Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

24 декабря 2015 08.00

Не оборотный год: призеры премии «Gazelle Бизнеса 2015» о прожитом периоде

В этом году список «Gazelle Бизнеса», рассчитанный по классической методике, удивил редакцию. Кризисные времена не пощадили значительную часть прошлогодних участников. Из полусотни «Gazelle Бизнеса 2014» нарастить стремительный бег смогли семеро.

Александр Румянцев

В 2014 году санкции и скачущие быстрее газелей курсы валют только грозили осложнить бизнесу жизнь, а теперь предприниматели пожинают плоды этого в полной мере. Весь год дорожала коммерческая недвижимость, ужесточались требования налоговой инспекции и продолжали кусаться ставки и условия по кредитам. Если пасьянс «Смерть бизнеса» еще не сложился, то явно близок к своему финалу.

Многие, видимо, не до конца поняли, как наращивать обороты в изменившихся условиях. Либо не успели полностью внедрить новые стратегии и технологии. Прошлогодние «газели» подтвердили это «ДО» в прошлом номере газеты. Большинство из них рассказали, что только начали или планируют осваивать не типичные рынки. Особо находчивые замахнулись на другие регионы и страны, а это говорит о новых и весьма серьезных вложениях.

История некоторых прошлогодних лидеров рынка имеет счастливое продолжение: список они покинули из-за того, что перестали отвечать одному из критериев «газелей бизнеса» в определении экономиста Дэвида Берча. Их обороты продолжили расти, что сделало их на шаг ближе к превращению в «слонов».

Лауреаты нынешнего года оказались показательными для экономики 2014-2015 годов. В списке из 65 компаний — шесть представителей ломбардного бизнеса. За исключением всех видов торговли, это, пожалуй, самая многочисленная категория.

Это подтверждает федеральный тренд. Рынок ломбардов является одним из немногих сегментов, на которых кризис оказывает позитивное влияние, так как большинство россиян не желают сокращать свои потребности из-за снижения доходов. В итоге 83% ломбардов ожидают по итогам 2015 года увеличения портфеля займов.

Даже при росте оборотов многие держатели ломбардов не отвечают еще одному требованию, присущему «газелям бизнеса». Такие организации не дают много рабочих мест и не несут социальной функции. Особенно, если речь идет о маленьких ломбардах у дома. Это относится к большинству быстрорастущих фирм этого года, оказавшихся очень «закрытыми» и воспринимающих внимание прессы в штыки.

Выходит, что классических «газелей» на саваннах омского бизнеса в 2015 году встретить непросто. Но продолжать традицию и поощрять местных предпринимателей за нелегкий труд редакция все же хотела. Поэтому концепцию премии мы слегка изменили. В сложный год решили наградить тех, кто, несмотря на все экономические передряги, продолжает развиватся и активно участвует в жизни города.

Условно мы назвали наших героев «ангелами деловой журналистики». Они проводят обучение и консультации для своих коллег, идут во власть, чтобы влиять на законодательство в выгодном для предпринимателей ключе. Они находят время на то, чтобы заниматься работой бизнес-объединений и ассоциаций, чтобы налаживать контакты с властью и объединять предпринимателей. А кроме всего прочего, эти люди активно контактируют со СМИ, поднимая острые вопросы и простым языком разъясняя сложные вещи. Мы допускаем, что некоторые компании могли сократить свою выручку в этом году или в какой-то из предыдущих, но гораздо важней для нас стал тот факт, что именно они являются флагманами омского бизнеса. Их знают, к их мнению прислушиваются в бизнес-среде и журналистском сообществе, а добиться этого не имея успешного бизнеса было бы невозможно.

Комментарии

 

Андрей Болдырь,директор ООО «Цифровые окна»

Как компания развивалась с приходом кризиса?

В 2015 году произошло очень серьезное падение выручки. Люди и юрлица стали заказывать меньше окон. Да и строительство сильно просело, а вместе с этой отраслью страдают и оконщики, которые лишаются крупных контрактов. За часть проделанной работы в нескольких домах нам даже пришлось взять в качестве оплаты квадратные метры жилья. Сегодня все так работают. Из-за маленьких зарплат из компании ушла часть персонала, что немного оптимизировало структуру нашего бизнеса. Но специально мы никого не сокращали.

Главное разочарование

Сегодня нам не удается не только привлечь новых клиентов, но и получить деньги за уже сделанную работу. Причем это касается даже госзаказов, которые раньше всегда считались самыми надежными. По некоторым из них мы так и не дождались оплаты.

Каким будет следующий год?

Думаю, в 2016 году все либо останется на том же уровне, либо станет еще хуже. Сейчас для нас главное — закончить этот год, а в будущем работать над продажами и всеми силами искать новых клиентов.

Игорь Семакин,директор сети автошкол «Перекресток»

Как менялся ваш бизнес в 2014-2015 годах?

В 2014 году школа работала спокойно, были перемены в отрасли, но к ним мы были готовы. А вот в 2015 году началось самое веселое. Наша услуга не хлеб и предметом первой необходимости не является. Клиентов стало меньше. Это привело к очень жесткой конкуренции между городскими автошколами, многие стали демпинговать и слишком сильно снижать цены на обучение.

Главное достижение или разочарование

«Перекресток» работает давно, но крупной автошколой мы не были. За период 2014-2015 удалось максимально расширить сеть. Теперь у нас 15 филиалов, из которых за этот период было открыто шесть.

Какие ожидания и надежды связываете с 2016 годом?

Захватить мир, а потом вселенную! А если серьезно, в следующем году нужно будет взяться за оптимизацию бизнеса, чтобы в сложных условиях продолжать работать и не снижать темпов.

Степан Бонковский,исполнительный директор ООО «Сибгаз»

Что изменилось в бизнесе в кризисные 2014-2015 годы?

Сегодня предприниматели и я в том числе начали понимать, что можно довольствоваться малым. Кризис, есть, но я отношусь к нему спокойно. В таких условиях оказались все, и это шанс все переосмыслить. Мы привыкнем к другим доходам и будем работать с утра до вечера. Это естественно, как стареть.

Что пришлось сделать, чтобы выжить?

Где-то уменьшить дивиденды, где-то сократить персонал — обычные бизнес-процессы.

Чего удалось достичь?

Сохраниться и выжить, никакого прогресса сейчас нет.

Дальше будет лучше или хуже?  

Объективных причин для того, чтобы экономика пошла вверх, нет. Поэтому все мы будем вынуждены поменять свой образ жизни. Я не верю, что предприниматель, который занимается в такое время абсолютно честным и прозрачным бизнесом, может получать сверхприбыль.

Юрий Чащин,соучредитель ООО «Сибирский провиант»

Как ваша компания встретила кризис?

Мы загодя решили делать уклон в сторону дешевой еды. Поэтому начали активно развивать качественный стрит-фуд. Было понимание, что нужно максимально уходить от импортной продукции. Полностью это осуществить в российских реалиях нельзя, но мы сделали все, что было возможно. При этом стараемся уходить от ненатуральных ингредиентов.

Чего удалось достичь?

Открыли две новые и реконструировали две старые пекарни «Провиант». Сейчас сеть насчитывает пять заведений, все они — предприятия полного цикла. У ближайшего конкурента — кондитерской «Престиж» — только две точки, одна из которых тоже появилась год назад.

Планы на будущее

Открытие пекарни обходится примерно в 20 млн рублей без недвижимости. Поэтому пока что мы будем управлять тем что есть, открываться сейчас сложно.

2016 год будет лучше или хуже?

Хочется, чтобы был лучше. Но в нашем городе этого не произойдет. Мы беднее, чем все соседи: Тюмень, Новосибирск, Екатеринбург, Ханты-Мансийск и так далее. На региональном уровне не реализовано ничего, что могло бы сгладить кризисные явления, и предпосылок к тому, что это произойдет, пока нет. Поэтому есть риск, что люди сначала перестанут ходить по ресторанам, а позже и вовсе откажутся от привычной еды.

Игорь Колодежный,генеральный директор ООО «АГРОМИР»

Как отразился на вашей компании кризис прошлого года?

Большинство предпринимателей столкнулись с тем, что обороты падают, но у нас все наоборот. Бизнес завязан на евро, поэтому мы только выиграли. Не могу сказать, что мы отгородились так от кризиса, мы повернулись к нему боком. Плюсом в торговле сельхозтехникой является и то, что рабочие в деревне — пожилые люди. Многие устали и уходят на пенсию, а молодежь на фермы не загонишь. Наше оборудование помогает автоматизировать процессы и оставить минимум персонала.

Главное достижение

Удалось заработать на сотрудничестве с Казахстаном. В тот момент, когда тенге усилился к рублю, жители этой страны принялись сметать с омских прилавков все подряд. Коснулось это и нашей техники.

С чем все-таки возникают сложности?

Хочу открыть производство и делать некоторые части для сельхозтехники. Уже многое куплено, но из-за судебных тяжб мы не можем получить землю.

Каким будет 2016 год?

Как депутат я, конечно, вижу все прорехи в бюджете, но при этом вообще ни разу не слышал, чтобы кто-то сказал, что год был легким. Может быть, этот кризис нам даже нужен, чтобы сплотить предпринимателей. В России часто бывает так, что мы падаем, а потом перерождаемся.

Татьяна Семикина,директор компании «Элиз» (рестораны «Бамбуши», «Монплезир», «Лавстория», «Вкус темноты»)

Что происходило в вашем бизнесе в кризисные 2014-2015 годы?

Мы закрыли три заведения. Но связано это не с кризисом, а с арендой помещений. Пришлось усилить маркетинг, вводить дополнительные акции, устраивать игровые моменты. В «Бамбуши» разработали выгодное меню, а в этом году расширили его. Ну и продолжаем вести большую работу с персоналом, чтобы они не теряли энергии и оставались мотивированными.

Чем порадовал этот год?

Буквально на днях мы откроем очередное свое заведение. Это будет третий суши-бар «Бамбуши» на фудкорте «Континента».

Чего ждете от 2016 года?

Если верить прогнозам, то в ресторанном бизнесе год будет по-прежнему тяжелым.

Откуда столько новых ресторанов?

Сегодня действительно открывается много заведений, и большая часть из них — это проекты, которые были задуманы уже в кризис. Среди вновь открывшихся ресторанов много стартапов, а значит, это те люди, которые решили воспользоваться советом, что «в кризис проще начинать». В этом есть своя логика. На продажу сейчас выставлено очень много заведений, и купить готовый ресторан это действительно очень выгодно и удобно. Открыть бизнес стало дешевле, чем до кризиса.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 49 (102) 22 декабря

Самое актуальное в рубрике: Мероприятия

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий