Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

28 июля 2014 06.43

Несладкие перспективы

Местный рынок кондитерских изделий растет каждый год, но доля омских производителей на нем может упасть из-за экспансии федеральных сетей.

На омском рынке кондитерских изделий представлено около 10 крупных производителей, большинство из которых являются иногородними или иностранными. Аналитики компании «Сладонеж» отмечают, что в каждом из сегментов рынка лидируют разные производители.

К примеру, одним из основных конкурентов в производстве печенья компания считает ООО «Бакалея-Сервис», а компания «Сладуница» является лидером по производству суфле, зефира и конфет. При этом в компании отмечают, что на местном рынке региональные производители занимают лидирующее положение, их доля достигает 60%. В основном омские фабрики концентрируют свои усилия именно на местном рынке.

В целом российский рынок кондитерских изделий постоянно растет. Аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» прогнозируют, что в ближайшие 4 года (2014-2017) рынок сахаристых кондитерских изделий в денежном выражении будет ежегодно увеличиваться в объеме в среднем на 5,4% и в 2017 году объем рынка достигнет 142 млрд рублей. По прогнозам экспертов информагентства CredInform, в 2014 году темп прироста отрасли шоколада и сахаристых кондитерских изделий может составить от 3% до 14%.

Относительное лидерство

Менее оптимистично оценивает омский рынок гендиректор ООО «Бакалея-Сервис» Михаил Курцаев. По его мнению, чаще всего покупатели отдают предпочтение продукции крупных иногородних производителей, а доля местных игроков постепенно сокращается.

«Несмотря на то, что местные кондитеры предлагают низкие цены и имеют возможность продавать свежую продукцию, покупатели в основном выбирают кондитерские изделия крупных федеральных брендов. К примеру, выбирая между омским тортом и тортом Mirel, остановят свой выбор именно на втором — из-за привлекательного вида и раскрученной марки», — поясняет Курцаев.

При этом на состав продукта, по мнению бизнесмена, обращают внимание единицы покупателей.

И некоторые владельцы кондитерских лавок и торговых сетей говорят, что местная продукция далеко не самая популярная.

«В основном у местных производителей мы покупаем печенье, пастилу и зефир, — рассказывает индивидуальный предприниматель Владимир Прохоров. — Омские конфеты в обертке пользуются у покупателей гораздо меньшим спросом. К тому же, торгуя на ярмарках, мы сталкивались с тем, что некоторые наши поставщики выставляли ту же самую продукцию практически по оптовым ценам, оттягивая покупателей».

«Если говорить о конфетах, то в нашей сети омские производители занимают примерно 20%. Основная часть приходится на фабрики концерна «Объединенные кондитеры» — примерно 60-70% ассортимента», — рассказывает директор сети «НоваТор» Арсен Пономарев.

Остальная доля, по его словам, приходится на украинских, казахстанских и европейских производителей. При этом в тех сетях, которые не принимали решения отказаться от конфет фабрики Roshen, их доля может быть гораздо более существенной — около 30%.

«Ни одна кондитерская фабрика не может сравниться по качеству с «Красным Октябрем» или «Бабаевским», — считает Пономарев. — В основном местные или казахстанские сладости покупают люди пожилого возраста, которые не приучены к московским конфетам, появившимся в Омске только в 90-е годы».

С печеньем и выпечкой ситуация обратная. По словам ритейлера, в этом сегменте омские фабрики занимают примерно 80% рынка, а остальную его часть делят производители из Кемерово и Екатеринбурга.

По мнению соучредителя ТД «Шкуренко» Виктора Шкуренко, говорить о том, что омская кондитерка слабо представлена в федеральных сетях, несправедливо.

«Есть, к примеру, жевательная резинка, объем продаж которой постоянно растет, или шоколадные батончики, которые попросту не продаются в Омске, — говорит бизнесмен. — При этом, к примеру, по производству зефира и мармелада безоговорочным лидером является Любинский комбинат — около 70% ассортимента. Мучные изделия в основном представлены фирмой «Сладуница» — чуть менее 50%».

В целом, Шкуренко считает, что в скором времени по уровню сервиса и качеству омские производители могут приблизиться к некоторым федеральным.

Встречают по одежке

В последние годы, чтобы конкурировать с зарубежными производителями, омские кондитеры стали экспериментировать с составом конфет. По словам руководителя лаборатории Novation Confectionary Евгении Панкратовой, занимающейся разработкой новых конкурентоспособных сортов конфет для «Сладуницы», конфеты сложного состава пользуются у потребителей большей популярностью, чем классических вкусов.

«Чем сложнее конфета, тем она интереснее покупателю. Мы добавляем в них разные экстракты, например, чайный, хрустящие криспи и другие новые вкусы. Сейчас большое внимание уделяется здоровому питанию, и кондитерская отрасль движется в том же направлении. Поэтому основная тенденция — стремление к натуральным ингредиентам: исключение химических компонентов и замена их на натуральные красители и ароматизаторы», — говорит Панкратова.

Постоянный ассортимент конфет, производимых «Сладуницей» насчитывает более 150 наименований. При этом ежегодно на рынок выпускается несколько новых продуктов, хотя некоторые из них задерживаются на прилавках не слишком долго.

«Одни приживаются на рынке, другие нет. Бывает, что для возникновения спроса необходимо не изменение состава, а ребрендинг или смена дизайна фантика. Главное — постоянно экспериментировать», — говорит директор фабрики Евгений Абрамов.

К слову, предприятие активнее прочих омских конкурентов вкладывается именно в имидж. В отличие от других омских фабрик, «Сладуница» заказывает разработку дизайна своих этикеток столичным рекламным агентствам. Например, запуская в 2012 году линейку конфет Nua, предприятие заказывало разработку фирменного стиля и слогана московскому брендинговому агентству Shemanoff.

Риски

В компании «Сладонеж» считают, что одним из основных рисков, с которыми могут столкнуться омские кондитеры в ближайшее время, может стать просроченная дебиторская задолженность. Главная причина — низкая платежеспособность населения. Это может привести к высокой закредитованности предприятия.

Чтобы избежать такого сценария, в компании ужесточают условия работы с партнерами: заключают договоры с покупателями по предварительной оплате и подают иски в суд на недобросовестных партнеров. И мелким производителям, по мнению Михаила Курцаева, со временем будет все сложнее пользоваться заемными средствами.

«Процентные ставки растут, и небольшие местные компании постепенно будут разоряться, — предполагает бизнесмен. — К тому же нам становится все тяжелее заходить со своим товаром в крупные торговые сети».

Олеся Мельник

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №27 (031) 22 июля

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий