Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

12 марта 2016 08.00

Почему сотовые операторы берут с абонентов плату за молчание

В последние месяцы возмущенные абоненты жалуются на введение компаниями платы за неиспользование услуг связи. Как выяснилось, такой подход поставщики услуг применяют уже давно и делается это не для увеличения маржинальности, а для сохранения номерной базы.

Фото: Сергей Коньков

В последнее время клиенты мобильных компаний вообще активно обсуждают появление дополнительных расходов за мобильную связь. Вероятнее всего, многие включили режим экономии из-за кризиса. На то, что раньше не обратили бы внимания, сейчас становится причиной для существенного недовольства.

Плата за расторжение

В «МегаФоне» «ДО» пояснили, что если свыше 45 дней абонент не пользуется своим номером, то ему подключается услуга «Сохранение номера» с абонентской платой 15 рублей в сутки. После того как баланс лицевого счета станет равным нулю, отсчитывается еще дополнительный промежуток времени, по истечении которого абонентский номер «закрывается», а договор с абонентом расторгается. В дальнейшем этот номер снова вводится в обращение.

«Чтобы исключить подключение услуги «Сохранение номера», абоненту достаточно или хотя бы один раз в 45 дней совершать платную услугу, или принимать входящие звонки. Тем пользователям, которые в силу разных причин не могут долго пользоваться номером, мы рекомендуем воспользоваться услугой «Добровольная блокировка номера». В случае расторжения договора, оставшиеся на счету деньги можно вернуть», — рассказали в сибирском филиале оператора связи.

Как пояснили в пресс-службе МТС, если человек в течение 183 дней не пользуется платными услугами оператора, то его переводят на тариф «Базовый» с ежедневной платой в размере 3,3 рубля. После обнуления баланса договор с любым оператором действует 150 дней и по истечении этого срока расторгается. Это необходимо в том числе для высвобождения номерной емкости. Если абонент решил прекратить пользоваться услугами связи, он всегда может вернуть оставшиеся на счету деньги.

В режиме самоотключения

Однако не только списывание денег с неиспользуемого номера беспокоит клиентов мобильного оператора. Многие абоненты переживают, что им могут подключить услугу без их ведома. В МТС подчеркнули, что метод продвижения услуг try&buy давно используют компании из разных отраслей. Он подразумевает, что услуга пользователю на определенный срок предоставляется бесплатно, а после завершения тестового периода пользователь принимает осознанное решение о том, оставлять ее или нет.

«Наш опыт показывает, что многие абоненты оценивают удобство услуги и продолжают пользоваться ею и после истечения бесплатного периода. В МТС есть целый спектр сервисов, позволяющих абонентам контролировать собственные расходы и при необходимости отключать услуги», — уверяют в офисе поставщика услуг.

В целях продвижения тех или иных сервисов «МегаФон» может подключить абоненту дополнительную услугу для ознакомления, сопроводив подключение SMS-сообщением, что через 2 недели (или иной срок) услуга будет автоматически отключена.

«Если рассматривать изменение стоимости уже действующих услуг, то оператор имеет на это право согласно договору. Ряд опций требуют работы, обслуживания и периодической замены дополнительного оборудования сети, стоимость которого, в силу изменения курса валют, увеличилась», — рассказали в пресс-службе компании.

Дорожать невыгодно

Опрошенные компании уверены, что общее повышение расходов абонентов на связь рискованно для игроков сверхконкурентного рынка. При этом качество связи и покрытие сетей в России находятся на уровне развитых европейских стран.

«В настоящее время мы не думаем, что отрасль ждет пессимистичный сценарий развития. Мобильная связь стала предметом первой необходимости. При этом российский абонент получает значительно больше, чем клиенты операторов других стран. Существенным образом картину может изменить только дальнейший рост курса валют», — с оптимизмом смотрят в будущее в «МегаФоне».

Комментарии

Тимур Нигматуллин,финансовый аналитик (macroeconomics, IT & consumer) ГК «ФИНАМ» Массовый ввод операторами специальной абонентской платы в случае длительного неиспользования услуг обусловлен целым рядом факторов, стимулирует абонентов чаще пользоваться услугами связи, способствует более быстрому освобождению неиспользуемых номеров и, само собой, приносит операторам дополнительный доход от неосновного вида деятельности. Подключение услуг без ведома абонента сейчас происходит крайне редко. Мобильные операторы активно борются с оттоком абонентской базы на фоне усиления конкуренции. Скорее всего, не-опытные пользователи сами подключают ненужные им допуслуги. Я не ожидаю роста стоимости услуг мобильной связи. Скорее всего, из-за конкуренции цены будут плавно снижаться в ущерб маржи компаний.
Евгений Альминов,руководитель департамента сотовой связи и цифровых устройств J'son & Partners СonsultingПрактика «платы за молчание» существует давно у всех российских операторов мобильной связи. С текущим уровнем оттока абонентской базы в России, при отсутствии подобной платы, за несколько лет вся номерная емкость была бы исчерпана. Формально операторы могут менять условия тарифных планов и стоимость дополнительных услуг для абонента. Остается только посоветовать абонентам регулярно контролировать и фильтровать список подключенных услуг. Повышение стоимости услуг операторами сотовой связи возможно, но только по объективным причинам и для нескольких узких направлений, например, роуминга, где взаиморасчеты с зарубежными партнерами осуществляются в валюте. Операторы активно стимулируют рост среднего потребления услуг мобильной связи на абонента. Оператор не повышает стоимость конкретной услуги, а предлагает абоненту купить сразу большой пакет услуг.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 09 (112) 8 марта

Самое актуальное в рубрике: IT и Телеком

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий