Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

27 января 2016 10.30

Тираны омского бизнеса: мат и другие инструменты управления

В Омске немало успешных бизнесменов, но какими средствами они достигают эффективности? Порой в ход идут самые изощренные инструменты — от дьявольского обаяния до палочной дисциплины. «ДО» с помощью сотрудников и источников выявил самых жестких омских управленцев.

Омские эйчар-форумы пестрят информацией о злодеях-работодателях, которые, если верить жалобам, практикуют членовредительство, насильственно обращают сотрудников в религию и сурово карают за двухминутное опоздание на работу. При этом в одних компаниях принято встречать бунтом любую попытку руководителя напомнить о дисциплине, в других же спокойно относятся к тому, что разгневанный шеф швыряет пепельницей в нерасторопных начальников отделов.

«ДО» вывел ключевой критерий для определения категории «современного тирана» в бизнесе.

К таковым мы отнесли тех руководителей, которые в своей управленческой практике не играют в демократию, а активно используют рычаги тотального доминирования — неважно, через кнут или пряник, любовь или нецензурную брань.

Спокойная, но наводящая ужас интонация, бешеная харизма, патриархальные замашки, угрозы увольнением или штрафы — все это инструменты управления современного тирана в бизнесе.

Отметим, что нередко руководитель вынужден использовать такие тактики вынужденно. Виной тому не психологические проблемы предпринимателя, а лень, недостаток мотивации, безынициативность, непрофессионализм подчиненных. 

Линия защиты

Чтобы выявить бизнесменов, склонных к доминированию, мы пообщались с действующими и бывшими сотрудниками омских руководителей, их бизнес-партнерами и коллегами, а также опирались на резонансные истории, в разное время проходившие в СМИ. Интересным нюансом стало то, что некоторые предприниматели, отнесенные нами к тиранам, в открытую признались, что имеют такие склонности. При этом их работники всячески защищали своих начальников и убеждали нас не включать их в рейтинг.

Попутно мы выяснили, что медийное представление о некоторых собственниках компаний в корне отличается от того, какими они выглядят в глазах своего трудового коллектива. Так, например, глава АСК Валерий Кокорин, известный многим по резким критическим высказываниям на заседаниях Горсовета, по словам его сотрудников, очень «корректный, дипломатичный, заботливый и понимающий». Как рассказали собеседники «ДО», на этапе становления своего бизнеса Кокорин не отличался добродушным нравом, но сейчас к деспотизму не склонен — если и повышает голос на подчиненных, то очень редко и исключительно «по делу». «Чтобы что-то донести до нас, ему не нужно кричать, он очень тихо говорит. Но его боятся, помня, как он может быть свиреп», — резюмировал один из подчиненных предпринимателя.

Известный в Омске коллекционер живописных полотен, предприниматель Владимир Гаврилов, напротив, как говорят сотрудники ресторанов, которыми занимается его сын, периодически демонстрирует крутой нрав. Официанты рассказывают истории о том, как им приходилось уворачиваться от посуды, брошенной Гавриловым-старшим в провинившегося шеф-повара.

Ходят легенды и о суровости собственника «Триумфа» Константина Тимошенко. Бывшие его работники рассказали «ДО» пару историй о том, как по одному его звонку увольняли чуть ли не целую смену кассиров. По словам этих же источников, предприниматель практически неотрывно наблюдает за работой персонала с помощью видеокамер, расставленных по всему ТК.

Из крайности в эффективность

«ДО» обратился к федеральным экспертам с просьбой проанализировать работу современных тиранов-предпринимателей, чтобы выявить плюсы и минусы их управленческих методов. 

Аргументы за и против 

Надежда Сафьян,психолог, бизнес-тренер, HR-консультант

Они легко расстаются с сотрудниками (у тиранов нет сильной привязанности к подчиненным). Иногда руководители-тираны создают стабильный коллектив, который привыкает к установленным правилам, после чего становится более подконтрольным и управляемым.

Люди, работая в команде тирана, быстро эмоционально истощаются, так как им приходится находиться в постоянном страхе и напряжении. Этот тип руководителя не подходит для компаний, которые оказывают инновационные услуги либо связаны с творчеством.

Алексей Гордейчик,адвокат, управляющий ГК «Гордейчик и партнеры», HR-консультант

Уклон в сторону авторитарного стиля является более эффективным по отношению к демократической системе. Тирания, возможно, и необходима в случаях, когда требуется сверхэффективная и интенсивная работа.

Невозможно длительно удерживать работников в состоянии перенапряжения. Постепенно «пружинки» и «винтики» начинают давать сбой, возникают конфликты, зреет массовое недовольство, что приводит к искам и жалобам.

Александр Левитас,эксперт по маркетингу и бизнес-тренер

Подобный стиль управления может быть довольно эффективным в кризисных ситуациях, когда нет времени на долгие обсуждения, поиск компромиссов. Вспомните, к примеру, Сталина или маршала Жукова. Ключевыми лозунгами в такой ситуации становятся «не щадя ни себя, ни подчиненных», «мы за ценой не постоим» и «все для фронта, все для победы».

В «мирное время» этот стиль управления неэффективен: когда компании не грозит скорая гибель, лучше потратить время на поиск правильного решения, учесть интересы разных подразделений, обменяться опытом с коллегами. Руководитель-тиран может возглавлять строительную компанию или свиноферму, но под его управлением никогда не вырастет Yandex, Tesla или SpaceX.

Наши тираны

Михаил Курцаев,директор ООО «Бакалея-Сервис»                                                                                                                                                                                                                                

Самоидентификация: «В каждой торговой точке на видном месте висит волшебная бумажка с моим номером телефона. И подпись: «телефон доверия». Каждый работник может мне напрямую позвонить и сказать, что его начальник не вовремя ушел с работы, начальник пьян и так далее. «Это телефон доверия?» — «Да, слушаю вас» (в интервью «Бизнес курсу», 2009 г.).

Был случай: Однажды во время делового завтрака, который проходил на площадке одного из ресторанов Курцаева, предприниматель набросился на участницу мероприятия — главного редактора издания «Город». С криком: «Ты украла у меня 400 тысяч рублей!» Курцаев выволок женщину из заведения. Как выяснилось позже, когда-то женщина работала у предпринимателя и после увольнения долго выясняла отношения с бывшим работодателем в суде.

Вероятность перехода на крик: Неизбежна.

Шумовой эффект (в децибелах): 90 дБА.

Валерий Каплунат,председатель совета директоров ОАО «Омсктехуглерод»                                                                                                                                                                                                                                                            

Самоидентификация: «У нас нет такого слова «боязнь». Держимордовские принципы я никогда не исповедовал. Я всегда пытаюсь подчиненным все доходчиво объяснить. Говорю: представьте, что наше предприятие — это боевой корабль и вы ведете бой. Соответственно, каждый должен четко выполнять свою задачу, согласно боевому уставу. А если кто-то выполнит свою задачу хуже, чем люди на другом корабле, с которым мы ведем бой, то наш корабль получит пробоину ниже ватерлинии и мы потонем все вместе» (в интервью газете «Коммерческие вести», 2014 г.).

Был случай: В начале 2000-х с предприятия Каплуната были уволены все руководители внешнеэкономической службы. Постоянную кадровую текучку вообще называют отличительной чертой управленческой системы предпринимателя. Он сам объясняет это как всегда метафорично: «Если на грядке с баклажанами вырос сорняк, то других вариантов нет — сорняк нужно выдернуть. Пропалывая грядку, вы даете возможность баклажанам развиваться».

Вероятность перехода на крик: Средняя. Будучи довольно эмоциональным, предприниматель умеет держать себя в руках.

Шумовой эффект: 45дБА.

Арсен Пономарев,совладелец сети гипермаркетов «НоваТор»                                                                                                                                              

Самоидентификация: «Дал команду сотрудникам не ездить в Турцию. Иначе — увольнение» (в интервью КВ, 2015 г.).

Был случай: По инициативе Арсена Пономарева в «НоваТоре» появился список «не рекомендуемых товаров», в который вошли энергетики, шпикачки, шашлык в определенных маринадах, пахлава, салат «Мимоза», ризотто, ароматизированный чай, тирамису и другое. Все эти блюда, как сообщалось на сайте магазинов сети, «являются маркерами дурновкусия». Интересно, что среди «запрещенки» оказались и «товары», к которым «НоваТор» не имеет никакого отношения, — отдых в Таиланде, гороскопы и музыка вместо телефонных гудков.

Вероятность перехода на крик: Средняя.

Шумовой эффект: 50 дБА.

Александр Беляев,гендиректор НПО «Мир»                                                                                                                                                                                                      

Самоидентификация: «Да, у нас особая внутренняя культура. Мы живем по православным правилам. Соблюдаем все посты. У нас есть ряд обязательных обрядов — моление, освящение. И обряды по желанию — всенощные бдения, омывание в проруби. Мы ничего никому не навязываем, кроме нескольких правил, например, девушки не должны оголять свои ноги, дабы не смущать мужчин, юбка должна быть до пят. Что в этом плохого?» (2013 г., на круглом столе в Институте развития образования Омской области).

Был случай: Рассказывают, что однажды контрагенты выписали НПО «Мир» счет, в номере которого значилась цифра 666. Бухгалтерия предприятия категорически отказалась принимать его, заставив переделывать бумаги.

Вероятность перехода на крик: Маловероятна.

Шумовой эффект: 30дБА, когда руководитель пребывает в благостном расположении духа, и 35 дБА в случае праведного гневе.

Игорь Зуга,врио гендиректора ОАО «Омскнефтехимпроект»

Самоидентификация: «Отец учил меня копать грядки по натянутой веревочке, и если я нарушал линию, приходилось переделывать. Каждый раз после полива огорода я мыл шланги. «Зачем? — спрашивал я, — завтра ведь опять будем поливать». «Ты помой, — отвечал он мне, — потом определимся, зачем» (газета «НОС», 2011 г.).

Вероятность перехода на крик:Возможна в исключительных случаях — нарушение сотрудниками строжайшего дресс-кода (брови Зуги поднимались вверх, когда он видел, что кто-то из начальников отделов пришел на работу в водолазке вместо рубашки), увлеченность персонала баней, алкоголем, рыбалкой и охотой, отказ работников от изучения английского языка или беззаботно оставленная на офисном столе чашка чая.

Шумовой эффект: 40дБА.

«Со стороны может казаться, что я всегда кричу»

Сергей Головачев,акционер ЗАО «Группа «Синергия»                     

Сергей Александрович, вас называют жестоким руководителем не только люди, работавшие у вас в подчинении, но и партнеры. Насколько они справедливы в своих оценках?

— Мнение, которое сложилось обо мне на этот счет в предпринимательском сообществе, справедливо. Я действительно достаточно жесткий и принципиальный человек.

Как окружение реагирует на вашу суровость?

— Когда я был непосредственно руководителем предприятия, то меня воспринимали по-разному. Часть коллектива, что тесно общалась со мной, адекватно оценивала жесткость. Ведь она была оправданна, приносила должный эффект. Я не самодурничал, а просто аргументированно отстаивал свою позицию. Люди же, которые прямо со мной не взаимодействовали, могли критиковать мои решения просто потому, что им не совсем были ясны мои посылы — они слышали о них от кого-то, но не лично от меня.

Люди, жестокие в управлении, нередко переходят рамки приличия. Для публичной персоны это может быть чревато репутационными потерями.

— Каким бы принципиальным не был человек, он никогда не должен забывать о порядочности. Я, например, никогда не поступал подло. Да, иногда был не совсем корректен, но делал это ненамеренно. Если же человек с гнильцой, то это типичный деспот.

Как часто вам приходится повышать голос, использовать нецензурную лексику?

— Голос у меня в принципе громкий. Поэтому со стороны может казаться, что я всегда кричу. Хотя на самом деле я его повышаю только в моменты эмоциональных вспышек. В компании людей, с которыми у меня сложились доверительные отношения (конечно же, имеются в виду только лица мужского пола), если складывается уместная для этого ситуация, я как и любой русский мужик порой употребляю маты. Но не использую их для того, чтобы унизить или обидеть кого-то.

Суровая дисциплина, соблюдение субординации, строгие порядки — это обязательный арсенал современного управленца?

— В нефтяной, аграрной, промышленной сферах без этого не обойтись. А в направлениях, связанных с творчеством, полетом мысли и фантазии, вполне можно эффективно работать без них. Но вообще, как мне кажется, о роли дисциплины лучше всего говорит приказ «Ни шагу назад!», подписанный Сталиным в 1942 году.

«На работе не должно быть расслабляющей атмосферы»

Вадим Морозов,председатель правления Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства  

Вадим Владимирович, вас характеризуют как довольно жесткого управленца. Согласны ли вы с этим определением?

— А что значит жесткий человек? Матом на подчиненных не ору. По парковке, как по плацу, маршировать не заставляю. Это значит, что я мягкий управленец? Ну а если серьезно, то мне не совсем ясны критерии, по которым оценивается «жесткость» руководителя. Точно знаю одно — как бы грамотно ты не делегировал полномочия, порой в работе наступают кризисные моменты, когда единственный верный выход — взять штурвал в свои руки, взять на себя 100% ответственности за принятые решения. Если это понимать под жесткостью — я согласен, что я жесткий.

На ваш взгляд, вообще невозможно добиться высокого результата исключительно демократическими методами и компромиссами?

— Главный критерий грамотности в управлении — это его эффективность. Если сотрудники добиваются поставленных целей, значит, ими управляют грамотно. А вот какими методами стимулируется эффективность подчиненных — это вопрос второй. Из опыта военной службы могу сказать, что системность, четкость, слаженность в работе еще никому не повредили, и я стараюсь выстраивать взаимодействие с сотрудниками по этим принципам. Если у кого-то получается достигать классных результатов по-другому, – что ж, рад за них.

Были ли в вашей практике случаи, когда коллектив начинал работать только после того, как вы показали ему силу своего голоса и руки?

— Человек либо работает и делает это хорошо, либо я говорю ему «до свидания». Зачем мне сотрудники, которые начинают двигаться к результату лишь после какой-то, условно говоря, порки? Главным мотиватором для сотрудника должен быть авторитет руководителя, а не страх и трепет.

Многие современные компании располагаются в лофтах (что само собой подразумевает определенную расслабленную атмосферу), их сотрудники могут позволить себе свободный график, работать в ноутбуке, лежа на диване в кедах. Здесь нет места строгой упорядоченности, дресс-коду и пунктуальности. Есть ли прежняя потребность в дисциплине при таком подходе к работе?

— Я этого не приветствую. Считайте меня человеком старой закалки, но атмосфера на работе не должна быть расслабляющей. Возможно, к людям творческих профессий и можно предъявлять меньше чисто формальных требований, но только если это не вредит результату.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 03 (106) 26 января

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

Шеф-повар
Все рестораторы кидаются тарелками - это особенность отрасли. Никто на них не обижается за это.
28 января, 15:57 | Ответить
Веня-бизнесьмен
Это публичные тираны. Это часть их имиджа. Не исключаю что в целом положительного. А сколько таких сатрапов в непубличных компаниях, которые самодурствуют и некому их приструнить.
28 января, 11:39 | Ответить