Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

17 марта 2016 11.10

Юрий Петрович Соловей родился 7 июля 1958 года в Омске. По окончании в 1979 г. с отличием Омской высшей школы милиции МВД СССР по рекомендации ее ученого совета поступил в очную адъюнктуру Московской высшей школы милиции МВД СССР. Обучение в адъюнктуре завершил досрочно с успешной защитой кандидатской диссертации. Вернувшись в Омск, в 1982?1987 гг. работал преподавателем, старшим преподавателем кафедры административного права Омской высшей школы милиции МВД СССР. Затем перешел на должность участкового инспектора милиции отдела внутренних дел Ленинского райисполкома г. Омска, прослужив в ней два года. По итогам работы за 1988 г. был признан лучшим участковым инспектором милиции УВД Омского облисполкома. В 1989?1990 гг. вновь работал старшим преподавателем, и. о. доцента кафедры административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел Омской высшей школы милиции, в 1990 г. ему присвоено ученое звание доцента. В период с 1991 по 1993 гг. Ю. П. Соловей обучался в очной докторантуре Академии МВД России, по окончании которой в январе 1994 г. блестяще защитил докторскую диссертацию по теме «Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации». С указанного времени и до 2003 г. проходил службу в должностях заместителя начальника Омской высшей школы милиции МВД России по учебной работе, заместителя начальника Омского юридического института МВД России по учебной работе, первого заместителя начальника Омской академии МВД России. В январе 2003 г. в специальном звании «полковник милиции» уволился из органов внутренних дел по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. С этого момента и по настоящее время работает ректором основанного им частного образовательного учреждения высшего образования «Омская юридическая академия» (до 2012 г. — негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский юридический институт»).

Юрий Соловей: «Переизбыток юристов — это миф»

Ассоциация негосударственных вузов России в феврале представила первый рейтинг частных учреждений высшего образования. В итоге из 169 вошедших в него вузов лидерами признали всего 17 (без определения места в группе). И Омская юридическая академия стала единственным частным вузом в Сибири и на Дальнем Востоке, вошедшим в число лучших. О состоянии юридического образования в Омске и о подготовке новых профессиональных кадров «ДО» рассказал ректор ОмЮА, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России Юрий Соловей.

Фото: пресс-служба Омской юридической академии

Юрий Петрович, каковы были критерии конкурсного отбора, по итогам которого составили рейтинг частных вузов России-2015?

— Рейтинг составлен на основе 25 показателей, характеризующих образовательную, научно-инновационную, международную и финансовую деятельность вузов, а также востребованность их выпускников на рынке труда. Эти показатели заимствованы из данных ежегодного мониторинга Министерства образования и науки Российской Федерации и самоотчетов вузов, которые находятся в открытом доступе.

При формировании рейтинга учитывались, в частности, общий контингент студентов, доля победителей и призеров всероссийских и международных конкурсов, олимпиад, именных стипендиатов, наличие общественно-профессиональной экспертизы вуза, количество опубликованных статей в журналах, индексируемых в базах данных, количество издаваемых вузом научных журналов, активность международной деятельности и др.

Конечно, включение ОмЮА в топовую строку рейтинга — приятная новость. Однако мы ни в коем случае не намерены почивать на лаврах. Наоборот, следуя девизу, отраженному на гербе нашей академии («Положение обязывает»), уже в ближайшее время преподнесем несколько уникальных, на мой взгляд, сюрпризов юридическому сообществу не только Сибири, но и всей России.

Планов у нас множество. И я рад, что нашей деятельности дана достойная оценка со стороны отечественных профессиональных юридического и педагогического сообществ.

Как вы в общем оцениваете качество юридического образования в Омске?

— Если говорить в целом, то удовлетворительно. Надо иметь в виду, что в отличие от соседнего Новосибирска, где живут и преподают всего три доктора юридических наук, в Омске докторское юридическое сообщество насчитывает около 30 человек. Вместе с тем, конечно, качество преподавания и, соответственно, образования существенно разнится от вуза к вузу. В настоящее время высшее юридическое образование в очной форме можно получить в пяти омских вузах. При этом только три из них — Омская юридическая академия, Омская академия МВД России и Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского — смогли пройти общественную аккредитацию общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Такая аккредитация подтверждает, что образовательный процесс в этих трех вузах соответствует самым строгим требованиям профессионального юридичес-кого сообщества.

Однако многие руководители омских юридических компаний жалуются на то, что потенциальные соискатели приходят к ним с требованиями высокой заработной платы, но при этом багаж их знаний очень мал, а практичес-ких навыков не хватает.

— Я хочу верить, что это не про наших студентов. В течение четырех лет очного обучения (пяти — при заочной форме) мы пытаемся закрепить знания наших студентов на практике. Например, у нас есть специальные курсы по отработке навыков составления документов, будь то служебные, процессуальные и многие другие. Но только спецкурсами мы не ограничиваемся. Также мы помогаем с выбором места практики. У нас заключены десятки договоров с различными структурами, включая суды, прокуратуру, Следственный комитет, иные органы государственной власти, а также юридические фирмы. Неоценимую помощь оказывает действующая при академии юридическая клиника, которую мы создавали первыми в городе. Замечу, что в клинику студенты ходят добровольно и даже, можно сказать, получают от этого опыта удовольствие, повышают свою самооценку.

В конечном счете мы хотим прийти к тому, чтобы наши студенты могли иметь возможность представлять интересы в суде всех тех, кому помогают в юридической клинике: ветеранам, инвалидам, матерям-одиночкам и многим другим социально незащищенным категориям граждан.

Если говорить об уголовно-правовом профиле подготовки, то в нашей криминалистической лаборатории мы отрабатываем, например, навыки проведения осмотра места происшествия, обыска, в патологоанатомическом музее медицинской академии проводим занятия по судебной медицине. Мы стараемся по максимуму дать нашим студентам все возможное в образовательном процессе.

При этом мы все время слышим о перенасыщении рынка труда юрис-тами. Но практика показывает, что люди хотят получать именно юридическое образование. Значительное число студентов нашей академии учится для себя, чтобы чувствовать себя уверенными в реальной жизни, бизнесе, сталкиваясь с далеко не простыми юридическими проблемами. Ведь законодательство у нас в стране не идеальное, и без профессиональных знаний обычному человеку не обойтись.

К слову, Минобрнауки России подсчитало, что средняя зарплата у наших выпускников, трудоустроившихся в течение первого года, составляет более 23 тысяч рублей.

И мы не ощущаем особых препятствий в процессе трудоустройства наших студентов. Считаю, что проблема переизбытка юристов публично озвучена с целью переориентации абитуриентов на другие, неюридические, специальности. Между тем средством защиты общества от неквалифицированной юридической деятельности мог бы служить профессиональный экзамен, подобный тому, который сдается кандидатами на должности судьи и адвоката.

Добавлю, что, по данным мониторинга трудоустройства выпускников, ежегодно проводимого Минобрнауки России, в 2014 году доля выпускников Омской юридической академии, трудоустроенных в течение года по окончании вуза, составила 80%, что на 5% превышает пороговое значение данного показателя эффективности работы вузов Сибирского федерального округа.

Наш опыт позволяет мне утверждать, что проблема переизбытка выпускников-юристов является надуманной.

Куда в основном идут работать ваши выпускники?

— За 18 лет существования Омская юридическая академия подготовила 4559 специалистов с высшим образованием. Они живут и работают в 27 регионах России и за рубежом, успешно строя свои карьеры. Среди выпускников ОмЮА — судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, государственные и муниципальные служащие, предприниматели, причем весьма состоятельные (есть и, что называется, долларовые миллионеры). Отдельным выпускникам ОмЮА уже присвоены генеральские звания, а также ученые степени кандидатов юридических наук. В целом же ситуация выглядит следующим образом: в частном бизнесе работает более 1000 выпускников, более 300 — в судебной системе, около 200 — в органах внутренних дел, 120 — в банковской сфере, более 100 — в налоговых органах, остальные (в порядке уменьшения удельного веса) — в органах Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы исполнения наказаний, местного самоуправления, прокуратуры, государственной власти Омской области, Следственного комитета Российской Федерации, в адвокатуре, нотариате и др.

Отмечу, что многие наши студенты начинают свою трудовую деятельность уже на последнем курсе обучения. В академии работает центр развития карьеры, который оказывает помощь в трудоустройстве всем студентам и выпускникам вуза. Очень часто в наш центр обращаются и работодатели с просьбой подобрать им нужного специалиста.

Иными словами, наш опыт позволяет мне утверждать, что проблема переизбытка выпускников-юристов является надуманной. Во всяком случае, данная «проблема» никак не может служить основанием для административного ограничения возможностей граждан получить высшее юридическое образование на платной основе.

Каково у вас соотношение между бюджетными и небюджетными местами?

— Из 2100 мест — 139 бюджетных. ОмЮА — один из очень немногих частных вузов, где есть бюджетные места. Нередко обучающиеся получают второе высшее образование, выбирая заочную либо дистанционную формы обучения. У нас большое количество и тех, кто учится очно: на сегодняшний день это 639 человек.

Со многими вашими преподавателями нам, журналистам, приходится сталкиваться на громких судебных процессах — либо это известные судьи, либо высокопрофессиональные адвокаты. Как вам удалось сформировать такой яркий преподавательский состав?

— Во-первых, в Омске я живу почти 60 лет и по предшествующей своей деятельности в должности первого заместителя начальника Омс-кой академии МВД, да и в последние 13 лет общался и общаюсь со многими юристами. Среди них есть и мои ученики. Неудивительно, что с ними я поддерживаю и деловые, и личные контакты. Во-вторых, многие из этих юридических звезд готовы передавать свой опыт молодому поколению. В-третьих, я отлично понимаю, что без участия практикующих специалистов наш образовательный процесс будет ущербным. Считаю, что мы нашли определенный баланс в количестве практиков и теоретиков: их соотношение составляет 1 к 2. Причем подавляющее большинство наших преподавателей имеют ученые степени и звания. Среди них много известных омичей, например, заместитель мэра Омска Андрей Подгорбунских, начальник управления губернатора Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений Игорь Мурашкин, заместитель руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Омской области Владислав Бражников (кстати, все трое — кандидаты юридических наук), заместитель прокурора города Омска Денис Куряхов и другие.

Для приема государственных экзаменов мы привлекаем лучших юрис-тов нашей области. Так, в этом году государственные экзаменационные комиссии возглавляют председатель Арбитражного суда Омской области Ирина Сорокина и руководитель Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Омской области Андрей Кондин. В предыдущие же годы во главе комиссии были (и, надеюсь, еще будут) председатель Омского областного суда, заслуженный юрист Российской Федерации Владимир Ярковой и председатель Восьмого арбитражного апелляционного суда, заслуженный юрист Российской Федерации Людмила Литвинцева.

По индексу Хирша лично вы занимаете 17-е место среди почти 15 тыс. ученых-юристов России и являетесь самым продуктивным из более 8 тыс. ученых всех научных специальностей, работающих в Омской области. Что это значит?

— Продуктивность автора — это его способность систематически производить научные тексты, востребованные другими членами академического сообщества. Этот показатель измеряется с помощью наукометрического индекса Хирша. Мой показатель — 29 — означает, что я опубликовал не менее 29 научных работ (монографий, статей и т. п., а всего у меня их более 130), каждая из которых была процитирована в научных работах других авторов не менее 29 раз. Уже долгое время я исследую проблемы правового регулирования деятельности полиции (милиции), административной ответственнос-ти, судебного контроля над реализацией дискреционных полномочий исполнительной власти. В какой-то мере мои научные разработки реализованы при подготовке официальных проектов Закона Российской Федерации «О милиции», Федерального закона «О полиции», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Почему еще в советское время вы решили перейти с должности преподавателя Омской высшей школы милиции МВД СССР на существенно менее престижную должность участкового инспектора милиции отдела внутренних дел Ленинского райисполкома города Омска?

— Это было очень интересное время. По окончании с отличием ОВШМ я сразу же поступил в адъюнктуру Московской высшей школы милиции МВД СССР, досрочно защитил кандидатскую диссертацию и начал работать преподавателем кафедры административного права родной ОВШМ. Проработав пять лет, став старшим преподавателем, которого курсанты (тогда они назывались слушателями) по результатам их анонимного анкетирования признавали одним из лучших (не скрою, это было очень лестно), я понял, что отсутствие практического опыта препятствует адекватной оценке руководителями и коллегами качества моей преподавательской и научно-исследовательской работы.

Помните, в фильме «Место встречи изменить нельзя» Шарапов, будучи захваченным бандитами, в доказательство правдивости одного из эпизодов своей биографии начал исполнять этюд Шопена фа минор № 14, на что Промокашка заметил: «Так и я могу. А ты «Мурку» можешь?» Вот и я должен был, как мне казалось, сыграть «Мурку». Для этого перешел на должность участкового инспектора милиции, очень старался и через полтора года был признан лучшим участковым инспектором Омской области (1988 г.). Приобретенный опыт существенно скорректировал мои юридические воззрения, но при этом оказался весьма полезным как для последующей преподавательской и научно-исследовательской работы, в том числе написания докторской диссертации, так и вообще для жизни.

На правах рекламы

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 10 (113) 15 марта

Самое актуальное в рубрике: Работа и учеба

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Легионер
Юра, вы забыли ,что среди ваших выпускников два наркомана /Осичкин Сергей,помните?/, три коррупционера /Кульков,МИтрофанов,Волынский/ и я , ныне офицер французской ADT, к вашей кафедре не имевший отношения! Я криминолог, подсказка.
10 февраля, 01:59 | Ответить