Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

11 ноября 2015 16.08

Максим Батырев: «Ненужные Омску кадры едут сейчас в Москву»

Эксперт по управлению продажами и прикладному менеджменту Максим Батырев провел тренинг в Омске и рассказал «Деловому Омску», почему в России заслуженно не любят продавцов, а также сравнил переехавших в Москву омичей с неудачливыми золотоискателями Клондайка.

Максим, ваша книга «45 татуировок менеджера» имеет пометку «правила российского руководителя», то есть существуют какие-то качества, которые свойственны именно нашим топ-менеджерам?

— Разница между российскими и зарубежными управленцами колоссальная. Обучаясь по западной литературе, я применял все, что в ней написано, и в продажах, и в менеджменте и не понимал: почему не работает? Уже сейчас, оглядываясь назад, имея управленческий опыт, я понимаю, что мы слишком разные. На территории всего бывшего СССР, будь то Дальний Восток, Душанбе или Крайний Север, преобладает советская ментальность. Эта среда, формирующая «советского» сотрудника, в корне отличается как от западной, так и от восточной.

Неужели даже у молодого поколения осталась эта «советскость», мешающая развивать компанию по зарубежным образцам?

— Если рассуждать про глобализацию, то возможно. Но, к примеру, в Америке молодым людям постоянно твердят: «Ты можешь сделать себя сам, стать миллионером под силу всем!». У нас так не говорят. Нет прокачки self-made, даже среди молодежи.

То есть преподавателем вы решили стать для того, чтобы объяснить нашим руководителям, как строить бизнес по-русски?

— Я бы не стал называть себя преподавателем, скорее спикером, человеком, который делится опытом. Просто я уже достиг определенных результатов и регалий, поэтому могу помогать другим. После выхода книги был большой отклик руководителей, они прислали мне 26 тысяч писем. Поэтому пришла идея ездить по стране и вести мастер-классы.

Как-то отслеживаете «судьбу» своих слушателей?

— Системно за этим не слежу, но так получается, что каждый день приходят отклики от слушателей. С некоторыми завязывается дружба. Многие делятся своими результатами, рассказывают о возросших финансовых показателях, о том, как наладились отношения с начальством или подчиненными, о том, какими книгами пополнилась их библиотека.

Какие вообще потребности у предпринимателей, чему вы советуете научиться в первую очередь?

— Конечно же, управлять людьми. На мой взгляд, даже технологии в построении успешного бизнеса не так важны. Бизнес в России делают, в первую очередь, люди.

Кого вы сами считаете своим наставником в управленческом искусстве?

— У меня сформировался собирательный образ наставника. Я прочитал более 700 книг по управлению бизнесом. В этот список входят все известные в России бизнес-тренеры. Многие компетенции пытался развивать сам. К примеру, перед открытием корпоративного журнала брал интервью у сотрудников, чтобы изучить, как это делается.

С другой стороны, были коллеги, друзья, родственники, консультанты и руководители, у которых я учился. Не сказал бы, что кто-то выделялся. От каждого я что-то взял и хорошего, и плохого. Иногда бывает так, что смотришь на человека и понимаешь, что никогда не сделаешь так же. Тоже хороший опыт.

Насколько вообще универсальны ваши советы? Можно ли сказать, что их могут применять управленцы из любых сфер?

— Если говорить об инструментарии, то у каждой сферы они, конечно же, свои. Но я даю не инструмент, а «логики». Объясняю, какими принципами, которые в книге названы татуировками, нужно пользоваться, чтобы достичь определенной цели. Один из них, к примеру, «быть честным». Он достаточно банальный, но пригодится в любой области, если ты настроен на долгосрочное сотрудничество.

Изменилось ли на сегодняшний день отношение к тем, кто занимается продажами? В России торговля всегда ассоциируется с какими-нибудь назойливыми негодяями.

— Репутация человека, который занимается переговорами и продажами, испорчена еще с советских времен, когда «торгаши» стояли за прилавком и из-под полы продавали мясо, холодильники, книги и т. д., потом они переоделись в костюмы и стали делать все то же самое по квартирам и офисам.

Надо сказать, такое отношение вполне заслуженно. У нас очень мало людей, которые занимаются собой и хотят научиться продавать. К примеру, я приезжаю в организацию, где есть департамент продавцов, и спрашиваю, что они хотят получить от нашей сегодняшней встречи. Они отвечают, что хотели бы делать больше продаж и получать больше денег. Тогда я задаю следующий вопрос: а что вы в последнее время сделали для того, чтобы лучше продавать, как учились? Как правило, никто ничего не отвечает.

У нас продажи в основном рассчитаны на клиента, который сам услышит рекламу, придет и купит. Но собственники, которые на это надеются, сильно теряют в деньгах, когда не учат своих продавцов общаться с покупателем. Привлеченный деньгами клиент приходит, а дальше его просто «уничтожают» продавцы.

Думаю, собственники, особенно мелких компаний, не так уж в этом сильны, чтобы еще и учить кого-то.

— Вот это я и хочу изменить, чтобы хотя бы собственники ходили и учились.

А на уровне вузов чему-то можно сегодня научиться?

— Нет, и в ближайшие года не появится. На уровне вузов не существует даже обучения по подготовке трудовых ресурсов в целом. У нас сейчас очень слабые выпускники по любым специальностям. Поэтому я являюсь приверженцем того, чтобы выращивать кадры внутри организации. Они могут когда-то уйти, но это единственный правильный подход.

Увидела у вас на сайте, что вы проводите еще и детские мастер-классы. Чему вы их учите?

— В начале я предупреждаю их, что мы будем говорить по-взрослому, так как я не детский тренер. Полтора часа мы беседуем о том, как надо жить. Я говорю, что нужно выбросить все гаджеты, вернее не выбросить, а использовать их для достижения целей, а не досуга. Ни iPhone, ни Play Station, ни «ВКонтакте» не заменят книги, живое общение, развитие спортивных навыков. Объясняю им, что уже в этом возрасте важно правильно ставить цели. Привожу примеры известных людей, которые с детства понимали, чего хотят достичь.

Наверняка вы спрашиваете детей, чего им хочется достичь. К чему стремятся современные дети?

— У нас даже взрослые не знают, чего хотят. Это одна из национальных проблем. Мы не умеем принимать решение за свое будущее и за себя самого, потому что в колее жить гораздо легче и комфортней.

И это тоже исключительно русская черта?

— В целом, я понимаю, что на Западе процент социально активных людей примерно 15%, а остальные 85% - люди системы. А у нас это сочетание вообще 95/5%. В России это на генном уровне и продолжаться будет еще лет 20-30. Самое простое для большинства россиян - сидеть и говорить: «Разворовали страну, сволочи!». А надо менять систему.

Взгляды людей из Москвы и регионов как-то отличаются?

— Конечно. В регионах принято говорить, что все нормальные люди уехали в Москву. Но мне кажется, что все нормальные люди, наоборот, остались в регионах. Здесь они держатся за хорошие работы и их никто не собирается отпускать. Да и зарплаты сейчас выравниваются. А те, кто себя не нашел дома, поехали искать счастье на «золотой Клондайк» в Москву, пытаются откопать золотые прииски, но их там что-то нет. На Клондайке таких шальных людей, которые приезжали, как из Омска в Москву, было очень много. Из них тысячные доли процентов что-то находили и становились богатыми.

То же самое я вижу и в регионах. Хотя специалист может работать в федеральной сети и когда-нибудь переехать на работу в центральный офис. Но в большинстве случаев разницы нет. Это раньше в провинции не было работы. Я бы даже сказал, что ненужные Омску кадры едут сейчас в Москву.

Все в этом году говорят про кризис. Поэтому не могу не спросить вас: что изменилось в российском бизнесе за этот год?

— Я уже коснулся этого, когда говорил, что продажи у нас направлены на входящего клиента. Так вот сейчас люди стали немножко беднее и стали приходить гораздо реже. Теперь их нужно убеждать. Поэтому сейчас время активного писка соискателей и клиентов. А на деле получается так, что редких клиентов в магазинах встречают хмурые продавцы, которым ничего не нужно.

Такой пример: один мой знакомый увидел рекламу магазина мужской одежды и пошел покупать костюм. В салоне он не нашел продавца. Вернее ему встретилась там какая-то девочка, которая сказала, что она занята и не может его обслужить. Тогда мой приятель решил поругаться с администратором. Тот пришел, держа в руках кипу бумаг, и сказал, что занят квартальным отчетом, поэтому времени на разборки с клиентами у него нет. В итоге человек, готовый отдать за костюм 50 тыс. рублей, ушел. А собственник, который выделил деньги на рекламу, хватается потом за голову и говорит, что в стране кризис. На самом же деле он просто не научил своих сотрудников работать.

Мне самому недавно нужно было сделать сувенирную продукцию. Мы с помощником написали запрос в компании, которые входят в топ-10 «Яндекс.Директ». Объяснили, что хотим заказать нестандартную сувенирку. Ответили только трое, причем одни дали отрицательный ответ. Из оставшихся двух только один сказал: «Возможно». Мы прислали ему пять дополнительных вопросов про цену и сроки, после чего человек пропал. Потом они тоже скажут, что у них кризис. Это вообще отличное алиби для тех, кто не хочет работать.

Досье

Максим Батырев прошел путь от рядового специалиста по продажам до одного из членов правления компании «Что делать Консалт» (сети «КонсультантПлюс»). Выпускник Executive MBA в Институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС.

По версии ИД «Коммерсантъ», входит в топ-1000 менеджеров страны. «Менеджер года-2012», по версии Международной академии менеджмента и Вольного экономического общества России. Обладатель премии «Коммерческий директор года-2011», по версии компании Salecraft. Включен Livejournal в топ-30 самых «денежных» блогеров России.

Информационная поддержка

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 43 (096) 10 ноября

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий