Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

22 октября 2015 14.14

Оксана Фадина: «Если предприниматель считает, что все плохо, значит, мы где-то недоработали»

Ровно три месяца исполнилось с того момента, как пост министра экономики Омской области заняла Оксана Фадина. Первым, кому она согласилась дать интервью в новой должности, стал «ДО», который выяснил, как региональной власти в условиях кризиса развивать экономику и выстраивать диалог с бизнесом.

Александр Румянцев

Оксана Николаевна, вы человек в правительстве не новый. Вас не надо вводить в курс дела и наверняка для министерства уже определены задачи по развитию региональной экономики?

— Все планы продиктованы задачами, которые перед нами ставит губернатор, в том числе по поддержке малого и среднего бизнеса, что особенно подчеркнуто в бюджетном послании. Омская область обладает своей спецификой. И выражена она в нашем стратегическом документе — стратегии социально-экономического развития Омской области. О ней необходимо помнить, с ней необходимо работать и двигаться в приоритетных направлениях, определенных этим документом. Работа с сектором МСБ на самом деле выстроена, как в части финансовой, так и нефинансовой поддержки. Но это не значит, что мы должны применять только существующие инструменты. Должны появиться и новые формы поддержки. В частности, летом был открыт ИТ-парк. Это пилотный проект, идея которого принадлежала бизнесу. Деятельность для нас незнакомая, поэтому учимся, совместно с бизнесом интересуемся, как правильно организовать работу.

Важно заниматься и национальным бизнес-рейтингом. Но помнить: получение хороших оценок — не самоцель. Важно все-таки улучшить условия для бизнеса. Если оценки бизнесом низки, значит, нам есть над чем работать, чтобы через год предприниматели оценили и сказали: наметилась положительная динамика. Сейчас созданы четыре рабочие группы, в состав которых вошел бизнес, и каждая из групп должна ответить на вопрос: какие действия необходимо предпринять региону, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.

Любые оценки — это субъективизм. Если предприниматель считает, что все плохо, то переубедить его практически невозможно.

— Я встану на сторону предпринимателей. Если он считает, что все плохо, значит, мы в чем-то недоработали. Но если все на самом деле гораздо лучше, чем ему кажется, то стоит поработать с его убеждениями. Министерству экономики важно наладить современный коннект с бизнесом. Где-то говорить на языке закона, где-то просто и доходчиво. Вот пример. Несколько дней назад у меня состоялся разговор с главой одного из районов. Обсуждали возможность размещения на территории этого муниципалитета сельскохозяйственного инвестиционного проекта. Инвестор выражал обеспокоенность тем, что финансовая модель недостаточно экономически эффективна. Причины — рост цен на энергоресурсы, рост курса валют (оборудование импортное). Я предложила главе встретиться с инвестором и рассказать о мерах поддержки, которые можно оказать в рамках его проекта. И глава был очень удивлен, узнав, что в Омской области принят закон, дающий льготу по налогу на имущество всем предприятиям в сфере сельского хозяйства и обработки, зарегистрированным после 1 января 2013 года. К сожалению, этой преференцией в регионе не воспользовалось ни одно предприятие, хотя потенциальные «получатели» есть.

В чем причина?

— Предприниматели, к сожалению, не достаточно занимаются эффективностью своей системы налогообложения. Незнание того, какими инструментами можно воспользоваться при управлении денежными потоками, приводит к невозможности заниматься накоплениями. Как следствие — инвестпрограммы у бизнеса откладываются или вообще не принимаются соответствующие решения. Нам важно рассказать и показать бизнесу, если хотите, открыть глаза на то, чем они могут пользоваться на самом деле. Планируем подготовить ряд видеороликов о существующих инструментах поддержки и разместить их на сайте министерства экономики. Дополнительно обновляем специальный справочник для предпринимателей, который будет издан в ноябре и также размещен в сети Интернет. С учетом этого каждый предприниматель сможет понять, как их использовать в своей деятельности.

Один из значимых для бизнеса законопроектов, которым занимается министерство, — введение налога на имущество организаций по кадастровой стоимости. Когда закон будет принят и насколько обременительным для бизнеса станет налог?

— В 2016 году нам предстоит работа над законопроектом. К маю планируем его подготовить. Важно собрать широкую экспертную площадку для его обсуждения. В регионах, где налог был введен, практика весьма противоречивая. Возьмем два похожих субъекта — Республика Хакасия и Кемерово. В одном регионе — 211 объектов, подлежащих налогообложению от кадастровой стоимости с площадью от 1000 кв. м и выше, в другом — 233. Перечень практически одинаков. Но в одном регионе поступления в бюджет увеличились, а в другом, наоборот, снизились. Мы не можем позволить себе принять закон, который не сбалансирован для бюджета и бизнеса. Поэтому важно взвесить решения.

Вспоминается ситуация с кадастровой оценкой земель 2009 года, когда налог для бизнеса подскочил в разы. Как сделать так, чтобы прошлое не повторилось?

— Все действительно сводится не только к форме закона, но и к правильности установления самой оценки. Предполагается, что на федеральном уровне примут единую методику, призванную снять все противоречия. Если проблема решится, то в 2016 году будет принят закон и налог введут в действие с 2017 года, а также перечень объектов, по которым налог будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости. Если смотреть практику по регионам, то перечень объектов, на которые распространяется налог, у всех разный. Где-то в нем 19 объектов, а где-то — почти 6 тысяч. На мой взгляд, не стоит стремиться к количеству, важно отработать содержание.

Министерство готовило закон о налоге на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. В прессе поднялась паника, мол, собственники «хрущевок» будут платить налог, как за VIP-апартаменты в центре города. Обоснованы ли опасения?

— Собственники жилья, введенного в эксплуатацию с 1 января 2013 года, налог на имущество вообще не платят. По одной простой причине — до этой даты налог рассчитывался исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости, а с 2013 года она для такого расчета не используется. Не платят сегодня налог и владельцы недостроенных объектов. Таким образом, возникла не только определенная социальная несправедливость, но и выпадающие бюджетные доходы. Сейчас налог будет рассчитываться по кадастровой стоимости.

Закон предусматривает применение налогового вычета (необлагаемых налогом квадратных метров площади), причем разный для всех категорий объектов. Для комнат — 10 кв. м, квартир — 20 кв. м, для жилых домов — 50 «квадратов». Если в собственности имущественный комплекс из различных построек, в составе которого жилое помещение, вычетом является 1 млн рублей. Прежде чем рассчитать налог, мы отнимаем от общей площади необлагаемые налогом метры, затем смотрим кадастровую стоимость вашей недвижимости и делаем расчет. Информацию о кадастровой стоимости можно узнать на сайте Росреестра. Поскольку законом до 2020 года введен переходный период, при расчете применяется еще и понижающий коэффициент — по годам 0,2/0,4/0,6/0,8/ и далее полная величина по расчету. То есть плата постепенно увеличивается, и за 2020 год предстоит платить полную стоимость. Не стоит забывать, что ряд категорий граждан имеют льготы по уплате налога.

Насколько может увеличиться налог?

— Например, налог на «хрущевку» в центре города, за которую собственник платит 160 рублей, в 2017-м составит порядка 250 рублей. Не такие «страшные» цифры, не правда ли? Повышения налога на частные дома практически не произошло. Замечу, с учетом переходного периода мы не ожидаем существенного объема дополнительных поступлений в бюджет. По городу прогнозируем поступлений в 2017 году по итогам 2016 года в пределах 31 млн рублей.

Практически еженедельно мы узнаем о банкротствах и закрытиях все новых и новых предприятий. Тенденция явно не скажется положительно на имидже региона…

— Такая ситуация не только в Омской области. В других субъектах положение куда хуже. По сравнению с остальными регионами, мы, кстати, обеспечили себе весьма неплохие позиции: в области не упал индекс промышленного производства, тогда как в других — снизился до 80–90%. Безусловно, в Прииртышье динамика ниже, чем 3–4 года назад, но прирост налицо. За счет чего? У омского региона хороший потенциал. Мы сильны, прежде всего, малым и средним бизнесом, и этот сектор в структуре ВРП обеспечивает нам существенный доход. Между прочим, промышленность достойным образом представлена малым и средним бизнесом. Также, как и АПК. А крупные предприятия по пальцам пересчитать можно.

Не кажется ли вам, что в последнее время работа отраслевых предпринимательских союзов перестала выполнять ту роль, которую играла прежде. Как сегодня министерство строит работу с общественными предпринимательскими организациями и участвует ли в их жизни?

— Во-первых, поинтересуйтесь у самих предпринимателей: интересно ли им участие в подобных союзах? Мне сложно ответить на вопрос, для этого нужно самому быть предпринимателем, являющимся членом той или иной общественной организации. Тем не менее отчасти есть и наша вина в том, что диалог между общественниками и министерством утрачивает свою силу из-за ротации кадров в министерстве. Но связь необходимо восстанавливать. В пятницу на площадке Союза предпринимателей губернатор планирует встретиться с представителями омского бизнес-сообщества. Встреча важна тем, что именно в таком формате возможно узнать и начать отрабатывать все проблемы, волнующие бизнес.

Вы и сами в свое время были, что называется, по ту сторону «баррикад». Накладывает ли отпечаток опыт работы в коммерческих структурах на вашу деятельность в должности министра экономики?

— Если можно так сказать, то наш клиент — бизнес. И, учитывая свой опыт работы в коммерческих структурах, я понимаю, как бы я хотела, чтобы ко мне относились. И я об этом всегда помню и с уважением отношусь и к руководителям компаний, и к менеджменту. Имея опыт работы финансовым директором, могу разговаривать с ними на одном языке. Допустим, по поводу структуры финансовой модели или инвестиционного проекта в целом. Мне не составит труда его изу-чить и, понимая структуру бизнес-плана, дать определенные рекомендации по улучшению экономики проекта.

Если не секрет, с кем из крупных предпринимателей вам удалось пообщаться, возможно, готовятся к реализации какие-либо крупные проекты?

— Я явный апологет стратегии социально-экономического развития Омской области. Вряд ли кто-то сомневается в том, что нефтехимия и нефтепереработка, АПК и машиностроение являются ключевыми секторами омской экономики. Поэтому на данный момент приоритетные инвестиционные проекты нужно развивать вокруг этих сфер деятельности.

В рамках нефтехимического кластера мы планируем развивать инвест-проект по катализаторному производству. С середины июня еще на Петербургском экономическом форуме и до настоящего момента велась большая работа по привлечению инвестиций в эту сферу деятельности, подготовлен и подписан протокол о намерениях с «Газпром нефтью» о содействии в реализации на территории Омской области инвестиционного проекта по организации производства отечественных катализаторов для нефтепереработки.

В секторе АПК изучаем ряд проектов. Для практической реализации положений закона о государственной инвестиционной политике в сентябре правительство Омской области утвердило Порядок формирования и ведения реестра приоритетных региональных инвестиционных проектов. Уже представлена на рассмотрение первая заявка в реестр, в скором времени озвучим имя этого инвестора, как только будет готово заключение о включении проекта в реестр. Для инвестора важно, что включение инвестиционного проекта в реестр позволит предоставлять без торгов земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, но только для реализации проекта. Соответствующий закон принят Законодательным собранием Омской области в июле.

На мой взгляд, нам не стоит двигаться по пути всеобщей глобализации. Работать необходимо со всеми, возражений нет. Но нужно стремиться уделять особое внимание местному бизнесу. Взращивать своих региональных чемпионов.

Досье

Фадина Оксана Николаевна родилась 3 июля 1976 года в Омской области.

Окончила Институт экономики и финансов Омского государственного аграрного университета.

Работала на руководящих должностях в коммерческих организациях, в том числе входящих в структуры вертикально-ориентированных холдингов отрасли энергетики и ЖКХ. Занималась преподавательской деятельностью.

С 2012 по 2013 годы — заместитель министра экономики Омской области.

В июле 2015 года назначена министром экономики Омской области.

Имеет публикации в том числе за рубежом, профессиональный сертификат по менеджменту школы бизнеса Открытого университета Великобритании совместно c ЛИНК по программе МВА. Сертификат Центра обучения консультантов Информационно-консультационной службы Тимирязевской ГСХА г. Москва.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 40 (093) 20 октября

Самое актуальное в рубрике: Власть

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий