Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

07 апреля 2016 10.00

Почему торговля уходит в онлайн: тенденции на рынке

Рынок электронной торговли в России в 2016 году стремительно идет в гору. Россияне научились пользоваться преимуществами онлайн-покупок, а предприниматели все активнее открывают интернет-магазины разнообразной тематики.

Фото: Сергей Коньков

Аналитическое агентство Data Insight в своем исследовании представило многообещающую статистику. Так, в январе 2016 года рост среднесуточного количества интернет-заказов у крупных российских интернет-магазинов составил 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в феврале — 14%. И это при том, что за весь 2015 год количество заказов интернет-ритейлеров в России выросло только на 8%. По данным аналитиков, за первый месяц примерно 75% интернет-ритейлеров смогли увеличить свои продажи год к году, в феврале — около 67%, причем около трети из них — в 1,5 раза.

Тренд отметили все

Как рассказал «ДО» один из основателей агентства Data Insight Борис Овчинников, рост, хоть и не такой активный, отмечался и в прошлом году.

«В начале 2016 года этот рост ускорился. Совпали несколько факторов: во-первых, эффект низкой базы. В январе-феврале 2015 года продажи ритейлеров, в том числе в онлайне, были ниже обычного. Во-вторых, в первые месяцы 2016-го по всему потребительскому рынку заметно некоторое оживление — об этом говорят не только онлайновые, но и офлайновые ритейлеры. То ли покупатели устали ждать улучшения ситуации и начали тратить деньги здесь и сейчас, то ли реальная динамика доходов населения за счет увеличения доли серой экономики лучше той, что показывает официальная статистика. В-третьих, по мере накопления опыта пользования интернетом, покупок и платежей в Сети, люди увеличивают и будут увеличивать долю покупок, совершаемых в онлайне», — уверен руководитель Data Insight.

В пресс-службе «М.Видео» подтвердили статистику аналитиков: по итогам первых двух месяцев рост онлайн-продаж компании составил 35% год к году.

«Средний чек отдельных категорий, таких как телевизоры, холодильники, ноутбуки, смартфоны, растет. Правда, это удорожание нивелируется бурным развитием продаж в других товарных категориях — товары для укладки волос, планшеты, пылесосы, малая бытовая техника для кухни», — рассказали в компании.

В «Связном» подчеркнули, что самая значимая динамика продаж гаджетов наблюдалась в январе 2016 года. В то же время изменился набор самых популярных товаров — в первый месяц года россияне больше приобретали гаджетов и аксессуаров из бюджетных сегментов, а в качестве подарков на праздники крупную технику заменили более доступными «умными» аксессуарами. Выросла доля кредитных покупок. На это повлияло и сокращение реальных доходов клиентов, и активное продвижение программ рассрочки крупными ритейлерами. Год назад программы кредитования были фактически заморожены.

Директор управления интернет-коммерцией и корпоративными продажами «Евросети» Илья Адамский рассказывает, что в январе-феврале 2016 года прирост интернет-магазина компании составил около 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как следствие — выросла доля онлайн-сегмента в общих продажах компании.

«Мы уверены, что в данном случае это не тренд рынка, а наша заслуга в результате проведенной качественной работы. При этом в целом по рынку у российских интернет-магазинов выражен тренд на снижение», — уверяет топ-менеджер.

Причины в экономности

Директор экспертно-аналитического центра при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Николай Калмыков уверен, что растущий спрос на онлайн-торговлю связан с изменяющимся потребительским поведением населения.

«Население более продуманно совершает покупки. Приобретение товаров через интернет-магазины позволяет людям взвешенно подходить к своим тратам, преодолевать эффект случайной покупки, а главное — более тщательно сравнивать товары по стоимости», — говорит Калмыков.

Руководитель службы маркетинга «Яндекс.Маркета» Александр Феоктистов подтверждает мнение, что россияне идут в онлайн за низкими ценами.

«Покупатели сегодня больше стремятся экономить, чем раньше, а с интернет-магазинами это проще сделать. Можно быстро найти товар, сравнить цены и выбрать оптимальный вариант. Нужно учитывать, что цены выросли и стоимость товара из более дешевого сегмента сейчас сопоставима с ценами на более дорогие товары год назад», — говорит руководитель службы маркетинга «Яндекс.Маркета».

Говоря о причинах активного ухода покупок в онлайн, Илья Адамский объясняет, что на рынке сложились две противоречивые тенденции.

«С одной стороны, все большему количеству людей удобнее использовать интернет. С другой — люди в Сети покупают реже, они предпочитают дорогие покупки. Какой из этих трендов будет побеждать, предугадать сложно», — говорит Адамский.

В январе, феврале и начале марта в «Евросети» наблюдали рост заказов по схеме «посмотреть в интернете — забрать в салоне». Очевидно, что салон является так называемым «промежуточным звеном» для клиентов. Они уже понимают, что для них удобнее собрать информацию о товаре в Сети, а заплатить за него на «настоящей» кассе.

Борис Овчинников рассказывает, что в рамках специального совместного исследования с PayPal выяснилось, что покупателей в электронной коммерции привлекают в первую очередь не цены и возможность выбора, а экономия времени.

Говоря о тенденциях рынка онлайн-торговли, аналитик Re:Sale Expert Павел Горбов отмечает, что многие предприниматели сами целенаправленно переводят торговлю в Сеть. Часто таким образом они реагируют на кризис.

«Сейчас взят курс на развитие онлайн-торговли, общенациональных торговых площадок. Рынок будет «прирастать Сибирью». Компании из Москвы и Питера будут продолжать развиваться, в частности через выход в регионы. Региональный рынок практически не охвачен, кто сделает ставку на него, тот и выиграет», — уверен эксперт.

Позитивный прогноз

Борис Овчинников осторожно подходит к прогнозу ситуации на рынке e-commerce, потому что трудно прогнозировать курс доллара и, соответственно, его влияние на цены и на покупательское поведение.

«Наиболее вероятный сценарий заключается в том, что продолжится рост рынка внутрироссийского e-commerce — в основном за счет накопления опыта пользователей. Станет более заметным вынужденное желание покупателей сильнее экономить. Несмотря на рост цен, средний чек расти если и будет, то очень слабо: потребители будут активно переключаться на более дешевые аналоги и сокращать количество товаров, покупаемых за раз», — уверен аналитик.

В «Евросети» утверждают, что, несмотря на неплохие результаты января-февраля, март негативно отразится на общих результатах квартала. Продажи после гендерных праздников демонстрируют низкий потребительский интерес.

«В целом рынок в 2016 году останется на уровне 2015 года», — уверен Илья Адамский.

В компании Re:Sale Expert, наоборот, прогнозируют оптимистичный сценарий: ожидают роста рынка интернет-торговли в 2016 году на 25-30%, а до 2018 года — сразу на 120%.

Кстати

В компании Re:Sale Expert проанализировали продажи готового бизнеса в сфере интернет-торговли. По итогам 2015 года выяснилось, что на продажу выставлено около 2,5 тысяч бизнес проектов. В среднем на протяжении года готовый бизнес в этой области продавался темпами 200 штук в месяц. Предложение превышало спрос на 45%. Стоимость готового онлайн-бизнеса в 2015 году начиналась от 400 тыс. руб. и доходила до 10 млн руб. Среди причин продажи бизнеса изменений за год не произошло, в большинстве случаев (порядка 50%) магазины укрупняются либо их владельцы находят другую, более интересную для себя нишу.

Комментарии

Гидо Рем,генеральный директор Media Markt в РоссииМы действительно наблюдаем увеличение количества онлайн-заказов, что связано с повышенной волатильностью на валютных рынках. Рынок электронной коммерции — один из немногих сегментов, который демонстрирует рост в сегодняшней «новой реальности». Многие интернет-площадки могут предложить покупателям более привлекательные цены. Что же касается среднего чека в рублях, то он в последние месяцы практически не изменился. Это говорит о том, что покупатели в целом ориентированы на поиск более дешевых товаров. Высокий спрос по-прежнему сохраняется на крупную и мелкую бытовую технику, смартфоны и ноутбуки. Наиболее заметным стало падение спроса на телевизоры и планшеты.
Алексей Перов,начальник отдела развития карточных продуктов и сервисов ДБО департамента розничных продуктов Абсолют БанкаДоля интернет-торговли в ВВП к концу 2015 года достигла уже 2,2%. Заметно это и в банковской сфере. Прирост интернет-платежей в банке составляет 5-7% в год. Доля использования банковских карт в качестве платежного инструмента также растет и уже составляет в среднем 50-60% по рынку. Есть все основания полагать, что интерес как населения, так и предпринимателей к электронной коммерции в ближайшие годы будет расти.
Дмитрий Лисицкий,генеральный директор международного центра интернет-торговли AllBizМировой рынок электронной коммерции растет каждый год минимум на 10%. Казалось бы, при практически стопроцентном проникновении интернета, рост e-commerce должен прекратиться или хотя бы замедлиться. Но из года в год цифры не сильно меняются. Одним из основных трендов в электронной коммерции сегодня можно смело назвать мобильность. При этом мы не верим в то, что торговля полностью перейдет в онлайн, но доля e-commerce уже внушительная, а рост экспоненциальный. Особенное развитие электронных продаж можно ждать в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 13 (116) 5 апреля

Самое актуальное в рубрике: IT и Телеком

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий