Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

21 апреля 2016 10.00

Владимир Валерьевич Репин родился 17 июня 1974 года в п.г.т. Крутая Горка города Омска. В 1997 году окончил ОмГУ по специальности «Юриспруденция». С 1994 по 2001 годы занимал должность заместителя председателя, а затем председателя комитета по молодежной политике и туризму администрации Омской области. В 2001-2004 годах работал начальником Главного управления культуры и искусства администрации Омской области. В 2004 году вступил в должность заместителя директора Государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства».

Владимир Репин: «Это мифы, что местный бизнес у нас вымер»

Уже близится время подачи налоговых деклараций, когда предприниматели отчитаются государству о самом сокровенном, а чиновникам станет более-менее ясно, чего ждать от текущего года в плане наполнения бюджета. «ДО» поговорил с руководителем управления Федеральной налоговой службы РФ по Омской области Владимиром Репиным об опасениях, заблуждениях и мифах, связанных с налогами.

Александр Румянцев

Владимир Валерьевич, предприниматели жалуются, что налоговая служба настолько всех в Омске дисциплинировала, что жить стало тяжелее. Действительно ли в последнее время в системе удалось закрутить нужные гайки?

— Мы иногда сами творим мифы, потом им охотно верим, а затем этим мифам следуем. Я считаю, что это тоже очередной из мифов. Предпочитаю оперировать цифрами. В 2014 году было проведено всего 299 выездных налоговых проверок, в 2015 году — столько же. Да, доначисления в прошлом году по результатам этих проверок чуть выше. Но это всего лишь говорит об эффективности работы налогового органа: когда мы выбираем объект проверки, мы идем туда, где понимаем, что есть нарушения налогового законодательства, а не идем наобум. Иначе это пустая трата бюджетных средств и серьезнейшее нарушение в нашей работе, за которое мы все несем ответственность, включая руководителя. В среднем выездная проверка может идти в течение четырех-пяти месяцев, можно представить, какие это трудозатраты. Поэтому о каком-то дополнительном региональном закручивании гаек говорить неуместно.

Какие налоги у нас проседают в связи с кризисом и на что будет делаться упор в 2016 году?

— Прогнозы — дело сложное. Что касается 2015 года, тут дело не столько в цифрах, сколько в тенденциях. Прошлый год был первым за последние 4 года, когда в Омской области не было динамики по росту налоговых поступлений в консолидированный бюджет. Все предыдущие года мы росли, и этот прирост был разный, от 5 до 19%. Но в 2015 году упали и фактические сборы по сравнению с 2014 годом. Ключевыми в этом процессе стали налог на прибыль и акциз на пиво. Что касается налога на прибыль, просела нефтеперерабатывающая отрасль, также банковский сектор — практически все банки, включая лидеров. О конкретных налогоплательщиках здесь выводы делайте сами. Эти налоги формируют областной бюджет, и они уронили нас очень сильно, речь идет о 5 млрд рублей. Но это недопоступление частично компенсировалось ростом по другим налогам.

Исходя из этих тенденций можно делать и прогнозы на 2016 год. У нас расхождения с региональным министерством финансов по нашему прогнозу и по цифре, утвержденной в бюджете на 2016 год, — порядка 4 млрд рублей. Но в бюджетном процессе роль налоговой сводится к минимуму — мы лишь предоставляем свой прогноз.

Есть ли уже какие-то первые показатели по текущему году?

— За два первых месяца 2016 года мы выросли по налогам, поступившим в областной бюджет, по отношению к тому же периоду прошлого года на 11%. Рос даже налог на прибыль. А если говорить о факте к плану в областном бюджете, то недособрали 240 млн рублей. Но я считаю, что это не много. За два месяца зачислено в областной бюджет 4,8 млрд рублей при плане в 5 млрд. Но, как правило, первый квартал — это пока еще не показатель для всего года.

Что касается тех, кто падал: компания «САН ИнБев» может из-за этого лишиться налоговых преференций?

— Да, на самом деле, их можно получать только тогда, когда обеспечен рост налоговых платежей в предыдущем году. Но компания, о которой вы говорите, не обеспечила необходимый и заложенный в законе рост, соответственно, в этом году получение этой преференции — под вопросом.

А другие компании широко пользуются налоговыми льготами, которых в последнее время было утверждено немало?

— Все преференции касаются двух налогов — на прибыль и на имущество. Но ни одна компания не пользуется преференциями по налогу на прибыль, потому что в этом нет необходимости, Налоговый кодекс и так дает много возможностей, фактически необходимости в региональных преференциях нет. А вот льготой по налогу на имущество пользуются. И за 2015 год компании, применив эту льготу, не доплатили в областной бюджет порядка 1,4 млрд рублей.

Какие еще отличительные особенности нашей области?

— У нас очень выпукло проявляет себя так называемая внутренняя трудовая миграция, о которой мы говорим уже три года. Это когда жители Омской области, здесь зарегистрированные, временно работают более месяца на других территориях. Это северные вахтовики, люди, которые ездят в Новосибирск, Москву и т.д. Но НДФЛ они платят по месту своей работы, в тот бюджет, где зарегистрировано предприятие. У нас таких трудоспособных жителей, по нашим аналитическим оценкам, за 2014 год было порядка 150 тысяч человек. А все трудоспособное население региона, чтобы вы понимали, — где-то 1,1 млн человек. То есть трудовые мигранты — это практически 15%, и это активная часть населения, люди не пенсионного возраста.

Но деньги-то они потом тратят в Омской области.

— Да, но при этом они не только тратят здесь деньги, но и потребляют весь спектр социальных услуг: дети ходят в учреждения образования, члены семьи получают услуги в местных больницах, пользуются дорогами, транспортом, другой инфраструктурой.

А потери НДФЛ для региона за 2014 год — порядка 4 млрд рублей. При этом общее поступление по НДФЛ за этот период — 21,8 млрд рублей. Почти пятая часть от общей суммы — это серьезная цифра.

Вы говорите, здесь вроде бы есть своя логика — зарплату-то ведь они тоже привозят сюда. В свое время в Омске, как грибы, росли торговые центры, это было примерно три года назад. И если вы возьмете оборот потребительского рынка, только в 2015 году он упал по всем группам товаров, а все другие годы неуклонно рос. Но учитывать нужно другое — сфера торговли очень спокойно работает на «упрощенке». А это совсем другие налоговые поступления в бюджет. Выходит, на территории ничего не осталось, кроме этого формального роста.

Что с этим можно делать?

— Компенсация этих выпадающих доходов — вопрос не налогового, а бюджетного законодательства, вопрос кропотливой работы, которую нужно вести в федеральном центре. Никто не крепостной сегодня, нельзя заставить человека работать только там, где он живет. Но раз складывается такая ситуация и это несет такие потери региону, то, видимо, надо при формировании вышестоящего бюджета предусматривать какие-то дотации. Насколько я понимаю, в региональном минфине и минэкономики уже ведут эту работу. Насколько успешно — это уже другой вопрос.

Серыми схемами с возмещением НДС сегодня захочет заниматься только очень неадекватный предприниматель. Сейчас проследить, где что упало в обналичку и с какой фирмы, — это нажать несколько кнопок.

Что показали нам поступления налогов в облбюджет, по которым вы ежегодно просчитываете топ-10 крупнейших налогоплательщиков?

— Десятка крупнейших налогоплательщиков в 2015 году обеспечила 36% от всех поступлений в консолидированный бюджет Омской области. Из них 4 предприятия сформировали 30% поступлений, и это компании, в основном входящие в холдинги, не зарегистрированные на территории Омской области. Вот это — реальная экономика нашего региона.

Неужели все так плохо, и мы по темпам роста доходов действительно находимся на предпоследнем месте перед Мордовией?

— Если взять всех налогоплательщиков, которые работают на территории Омской области, и учесть всю сумму собранных налогов за 2015 год (уплаченных в консолидированный бюджет Российской федерации), мы займем 27 место в РФ. Смотришь на эту цифру — вроде бы есть экономика в области. Это очень хорошее место по фактически уплаченным налогам. Но когда ты смотришь на областной и муниципальный бюджет... Между 27 и 84 местом (по темпам роста фактических доходов регионального бюджета) оказывается еще много пунктов.

Другой пример. По налогу на прибыль наши омские предприятия в 2015 году дали рост 23% по сравнению с 2014 годом. И я тогда не знаю, был у нас вообще кризис или нет. Именно омские предприятия дали плюсом только по этому налогу миллиард рублей. И это мифы, что у нас все встало, вымерло и так далее. Но вот большая часть налогоплательщиков федерального уровня по налогу на прибыль упали почти на 70%. И когда мы высчитали средний результат, у нас оказалось падение по налогу на прибыль самое огромное в Российской Федерации — минус 32%.

Такие перекосы говорят о том, что с крупными федеральными налогоплательщиками, видимо, нужна какая-то другая работа региональных и муниципальных властей с точки зрения присутствия бизнеса такого уровня на территории.

А сказывается ли уход из Омской области ряда крупных налогоплательщиков?

— Из всех предприятий, которые так или иначе ушли за пределы Омской области по разным причинам, всего 23 компании являлись плательщиками налогов в региональный бюджет с суммой более 1 млн рублей. Из них львиная доля налогов поступала от одного предприятия отрасли «Производство пластмассовых изделий». В целом доля налога на прибыль этих предприятий в поступлениях в консолидированный бюджет Омской области по итогам прошлого года — всего 0,35%. То есть она незначительная, и это еще один миф, что кто-то массово покидает Омскую область, принося негативный эффект. Аналогичным образом не могу привести примеров и массового прихода компаний.

Сейчас много говорят о проблеме с автоперевозчиками, которые по расчетам депутатов Горсовета должны заплатить налогов на миллиард рублей.

— Я лично занимаюсь этой темой с 2012 года, и нам пришлось вникнуть в нее очень глубоко, даже дойдя вглубь до таких специфических вопросов, как предрейсовые медосмотры. Мы провели две выездные налоговые проверки, и все наши худшие опасения подтвердились.

Больше всего эту отрасль характеризует НДФЛ, так как прибыль здесь условная — тарифы регулирует РЭК, а частный перевозчик может купить патент или использовать «упрощенку». В Омске 4 муниципальных предприятия, которые за 2014 год отчитались за 3 193 работников. Средняя заработная плата по справкам — 17 тысяч рублей. В 2014 году было удержано НДФЛ на 93 млн рублей.

Частные перевозчики: из 96 победителей конкурса только 20 являются работодателями, заявленная среднесписочная численность за 2014 год — 161 человек. А в документах есть легальная информация о 1800 маршрутках! Средняя зарплата в этих данных — 8 тысяч рублей. Это практически минимальный уровень оплаты труда. Уплаченный НДФЛ  — 2 млн рублей. Выводы напрашиваются сами собой.

Около 160 водителей работают на 1800 маршрутках... Стахановцы!

— На круглом столе один из руководителей ассоциаций автоперевозчиков Владимир Геворгян говорит: водители зарабатывают 15 тысяч рублей. Так 15 или 8 по справкам? Мы отвечаем: нам не нужна информация о техническом состоянии подвижного состава, о тарифах, все это не является компетенциями налоговой службы. Но все люди, которые у вас работают на 1800 легальных маршрутках, должны быть или приняты на работу по трудовому договору, или стать индивидуальными предпринимателями. Некоторые перевозчики утверждают, что своих машин у них нет и они привлекли водителей с автомобилями. Отлично, тогда легализуй его — прими на работу и плати зарплату или заключи договор аренды. Но во втором случае водитель должен быть зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, у которого в собственности есть эта «Газель», с которой он платит транспортный налог. А полученную аренду он должен задекларировать и заплатить с нее НДФЛ. Абсолютно зеркальная история и с рынком такси. Мы добиваемся только того, чтобы налоговая база по НДФЛ в этой части экономики была легализована.

Какие еще отрасли требуют к себе пристального внимания?

— Наиболее дисциплинированные — компании, связанные с гособоронзаказом, платежи у них хорошие и стабильные. Проблемной отраслью считаем строительство, потому что, как правило, вокруг нее много фирм-однодневок, строители стараются «оптимизировать» свои расходы и так далее. За 2015 год нам удалось подтянуть отрасль торговли, причем именно крупных владельцев: мы провели ряд контрольных мероприятий, и платежи поступили. В этом году продолжим и посмотрим на это направление более пристально.

То, что касается возмещения НДС, сегодня серыми схемами здесь захочет заниматься, я считаю, только очень неадекватный предприниматель. Сейчас налоговая служба в электронном виде глобально видит все — от первого счета-фактуры до последнего. И проследить, где что упало в обналичку и с какой фирмы, — это нажать несколько кнопок.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 15 (118) 19 апреля

Самое актуальное в рубрике: Власть

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

Предприниматель
Владимир Валерьевич, если НДС и обналичку проверить пару кликов, так проверьте как-нибудь Партнер Омск, и все организации с ним аффилированные. Все эти фирмы, где директора или учредители - сотрудники фирмы. И т.д.
22 апреля, 22:03 | Ответить
Тольятти
А сотрудники налоговой говорят, что репин на работе не бывает. Не любит человек работать. Тряпицина за это в свое его выиграла, да и полежаев не стал держать при себе.
21 апреля, 11:59 | Ответить