Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

18 апреля 2016 10.00

Телеком против флибустьеров: как «большая четверка» борется с пиратскими сетями

Российские операторы связи «большой четверки» вместе с «Ростелекомом» и при поддержке минкомсвязи разрабатывают совместные методы борьбы с пиратской международной телефонной сетью. Многие аналитики уверены, что под шумок могут пострадать и вполне привычные сервисы IP-телефонии, отнимающие доход у инфраструктурных компаний.

Фото: Валентин Беликов

В стране существует и давно работает определенная схема приземления международных звонков. Вызов из-за рубежа должен сначала пройти через сеть одного из российских провайдеров международной связи, затем через фиксированную зоновую сеть или региональную сеть сотовой компании, в итоге дойти до местной телефонной сети. При соблюдении всех правил иностранные операторы платят российским коллегам по 14 центов за минуту разговора за использование их инфраструктуры.

Фрод целенаправленно выбрасывает из этой цепочки первые два звена и выводит звонок по интернет-соединению прямо на коммутатор местной связи. В итоге звонок маскируется под местное соединение, и поставщик таких услуг экономит на использовании инфраструктуры, а значит, может себе позволить демпинговать. Компании решили, что впредь по своим сетям станут пропускать лишь сигналы с тех номеров, что выдало Федеральное агентство связи. Именно подмена номера абонента на несуществующий набор цифр и есть основная примета фрода.

Под ударом IP-телефония

С одной стороны, операторы стараются не показывать пальцем, но в том числе некоторую долю недовольства вызывает на себя популярный в России Skype. Сервис предоставляет возможность не только общаться в среде приложения, но и совершать вызовы на реальные номера абонентов. Подобные сервисы, как и вся IP-телефония, всегда были красной тряпкой для поставщиков связи. Если в докризисные времена мобильные компании еще терпели отягощение в виде растущего трафика, приходящегося на ОТТ-услуги, дублирующие предложение традиционных провайдеров, то после падения валюты и сокращения деловой международной активности терять деньги «большая четверка» не намерена. «Ведомости» подсчитали, что МТС, «МегаФон», «ВымпелКом» и Tele2 теряют в год до 90 млрд руб. из-за звонков с подменой номера.

А вообще, по данным Juniper Research, в 2014 году совокупные потери операторов мобильной связи от OTT-сервисов во всем мире составили около 14 млрд долларов. Совокупная упущенная выручка мобильных и фиксированных операторов только от VoIP-cервисов за период с 2012 по 2020 год достигнет 479 млрд долларов, или 6,9% глобального рынка голосовых услуг (данные Ovum).

Как говорит финансовый аналитик ГК «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин, борьба с мошенничеством в сетях связи, скорее всего, не повлияет на рынок VоIP-телефонии. «Действия операторов, скорее, отразятся на самом рынке международной связи. Можно ожидать умеренного улучшения качества предоставляемых услуг и повышения рентабельности данного сегмента. При этом мобильные компании не смогут повысить цены из-за жесткого антимонопольного регулирования и плавно снижающегося спроса на услуги. По оценкам участников рынка, потери от фрода составляют в пределах 3-5% выручки от услуг международной связи. Заявления некоторых участников рынка о потере более 100 млн долларов являются сильно завышенными», — уверен Нигматуллин.

Пользователи не рады

Сами компании связи утверждают, что от запрета фрода выиграют и абоненты. В пресс-службе Восточного региона компании «ВымпелКом» уверены, что при нелегальных входящих вызовах нельзя быть уверенным в корректности отображения номера. Набор цифр может совпадать с номером реального владельца, но фактически от него не исходить. Да и вообще качество соединения, прошедшего через интернет, будет значительно хуже, нежели при традиционном международном соединении.

«Мы пресекаем попытки подстановки номеров «Билайн» при звонках, приходящих от других операторов-посредников, которые могут заниматься подстановкой номеров. Наша компания за то, чтобы у операторов была возможность самостоятельно блокировать мошеннический трафик», — сообщили в компании.

В МТС подчеркнули, что развитие сервисов на основе передачи данных — это крае-угольный камень корпоративной бизнес-модели.

«Мы приветствуем любую перспективу, в которой абоненты будут еще более активно пользоваться мобильным интернетом. Мессенджеры — это тот же интернет, и мы от трафика мессенджеров также получаем доход».

Комментарии

Алексей Майоров,эксперт по защите информации Bell IntegratorИз-за звонков по Skype, WhatsАpp, Viber потери операторов существенные. К запрету данных коммуникационных сервисов существующая инициатива, конечно, не приведет. Поставщики услуг уже приняли современные инструменты IP-телефонии как неизбежное. Для сохранения конкурентоспособности телеком-провайдеры должны предлагать новые услуги, направленные на удержание действующих клиентов и привлечение новых. Удорожания услуг международной связи точно не будет. Скорее, операторы пересмотрят свои тарифы в сторону удешевления. Для традиционных операторов связи наступили тяжелые времена. Кризис ударил по ним еще сильнее, чем по другим отраслям. Пользователи стали тратить на связь еще меньше, все чаще используя интернет-мессенджеры. Но операторы должны сейчас думать не о том, как сократить недополученную прибыль, а как найти новые источники дохода.
Грибанов Олег,генеральный директор DarentaКризис заставляет решительно подходить к вопросу оптимизации издержек и недополученной прибыли. Думаю, поставщики мобильной связи начнут активнее бороться с разнообразными голосовыми сервисами и мессенджерами, несмотря на то что ущерб поставщиков услуг от пиратских звонков незначительный. Участники рынка внятно не смогли объяснить, почему считается вредной доставка сигнала по интернет-сетям, а не по инфраструктуре операторов международной связи. У поставщиков сотовой связи есть средства на политическое лобби. Поэтому борьба с фродом в дальнейшем приведет к запрету сервисов IP-телефонии. Когда речь идет о блокировке, то в первую очередь может пострадать популярный Skype. После чего можно ожидать незначительного удорожания услуг международной связи.
Солонин Виталий,руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners ConsultingОператорам бороться с мессенджерами бесполезно, хотя поставщики сигнала и не оставляют попыток давления на альтернативные сервисы через регулирующие органы. Мессенджеры являются одним из драйверов спроса на услуги операторов — ведь для того, чтобы пользоваться мессенджерами в отсутствие сетей Wi-Fi, абоненты покупают мобильный трафик у операторов, который пакетируется с минутами и SMS. Почти весь трафик мессенджеров — внутрисетевой и бесплатный. Исключение составляют звонки, попадающие в телефонные сети общего пользования, — здесь в ряде случаев возникает проблема с подменой номеров. С большой долей вероятности такая схема будет запрещена. Но таких звонков не много, и соответствующее регулирующее воздействие не окажет на рынок IP-телефонии никакого влияния. Традиционная междугородняя связь и так подешевела до минимума, так что теряет смысл использование IP-телефонии как таковой. 

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 14 (117) 12 апреля

Самое актуальное в рубрике: IT и Телеком

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий