Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

14 апреля 2016 10.00

Виктор Шрейдер родился 23 февраля 1952 года в Новосибирской области. Трудовую карьеру начинал водителем. После окончания службы в армии поступил в Омский автотранспортный техникум. В 1982 года назначен начальником отдела коммунального хозяйства в исполкоме Центрального района Омска, в 1986 — зампредседателя исполкома, затем — председателем райисполкома и главой администрации данного района. С 1990 по 1998 год — депутат городского совета Омска. В 2001 году назначен вице-губернатором, спустя три года — первым заместителем председателя правительства Омской области. В 2005 и 2010 годах избирался мэром Омска. В декабре 2011 года избран депутатом Госдумы по списку «Единой России» .

Виктор Шрейдер: «Зима была и до мэра Вячеслава Двораковского»

Депутат Госдумы Виктор Шрейдер рассказал редактору «ДО» о самом сокровенном — почему не идет в мэры, как относится к аресту Гамбурга и общается ли с Леонидом Полежаевым.

Александр Румянцев

Виктор Филиппович, неохота лишний раз пинать Двораковского... Но все-таки хочется понять — дорожный коллапс — это результат скудного бюджета, ошибок в управлении, природных катаклизмов?

— Естественно, дело не в погоде. Зима была и до мэра Вячеслава Двораковского и будет после. Ничего сверхъестественного, что могло бы настолько повлиять на состояние дорог в этом году, не происходило. На мой взгляд, было принято нерациональное решение по объединению окружных дорожных управлений. Это ослабило систему с точки зрения контроля за качеством. Нарушился и механизм оперативного реагирования. Глав дистанцировали от этих проблем, и ресурсные возможности округов не были использованы.

Это вы по своему опыту?

— Во многом. Начиная с ранней весны, каждый глава ежедневно отчитывался у меня в кабинете о мерах реагирования на дефекты, обнаруженные на дорогах: сколько уложено кирпичного боя (пока нельзя использовать асфальтобетонную смесь). Когда погода позволяла работать с асфальтом, я ставил задачу каждому руководителю территории направлять на ремонт дорожного покрытия минимум 100 тонн в день. Если они не выполняли задание, то приходили и объясняли, по какой причине.

Мэрия настаивает, что основная причина все-таки упирается в деньги.

— И в деньги тоже. Просто нужно правильно распределить ресурсы, которые есть у города. Но это вмешательство во внутренние процессы городской администрации... Я бы не хотел этого делать.

Лучшая дорога на Масленникова начинает разрушаться, хотя сохраняла статус самой крепкой. Почему остальные дороги продержались еще меньше?

— Это все к вопросу о контроле качества. Например, улица Омская, которую реконструировали пять лет назад, до сих пор стоит. Во-первых, должен быть водоотвод, во-вторых, надо до первых признаков таяния перевести эти водоотводы в рабочее состояние. Также нужно следить за температурой. Если температура опустилась ночью ниже нуля, окружные службы оперативно реагируют. Есть четкий список улиц, за которые они ответственны. Начальник дорожного управления знает: если ночью был минус, следовательно, трубы подмерзли. Что надо сделать? Взять машинку с горячей водичкой, быстренько проехать и посмотреть, где забилось, прочистить. Из-за чего идет их разрушение? Из-за воды. Избежать этого можно, только если кто-то отвечает за конкретный участок дороги, чтобы было с кого спрашивать.

В мэрии остались представители вашей команды. Неужели при смене мэра изменились их принципы работы?

— Если мэр города издал постановление о централизации службы, ни начальник дорожного управления, ни глава округа не смогут работать по технологии. Нарушается принцип управления. Да, ресурсы остались прежние — машины же никуда не делись. Технические возможности остались прежними, просто их использование потеряло оперативное управление.

А какие-то плюсы есть у этой централизации? Что-то же имели в виду, когда ее вводили?

— Плюсов я не вижу. Только минусы, и в общем-то не только я их вижу.

Есть возможность форсированно решить дорожную проблему?

— Нужно предметно заняться ремонтом дорог. Средства есть — 643 млн рублей выделено областью из объема дорожного фонда на дороги города. Это неплохой ресурс. Сейчас уже должны быть проекты, экспертиза, конкурсы на подбор подрядчика. Через две-три недели уже можно было бы выходить на работы.

Одной из причин «потопа» эксперты называют невывезенный снег с обочин.

— Это еще один из факторов.

А здесь в чем проблема? Нет машин или понадеялись на авось?

— На мой взгляд, это тоже следствие централизации. И, видимо, недостаточный объем финансов был выделен из бюджета города на эти цели.

А вы не общались на эту тему с Вячеславом Двораковским?

— Мы встречаемся, но не часто.

А когда последний раз?

— Минимум полгода назад.

Я так понимаю, вы не лезете со своим самоваром... А сам градоначальник не интересуется вашим мнением?

— Я неоднократно говорил, что готов оказывать Вячеславу Викторовичу необходимую поддержку. И сейчас готов. Но близкого контакта у нас нет. С губернатором я встречаюсь гораздо чаще, в том числе по инициативе главы региона, поскольку много федеральных программ существует и я являюсь связующим звеном. Скажем, Виктор Иванович попросил помочь с выделением федерального ресурса по развитию дорожно-транспортной сети, я все в полном объеме выполнил. Все финансовые ресурсы пришли в город.

На последнем заседании облправительства у губернатора и мэра произошла публичная перепалка. Можно ли воспринимать ее как некий тревожный знак?

— Я не хотел бы комментировать.

По слухам, один из бывших чиновников после ухода с должности обмолвился, что смотрит на бывшую отрасль, как на любимую женщину, которую насилуют на его глазах каждый день.

— Довольно злая метафора.

А у вас нет такого ощущения относительно города? Может, пора возвращаться в исполнительную власть?

— А я что, мало сделал для города в статусе депутата? Приведи пример любого депутата, кто принес Омску такой объем федерального финансирования.

Сразу и не вспомнишь..

— Следовательно, есть польза от меня?

Но городу сейчас важнее системное управление.

— А страна? И для страны есть определенная польза от меня.

Страна далеко, надо о себе подумать. Мэр всегда способен сделать для города больше, чем любой депутат.

— Естественно, поскольку реальные рычаги влияния, управления и распределения ресурсов находятся у мэра.

Сейчас и политический контекст благоприятный. Вячеслав Двораковский не очень, скажем так, популярный мэр. С областной командой у вас нет конфронтации, как в былые годы. Неужели окончательно закрыли для себя воп-рос возвращения в мэры?

— Сегодня у меня нет такой цели. Если ситуация изменится, то будет видно.

Как оцениваете отказ от выборов мэра?

— Продолжаю придерживаться мнения, что прямые выборы — это наиболее эффективный механизм избрания руководителей местного самоуправления.

А если для более эффективного управления территорией губернатору нужен реальный рычаг для отстранения мэра?

— Отталкиваться нужно не от сиюминутного удобства, а от ситуации, которая дала бы возможность более стабильно реализовывать функцию управления. А то сегодня так, завтра удобнее действовать иначе. Каждый день теперь систему менять?

А может, так и надо. Сегодня — одни задачи, завтра — другие. Сегодня дождь, мы берем зонт, завтра жара, надеваем шорты. Это позволит нам бежать быстрее...

— Пусть быстрее бежит МСУ. От того, что изменится технология назначения, реально изменится ситуация?

Зато области будет удобнее. Иначе приходится задействовать всякие изощренные рычаги.

— Эти рычаги известны. Проходили, как говорится, в свое время.

Почти пять лет прошло с тех пор... Вы морально отошли от информационной войны. Помню, вы тогда сильно похудели. Сейчас удается поддерживать форму?

— (Улыбается.). Да, пока удается.

Над чем работали в Госдуме в последнее время?

— Это более 50 законопроектов, где я выступаю как автор или соавтор. Есть отчет о моей деятельности, благодаря которому можно понять, чем я там занимался. Например, известная проблема по отлову безнадзорных животных. Сложилась парадоксальная ситуация — эту функцию в свое время передали субъекту, а жители спрашивают с власти на местах. Но чтобы отловить, например, собачку бродячую, мне нужно было написать письмо главе региона, дескать, товарищ губернатор, на улице Барнаульской бегает собачка, которую надо отловить. Парадокс? Да. На сегодня принят закон, по которому муниципалитеты имеют возможность осуществлять эту функцию, а субъект обязан дать на это деньги. В этом году Омск уже получит 10 млн на реализацию этой функции.

Что касается предстоящих выборов, говорят, вы уже договорились с коммунистом Андреем Алехиным, чтобы он не боролся всерьез...

— Что люди только не говорят.

Мой приход в суд не даст ничего ни одной из сторон. Только лишь возможность журналистам поиздеваться над этим фактом.

Проясните вашу позицию по делу Юрия Гамбурга. Вас вызывают в суд, вы не приходите. Почему?

— В суд меня хотели бы пригласить адвокаты Гамбурга. Поскольку по самому факту рассмотрения дела претензий ко мне как к мэру города на тот период нет — ни с точки зрения закона, ни с точки зрения моего влияния на ту ситуацию. Департамент имущества — это структура с правом принятия решения. Да, есть инициатива адвоката Ривкина, но она, на мой взгляд, связана только с желанием затянуть процесс. Он прекрасно понимает, что у меня соответствующий депутатский статус. Ну попытался — не получилось. Юридических рычагов пригласить меня в суд нет. Фактических вопросов ко мне нет. Если бы они были, их бы уже давно задали.

Вы все-таки работали в одной команде с Гамбургом. У вас нет желания прийти в суд и тем самым хотя бы морально ему помочь?

— Технически мой приход в суд не даст ничего ни одной из сторон. Только лишь возможность твоим коллегам-журналистам поиздеваться над этим фактом.

Его арест вас поразил?

— Конечно.

Как вы считаете, у этого дела есть юридическое основание или это политика?

— Дыма без огня не бывает. Видимо, к сожалению, Юрий Викторович нарушил действующие требования и нормативы.

Когда он был вашим первым замом, к нему не было претензий?

— Больших претензий с точки зрения эффективности управления муниципальным имуществом не было. Я детально не отслеживал то, что происходило в этом ведомстве. Департаментам дается юридическая самостоятельность, чтобы они не только располагали ресурсом, но и понимали, что несут ответственность за принятые решения. Это логично — мэр города-миллионника не может во все лично вникнуть.

В элите уже сформировалось такое мнение, что во власть лучше не ходить, потому что тебя всегда найдут за что посадить. Вы разделяете это мнение?

— У прежнего губернатора Полежаева была попытка привлечь меня к ответственности. Но даже в тот период, как ни искали, не нашли никаких зацепок. Просто надо исполнять свои обязанности, не нарушая закон.

Вы с тех пор с ним не общались?

— Нет, общения и встреч не было.

Давайте все-таки вернемся к дорогам… Реально ли в наших климатических — условиях создать дороги, как в Москве — сколько денег нужно?

— Реально. Технологию надо выполнять. Денег нужно больше, чем в Москве. Но не в разы. Технологии укладки асфальта отличаются не очень сильно, так что затраты должны быть примерно одинаковые. На 20% больше по сравнению с Москвой.

В свое время вы использовали технологию «Сларри Сил», почему перестали это делать?

— Помимо «Сларри Сила» мы использовали и технологию «ремиксинг». По цене это тот же ремонт, но он обходится примерно на 30% дешевле. Например, эту технологию мы использовали в поселке Солнечном, на проспекте Карла Маркса, улице Ленина, на дороге, ведущей в аэропорт.

Блогер Игорь Федоров в интернете адресовал вам вопрос — куда же этот ремиксер в итоге делся? Прокомментируете?

— На эту тему в интернете уже довольно много комментариев, например, на сайте bk55.ru 7 апреля размещена подробная информация Якова Вагнера по этому поводу. Можно с ней ознакомиться. Одно совершенно точно могу сказать, что при реализации ремиксера соблюдены все нормы законодательства в полном объеме и никаких нарушений закона в этой части нет.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 14 (117) 12 апреля

Самое актуальное в рубрике: Власть

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 3):

чож
на улице панфилова классно сделали дорогу 3года назад, там есть водоотвод, какая то особая технология укладки?
17 апреля, 16:36 | Ответить
Слава
Шрейдер застрял между двумя слабыми мэрами Беловым и Двораковским
14 апреля, 14:28 | Ответить
Эксперт
Шрейдер далеко не ангел, но он воспринимал город, как свой дом. Отсюда и обвинения в коррупции. Якобы брал себе, что хотел. Но свой дом он поддерживал в хорошем состоянии. И ремиксер этот злосчастный тоже увел из города, понимая что в его дом придут жить другие люди. Так и мы продавая квартиру, плюем на обои, и перестаем мыть сантехнику.
14 апреля, 12:53 | Ответить