большая часть ее деятельности сводится к участию в различных форумах и съездах, нежели к работе с предпринимателями. Тем не менее за последние несколько лет омская «Опора России» отметилась своими выездными проверками в районы области. В Русско-Полянском районе ее тогдашний руководитель Владимир Виноградов пытался решить проблему разбора железнодорожных путей, из-за которых часть деревень оказалась отрезана от остальной области. Также «Опора России» вмешивалась в конфликт с компанией PepsiCo из-за закрытия молочного завода в Исилькуле. Однако сам Виноградов отмечает, что эффект от его поездок оказался минимальным.

Омское региональное отделение общественной организации «Деловая Россия»

Дата основания: 2009 год

Руководитель: Олег Даутов

Что сделано: Федеральная организация уделяет много внимания взаимодействию с коллегами из других регионов. Омская страница сайта пестрит новостями об участии омичей в различных конгрессах и форумах. В начале года члены «Деловой России» направляли в Законодательное собрание Омской области проект закона «Об установлении пониженной ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения».

Также «Деловая Россия» запомнилась тем, что, не дожидаясь официального назначения бизнес-омбудсмена в регионе, летом 2014 года взяла эту функцию на себя. Общественная приемная организации оказалась открыта для всех категорий предпринимателей вне зависимости от их участия в работе любых предпринимательских объединений. К тому же член совета «Деловой России» Дмитрий Шейко долгое время выполнял роль общественного уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Омская торгово-промышленная палата

Дата основания: 1992 год

Руководитель: Татьяна Хорошавина

Более 500 по итогам 2014 года

Что сделано: В каком-то смысле палата представляет собой объединение объединений. Эта организация сотрудничает со всеми предпринимательскими сообществами. Члены некоторых из них входят в правление и ТПП, и собственных организаций. Палата уделяет внимание взаимодействию омского бизнеса с партнерами из других регионов и стран, периодически организует встречи с разными делегациями.

Палата удостоверяет сертификаты происхождения товаров, оформляет документы, связанные с экспортом товаров и услуг, а также другие документы, связанные с внешнеэкономической деятельностью. Также объединение проводит по поручению российских и иностранных организаций и предпринимателей сертификацию, экспертизу, контроль качества, количества и комплектности товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения. Еще при организации действует Третейский суд.

Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства

Дата основания: 26 марта 2010 года

Руководитель: Вадим Морозов

1038 предпринимателей

Что сделано: АРП оказалась самой многочисленной омской организацией. Часто ее противопоставляют Союзу предпринимателей. Даже заседая в Заксобрании, руководители этих компаний часто становятся антагонистами. Яблоком раздора между депутатами долгое время являлся вопрос о продаже алкоголя.

Каждый год на общем собрании члены АРП принимают решение об усилении работы в одном из действующих направлений. Первое время особое внимание уделялось обучению, специализированным курсам повышения квалификации для начинающих и действующих предпринимателей. Обозначался курс по патронированию молодых предпринимателей и консалтингу. Позже акцент ставился на инструментах помощи по преодолению административных барьеров. Теперь — на консультации по юридическим вопросам, работе Третейского суда при АРП, а также на помощи при решении проблем, связанных с недобросовестной конкуренцией, заходом в торговые сети, поиском рынков сбыта, несогласием с результатами проверки контрольно-надзорных органов и другим. Также внимание уделяется информационному продвижению товаров и услуг членов АРП.

Комментарии

Александр Стрельников,гендиректор сети салонов «Ювелирный Союз»По сути, целью различных союзов должно быть продвижение городской политики в бизнесе, интеграция этих двух сфер, разработка инструментов для их взаимодействия. Однако по факту я вижу, как бизнес использует их для решения каких-то мелких задач и интересов. Еще одна функция — это поддержание профессиональной грамотности среди представителей бизнеса. Также было бы большим плюсом, если бы бизнес-объединения получили те функции, которые имеют сегодня СРО. То есть могли заниматься лицензированием или присваиванием бизнесу уровней, например, как «звездочность» гостиницам. Сегодня все очень плачевно, организации больше похожи на некие клубы по интересам, замкнутые внутри себя. У меня была мысль об объединении ООСП и АРП в одну организацию, но пока непонятно, насколько эта идея понравится и тем, и другим.
Владимир Виноградов,председатель Омского отделения общественной организации «Опора России»Когда-то общественные организации были нужны, но сейчас эта система себя изживает. Необходимость в них отпадает вместе с уменьшением их влияния. Если раньше к бизнесу как-то прислушивались, то сегодня этого практически не происходит. Мы собираемся, что-то обсуждаем, обращаемся к власти с предложениями, в итоге одной рукой их у нас принимают, а второй — делают все по-своему. Причем происходит так и в Омске, и в прочих регионах. Сегодня от деятельности многих организаций остался только пафос. Когда «Опора России» решает проводить форум на какой-то яхте, мне становится совсем грустно. Вообще в Омске сейчас более 2 тыс. общественных организаций. Возможно, их деятельность сильно распыляется. Организации типа ООСП нужны для общения, но необходим иной формат. Хорошей площадкой мог бы стать бизнес-инкубатор, который часто пустует.
Татьяна Еременко,вице-президент Омского областного союза предпринимателейОднозначно бизнес-объединения работают эффективно. Важно понимать, что мы подразумеваем под этим словом. Это как с обучением, когда человек может получить от своего учителя только знания, а дальше в его силах использовать их определенным образом. Так и с союзом. Если человек приходит за готовым решением своей проблемы, он вряд ли его получит. Но при этом мы можем дать ему все необходимые навыки и советы для того, чтобы ее решить.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 39 (092) 13 октября

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Теги: Бизнес , Омск

Добавить комментарий