Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

11 ноября 2015 11.05

Господдержка не дает буксовать авторынку

По льготному кредиту автолюбители предпочитают покупать «Ладу», а в лизинг — BMW и Land Cruiser.

Вадим Харламов

Запущенные госпрограммы льготного автокредитования и лизинга, призванные оживить покупательский спрос на авто, добились должного эффекта лишь отчасти. За первые девять месяцев этого года рынок сократился на 33%. Однако падение могло бы быть более существенным, если бы не господдержка. Спрос на новые машины невелик, но, как заявляют эксперты, львиная доля продаж проходит именно на льготных условиях.

Госмерой по автокредиту

Две госпрограммы по льготному автокредитованию и лизингу были запущены минпромторгом России в этом году с разницей в несколько месяцев. Напомним, программа льготного лизинга автотранспортных средств действует с мая 2015-го и предполагает предоставление физическим и юридическим лицам автомобильной техники в лизинг с авансовым платежом, уменьшенным на 10% от ее стоимости. Кстати, впервые она стала доступной для граждан, не являющихся предпринимателями. Правда, распространяется далеко не на все марки, строго ограничена по месту производства (Россия) и году выпуска машины.

Определенные ограничения существуют и при покупке автомобиля по льготному автокредиту: машина также должна быть произведена в нашей стране в 2015 году, а ее стоимость не может превышать 1 млн рублей. Но банки, как и лизинговые компании, сами определяют, на какие модели распространяются условия программ.

«Возможность получения кредита на автомобиль определяется наличием VIN-номера в ПТС, подлежащего субсидированию. VIN-номера можно уточнить на сайте минпромторга, а также в банке, — комментирует начальник отдела автокредитования ВТБ 24 в Омске Елена Седова. — Минимальный первоначальный взнос составляет 20%, таким образом, максимальная сумма кредита — 800 тыс. рублей. Максимальный срок кредитования — 3 года. Размер субсидии — 2/3 от ключевой ставки Центробанка».

В омских банках, кстати, весьма широкий разброс процентных ставок по кредиту. Максимальная — 15%. Существует и еще одно обязательное условие, которое слегка омрачит радость от приобретения. Автовладелец должен застраховаться по каско. Как заявляют некоторые банкиры, стоимость комплексного автострахования варьируется в пределах 6% от стоимости авто. Несложно посчитать: купив машину за 800 тыс. рублей, за «добровольную» страховку вы заплатите 48 тыс.

Корейцы отвоевывают рынок

В программе по льготному кредитованию участвует большинство омских автосалонов. Основная масса продаж новых авто проходит именно за счет этой меры поддержки.

«Спрос на автомобили, безусловно, упал, — говорит руководитель отдела кредитования и страхования автоцентра «Ford-Омск» Татьяна Бокова. — В данный момент на льготных условиях возможно приобрести несколько моделей марки Ford, и почти 90% продаж проходит по госпрограмме».

«Программа льготного автокредитования в 2015 году не начала действовать, а продолжила то, что было уже запущено несколькими годами ранее (пусть и с улучшающими корректировками), — поясняет замгендиректора Русского АвтоМотоКлуба (РАМК) Андрей Барсуков. — Без нее падение спроса на новые автомобили по итогам оказалось бы более ощутимым. Но я не стал бы говорить о ней, как о панацее автокредитования. Стоимость новых автомобилей повысилась на 20%. Многие потенциальные клиенты откладывают покупку до лучших времен. Да и банки со своей стороны стали строже оценивать текущую платежеспособность тех, кто все-таки решается подать заявку на автокредит — количество отказов стало в 2-3 раза больше, чем годом ранее, и составляет около 50% от всех запросов».

Тем не менее статистику банкирам делает также льготная программа. К примеру, в общем объеме автокредитов банка ВТБ 24 на льготных условиях выдано 70%.

«После бума конца прошлого года, когда на опасениях подъема цен на автомобили резко возрос спрос, в этом году начался серьезный спад, по некоторым оценкам составляющий более 35%. Введенные государством программы не внесли серьезных корректировок в ситуацию, спрос на автомобили продолжает находиться на низком уровне, но они действительно дают экономию при покупке автомобилей», — подчеркивает аналитик ИК «Финам» Богдан Зварич.

Количество отказов банков в автокредите выросло вдвое и сейчас составляет около 50% от всех запросов.

Согласно информации Минпромторга, самыми популярными авто, купленными за счет этой льготы, являются Hyundai (доля продаж — 32%), «АвтоВАЗ» (21%), Renault (14%), Volkswagen (11%) и Nissan (10%). В Омской области, кстати, статистика выглядит немного иначе. Пальму первенства держит российский автопром, второе и третье места — за корейцами. По данным банка ВТБ 24, в структуре продаж по господдержке Lada занимает 40%, Kia — 28%, Hyundai — 11%.

Но ряд производителей и продавцов не совсем довольны условиями программы. К примеру, представители омских автосалонов, продающих китайские авто, жалуются, что машины из Поднебесной не попали под программу, хотя в России есть заводы по сборке некоторых марок китайских легковушек.

«Вспомните, как 10 лет назад на российский рынок приходили европейские и корейские бренды. И программ поддержки тогда не вводили, а у «АвтоВАЗа» доля рынка была гораздо существенней. Но они боролись потихоньку, отвоевывали ниши. Китайским производителям просто необходимо нарастить объемы, создать определенные условия сборки и так далее. Но на это нужно время», — полагает управляющий ООО «Евразия Эксперт» Иван Беланов.

Prado и X5 лидируют в лизинге

В программе по льготному лизингу в стране участвуете 51 компания. В лидерах — пять крупных федеральных игроков. В компании «Европлан» за время действия льготы в лизинг приобретено более 4 тыс. автомобилей на сумму 6,5 млрд рублей. За счет субсидий клиенты сэкономили 647 млн рублей. В Омской области заключено 133 договора лизинга на сумму 200 млн рублей (лизингополучатели сэкономили более 19 млн рублей). В структуре продаж компании легковые автомобили занимают 65%, коммерческие — 35%.

«Даже без государственной программы поддержки автолизинг для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматривается сейчас как основной способ приобретения автомобилей, а среди граждан он по популярности практически сравнялся с автокредитом, — уверен старший вице-президент автолизинговой компании «Европлан» Александр Михайлов. — С реализацией госпрограммы сложностей практически нет. Разве что она ограничена в объеме выделенных средств на субсидии. С учетом высокой популярности льготного лизинга этих денег надолго не хватит».

«С продажами коммерческих автомобилей, на мой взгляд, ситуация обстоит гораздо лучше, нежели с легковым транспортом, — продолжает руководитель отдела продаж автоцентра «Сот Моторс» Алексей Залознов. — Так или иначе, но машины работают на пассажирских или грузоперевозках, окупая себя. По льготному лизингу у нас представлена всего одна марка коммерческого авто — Mercedes-Benz Sprinter Classic, сборка которого происходит в России. Его продажи, между прочим, показывают неплохой результат. На падающем рынке объемы растут».

Популярность немецкой марки, пусть и российской сборки, подтверждают и в «Европлане». В их топе популярных коммерческих авто Mercedes разделяет первые строчки вместе с Горьковским автомобильным заводом. На топовых позициях среди легковых машин, приобретенных в лизинг, расположились Toyota Camry и Land Cruiser Prado, BMW X5, Nissan X-Trail, Lada (ВАЗ) Largus.

«Мы пользовались льготными лизинговыми программами. Бизнесу, безусловно, они помогают. Импортные автомобили стоят недешево, поэтому мы рассматриваем отечественных производителей — НефАЗ, МАЗ, Volgabus. На данном этапе их ценовая политика нас устраивает», — резюмирует учредитель ООО «Автодор», президент НП перевозчиков «ОмскАвтодор» Николай Артемьев.

«В автолизинге, как и в автокредитовании, важно оценивать совокупные затраты, — дает совет директор управления организации продаж АО «Сбербанк Лизинг» Ольга Кириллова. — Но в отличие от обычного кредита, здесь они складываются из большего числа параметров. Основные — ставка удорожания, размер и сумма аванса, скидки, втом числе по программе Минпромторга, ежемесячный платеж, срок договора лизинга, размер комиссии и выкупная стоимость. Каждый из них влияет на конечную стоимость».

Сумма всех приведенных параметров лизинговой сделки и отразит совокупные затраты на приобретение машины, показывая величину переплаты, которая, конечно же, будет сильно отличаться в зависимости от лизингодателя. По подсчетам АО «Сбербанк Лизинг», в предложениях топовых лизинговых компаний, к примеру, переплата за авто среднего ценового сегмента (Toyota Camry) может составлять от 282,38 тыс. рублей (у крупного универсального федерального лизингодателя в Москве) до 551,44 тыс. рублей (у другого крупного федерального игрока в Ростове-на-Дону), за грузовое авто — от 1,4 млн рублей (у крупного универсального федерального лизингодателя на Урале) до 2,85 млн рублей (у федерального лизингодателя-монолайнера в Москве).

Обе программы заканчивают свое действие в конце года. Но, как отмечают эксперты, средства, выделенные из бюджета на субсидирование льготного лизинга, уже все выбраны, несмотря на то что дополнительно к запланированным 2,5 млрд рублей был направлен еще 1 млрд. Пока непонятно, решится ли государство продолжить начатую поддержку. Если все-таки будет принято положительное решение, то игроки рынка просят чиновников не по факту, а заранее объявить о своих планах, чтобы успеть разрекламировать акции и дать возможность покупателю узнать о них.

Комментарии

Николай Артемьев,учредитель ООО «Автодор», президент НП перевозчиков «ОмскАвтодор»Делая покупку в лизинг, можно сэкономить до 40%. Программы востребованы и пользуются популярностью. Неплохую поддержку бизнесу могла бы оказать и другая федеральная программа, к сожалению, не действующая в нашей области. Она позволяет на льготных условиях приобретать в лизинг транспорт на газомоторном топливе. Основная причина отказа региона от программы — отсутствие заправок. Хотя в Омской области такая заправка работает.
Андрей Барсуков,замгендиректора Русского АвтоМотоКлуба (РАМК)Попытка запустить в России льготный лизинг для частных лиц не нашла должной отдачи. Россияне пока не готовы ездить на автомобиле, юридически принадлежащем не им, и при этом ежемесячно платить за него ощутимые суммы лизинговых платежей (зачастую равные или даже большие автокредиты). Они понимают: этими платежами они не выкупают автомобиль, а всего лишь оплачивают его эксплуатацию и износ. Кроме того, и со стороны лизинговых компаний существует много преград: слабая географическая представленность в регионах России и, например, возможные ограничения по маркам автомобилей, связанные со сложностью расчета остаточной стоимости на конец срока лизинга.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 43 (096) 10 ноября

Самое актуальное в рубрике: Авто

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий