Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

09 июля 2014 10.27

Дмитрий Шадрин: «Проблемы бизнеса не только от власти, но и от другого бизнеса»

Президент Омского областного союза предпринимателей Дмитрий Шадрин рассказал «ДО» о сегодняшней миссии этой организации и о том, нужно ли ей объединяться с другими защитниками бизнеса.

Дмитрий Юрьевич, как бы вы сегодня охарактеризовали миссию областного Союза предпринимателей?

— Я бы не стал тут особо мудрствовать. Наша миссия на самом деле очень проста — делать все возможное, чтобы предпринимателям в регионе работалось легче, лучше, прибыльнее.

Как этого добиться? Это очень кропотливая работа — необходимо взаимодействовать с муниципалитетами, с региональным и федеральным уровнями. Мы регулярно выступаем с различными инициативами, вносим их в Заксобрание и Госдуму: кадастровая оценка земли, налоговое обложение...

Многие предприниматели только сейчас узнают, что с 2018 года будет отменен вмененный доход. Удивляются! А мы уже 2 года об этом говорим и всячески агитируем за то, чтобы этот налог сохранился. Конечно, следует изменить сумму, ввести дополнительные параметры, зонирование по районам. Понятно, что магазин на селе и магазин в центре города имеют разную прибыль.

Надеюсь, наши усилия не окажутся напрасными.

На встречах с Вячеславом Двораковским и Виктором Назаровым эти вопросы затрагивались? Есть ли понимание со стороны власти?

— Да, у нас уже не первый год действует формат «без галстуков», где мы обсуждаем широкий спектр вопросов. Я бы, кстати, хотел извиниться перед представителями средств массовой информации за то, что встречи проходили в закрытом режиме. Мы очень любим прессу, всегда готовы с ней работать, но в данном случае продуктивнее было пообщаться с руководителями в более комфортной обстановке, чтобы не было того напряжения, которое обычно рождают камеры и вспышки фотоаппаратов...

Так вот, принципиальная поддержка со стороны и городской, и областной власти есть. Скажем, на последней встрече с мэром мы обсудили возможность передачи части функций муниципалитета на аутсорсинг предпринимателям.

Взять хотя бы уборку территории. Так работают крупные компании по всему миру, и в России это уже устойчивый тренд. Скажем, мне самому как бизнесмену выгоднее нанять клининговую компанию для уборки помещений и лишь контролировать ее, чем содержать собственный штат уборщиц. Это, кстати, способствует поддержке малого бизнеса в городе.

А нет опасности, что собственно бизнеса в этом процессе и не будет? Создадут под крышей администрации контору, которая будет осваивать эти деньги, ничего особенно не делая...

— Все может быть. Но если проводить это через процедуру аукциона, то риски будут минимальными. Аукцион — самая некоррупционная форма, рыночная.

Еще несколько лет назад коммуникация бизнеса с властью оставляла желать лучшего и у ООСП вроде как была цель найти такой контакт. Сейчас же члены организации кооптированы в различные экспертные советы при органах власти, вы встречаетесь с мэром, губернатором, ваши предложения слушают... Но слышат ли? Есть ли решения, где мнение бизнеса реально учтены?

— Когда недавно вручали городские премии предпринимателям, причем делали это лично мэр Вячеслав Двораковский и председатель горсовета Галина Горст, у меня была возможность выступить, и я пару слов сказал как раз на эту тему. В регионе и в городе по части слов поддержки вообще вопросов нет. Забота — огромная. Но на деле все выглядит совсем не так радужно.

Идет ужесточение налоговой базы, а движения к давно запрашиваемой бизнесом форме проведения проверок, когда в первый раз не виноват,  — нет. Даже в уголовном праве СССР была норма — не наказывать, а предупреждать. Сейчас мы тоже просим не наказывать штрафом в первый раз, а делать предупреждение, более того, объяснять, где и почему предприниматель допустил ошибку.

За рубежом именно такая форма и действует. Приходит проверяющий, видит нарушения, присылает сотрудника-консультанта, который объясняет, что и как нужно исправить. Государство прямо тратится на это из бюджета, потому что бизнес ему нужен. Если предприниматель совершает нарушение повторно, его ругают и только в следующий раз наказывают штрафом.

У нас же среди населения до сих пор бытует мнение, что предприниматель — это какой-то подозрительный тип. Очень медленно формируется доверие к бизнесу. Но процесс этот хотя бы идет. И я уверен, скоро доверие к бизнесу будет выше, чем доверие к власти.

Кстати, о доверии: недавно в «Победе» прошла проверка, и вас оштрафовали на 200 тыс. рублей за продажу сигарет...

— Мы ничего не платили, сейчас обжалуем это дело. Да, проверки проходят постоянно. У нас ведь очень много контролирующих институтов — Россельхознадзор, Ростехнадзор, прокуратура, МЧС, Центр стандартизации (проверяет весы), трудовая инспекция, районные администрации...

Порой они присылают письма с таким повелевающим металлом в голосе: мол, приберитесь на своей территории и доложите такому-то ответственному. Мы, понятно, отправляем такие бумаги в мусорное ведро, поскольку и так регулярно поддерживаем чистоту. Однако это отнимает наши силы и время. Очень много писанины, бумаг.

Я бы с удовольствием отдал это время основному бизнесу, и это сказалось бы на цене товаров. И покупатели были бы в восторге. Но даже выполняя все предписания, невозможно избежать штрафов. Не нарушает только тот, кто ничего не делает.

Впрочем, не стоит думать, что все проблемы предпринимателей упираются во властные барьеры. По моим личным ощущениям, если высчитывать пропорцию, то 50% вопросов у бизнесмена не к власти, а к другому бизнесу.

Конкуренция — штука серьезная, между прочим. И здесь нужно уметь находить точки соприкосновения, не переходя в режим военных действий, который обычно обходится дороже всем участникам конфликта. ООСП старается не оставаться в стороне от таких процессов — по возможности мы учим предпринимателей, как уживаться вместе.

То есть союз принимает некие превентивные меры, чтобы не доводить дело до вмешательства судебной власти?

— Предпринимательские конфликты не всегда связаны с нарушением закона, и не всегда власть способна как-то повлиять на ситуацию. Часто подобные истории — дело исключительно предпринимательского сообщества. Я рассуждаю на эту тему в общем порядке, но давайте возьмем конкретику из моей профессиональной сферы — ритейла. Наболевший вопрос — как производителям попасть на полки торговых сетей? Он не сходит с языка уже лет десять. Власти активно над ним работают, но вопрос не сдвигается с мертвой точки. И не сдвинется никогда, потому что это — дело двух других хозяйствующих субъектов.

В последнее время приходится слышать мнение о развитии ритейла в Омске, дескать, с приходом федеральных сетей все местные игроки умрут, останутся только Шадрин и Шкуренко.

— (Смеется) Я бы хотел, чтобы после этих фамилий была запятая и перечислялись и другие омские предприниматели. Сети расширяются — это факт. Идет реальный прирост, и здесь выигрывает тот, кто предлагает наиболее оптимальную для покупателей модель.

Ваша сеть ведь также является угрозой для районного бизнеса. Недавно вашего партнера Виктора Шкуренко прямо обвиняли в этом предприниматели из Крутинки.

— Да, была такая история. Но давайте откровенно. Уж лучше мы придем, но будем платить налоги в бюджет Омской области, нежели эту нишу займет «Холидей» и будет платить их в Новосибирскую область. С точки зрения развития региона наш вариант — лучший. Конкуренция будет всегда. И кто качественнее и дешевле обслужит покупателя, тот и сохранит свое место на рынке. Нам тоже приходится несладко. Мы каждый день смотрим на областную карту: где открывают магазины другие сети, какой потенциал у этих точек, как это скажется на наших объектах, расположенных по соседству... Вот сейчас мы вынуждены закрывать магазин на улице Гашека. Но при этом мы не жалуемся в администрацию или еще куда-нибудь.

Ритейл — особый вид бизнеса. Чтобы им заниматься, вероятно, нужна особая психология?

— Я бы не сказал, что обладаю какой-то особой психологией. Но по прошествии тех 14 лет, что я и моя команда занимаемся этим бизнесом, чувствую, что начинаю что-то в нем понимать. Хотя через 3 года после начала работы уже думал, что я специалист в этих вопросах. Еще спустя 3 года считал, что я прямо большой профессионал. А сейчас, вспоминая те времена, понимаю, что был лишь новичком.

В ритейле очень много эмоций, всегда кто-то из покупателей чем-то недоволен, кто-то из поставщиков не удовлетворен. А их у нас 450, и с каждым нужно найти точки соприкосновения.

Что касается точек соприкосновения: сегодня в регионе, по сути, действуют две объединяющие коммерсантов организации — Союз предпринимателей и Ассоциация развития малого и среднего бизнеса. В свое время губернатор Назаров говорил о необходимости их объединения, но пока из этого ничего не вышло.

— А нужно ли нам объединяться? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. В союзе сегодня более 200 предпринимателей. Наша задача — вовлечь людей, заинтересовать их совместной работой, а не просто гнаться за количеством. Пусть у предпринимателей будет выбор, в какую организацию вступать.

Бизнесмены — это наиболее активные люди в обществе, но и их часто охватывает неверие в то, что перемены к лучшему возможны. А мы собрали людей, которые готовы биться до последнего.

В прошлом году, прежде чем вас избрали президентом, ООСП долго не мог определиться с лидером. Присматриваете себе преемника потихонечку?

— Наша организация — независимая и демократическая, поэтому выборы президента и происходят подчас с таким накалом. Люди дорожат историей — 23 года нам исполнилось. Тут масса интересных людей, все с головой, и большинство решений принимается коллегиально. Что касается меня, то я пока не думал, пойду ли на второй срок. Время еще есть об этом подумать.

Биография

Дмитрий Шадрин родился 3 августа 1972 года. Окончил экономический факультет ОмГУ по специальности «Управление производством».

В 1992 году с партнером зарегистрировал АОЗТ «Эридан». Торговал товарами народного потребления.

В 1996 году компания «Эридан» стала официальным дистрибьютером в Омске американской фирмы Wrigley.

В 1998 году с компаньонами зарегистрировал фирму «Соверен», специализирующуюся на оптовых поставках продуктов питания.

В 2001 году создал сеть супермаркетов «Наш магазин», гендиректором которой является по сей день. К сегодняшнему дню компания включает в себя сеть супермаркетов «Наш магазин», гипермаркеты «Победа», сеть магазинов «Еда» и сеть продмаркетов «Репка».

В 2007 году избран депутатом горсовета, в 2011 году — депутатом Заксобрания.

В 2013 году избран президентом Омского областного союза предпринимателей.

Станислав Жоглик

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №25 (029) 8 июля

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий