Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

11 декабря 2015 11.13

За покупками в онлайн

Электронная торговля постепенно отбирает объемы у традиционного ритейла. Эксперты прогнозируют, что отдельные товарные направления сосредоточатся в онлайне, а производитель начнет коммуницировать с покупателем без посредников.

Фото: pixabay.com

Ухудшение экономической ситуации в стране и ослабление курса национальной валюты неизбежно привело к тому, что спрос на потребительском рынке просел. При этом объемы розничной онлайн-торговли продолжают расти.

Патриотичная онлайн-розница

Для примера можно взять данные сервиса «Яндекс. Маркет», информационной площадки, которая объединяет предложение 18 тысяч онлайн-магазинов, включая иностранные торговые площадки. Общий объем продаж этих магазинов за 10 месяцев текущего года составил 72,5 млрд рублей, что на 23,6% больше, чем в аналогичные месяцы 2014 года.

По данным исследования GFK Rus, омичи в октябре 2015 купили товаров на 55 млн рублей — это на 36% больше, чем в октябре прошлого года.

3,5% — доля электронной торговли в общем ритейле в России.

Главным трендом на рынке e-commerce является резкий рост спроса на продукцию китайских интернет-магазинов. С осени 2014 года число покупателей, заказывающих товары из Китая, выросло на 30%, а за два года — вдвое. И в Омске 55% респондентов совершали покупки в Поднебесной. Для сравнения: на долю других зарубежных магазинов приходится всего 16% покупателей.

Отрадно, что вне конкуренции по популярности местные онлайн-магазины. Так 65% опрошенных совершали покупки в омской онлайн-рознице, а 61% — на других отечественных площадках.

Карточки пока не прижились

В российских магазинах омичей больше всего интересует мелкая бытовая техника, одежда и обувь, а также косметика. В иностранных — одежда и детские товары, электроника.

К сожалению для представителей финансовой отрасли, омичи по-прежнему предпочитают рассчитываться наличными при получении товара и реже используют более удобные инструменты безналичного платежа. Хотя доля тех, кто все-таки идет в ногу со временем, постепенно растет. Уже 49% респондентов хотя бы раз в год вносили предоплату за покупку в Сети банковской картой, а 29% — рассчитывались картой в момент получения покупки. Самым распространенным способом доставки в Омске является самовывоз или доставка до отделения «Почты России».

Комментарии

Александр Иванов,президент Национальной ассоциации дистанционной торговлиОчевидно, что онлайн-торговля с ее неисчерпаемыми техническими возможностями полностью изменит ситуацию в ритейле уже в ближайшие несколько лет. При этом по количеству онлайн-продаж на душу населения Россия еще в хвосте списка. Средний россиянин в 2014 году купил в Сети всего 1,6 единицы товара. В той же Великобритании средний житель покупает 43 единицы, в Германии — 33, в Польше — 11. Одна из главных причин отставания — логистика, инфраструктурные проблемы. Наша страна создана для дистанционной торговли. При существующем распределении населения по огромной территории сложно загнать большой ассортимент в офлайн-магазины, да и почти нереально построить сеть в малых населенных пунктах. Потенциал российского рынка просто фантастический. Если экономика страны пойдет не по особому пути, а будет двигаться в направлении Венгрии и Чехии, то в итоге придет к серьезному развитию логистической системы. Параллельно в онлайне развивается стратегия M2C. Она заключается в устранении посредника между производителем и покупателем. Потребитель сможет заказывать товар по цене, которая раньше называлась оптовой. Исчезнут оптовые поставщики, мелкорозничные. Но в этом случае у производителя неизбежно вырастет маркетинговая составляющая бизнеса. Ему будет необходимо наладить непосредственную коммуникацию с клиентом.
Александр Демидов,генеральный директор GFK RusВажнейший фактор развития онлайн-торговли — доверие со стороны потребителя. Это и безопасность оплаты кредитной картой, и надежность доставки, и уверенность в качестве товара, и возможность коммуникаций с продавцом. Чем эффективнее будут решаться данные вопросы, тем больше перспектив будет у электронной коммерции. В кризис потребительские настроения падают, но есть одна отрасль, которая развивается успешно. В онлайн-торговле стоимостный прирост каждый год на уровне 30%, и снижение темпов не прогнозируется.
Павел Алешин,руководитель «Яндекс. Маркета»Сегодня на «Маркет» заходят 20 млн уникальных посетителей в день, это в 44 раза больше, чем самый посещаемый центр в Москве. 3,5% — доля электронной торговли в общем ритейле в России. Много это или мало? С одной стороны, это достаточно большой товарооборот, а с другой — в США уже 9%, а в Великобритании — 11%. По нашей статистике можно утверждать, что россияне в Сети хорошо покупают электронику, бытовую технику, товары для авто. С этих категорий начиналась вся электронная коммерция в стране, и пользователи привыкли, что эти товары можно найти в интернете. Вообще растут быстрее других те товарные группы, где удобен параметрический выбор. Если вы хотите новый смартфон, то определиться с выбором достаточно просто: нужно лишь определить требования к телефону. А когда вы думаете про одежду, то здесь уже гораздо сложнее сформулировать параметры для выборки. Если взять два маленьких черных платья, которые должны быть у каждой девушки, то невозможно универсально определить критерии, по которым они отличаются друг от друга. Спрос, который был в параметрических категориях, плотно пришел в интернет. В электронной среде сформировались зрелые рынки таких товаров. А те категории, где важен не параметрический, а визуальный выбор (одежда, товары для дома, спорттовары), прирастают намного медленнее.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 47 (100) 8 декабря

Самое актуальное в рубрике: IT и Телеком

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий