Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

01 мая 2016 13.00

Наиболее популярные туристические направления Омской области: сплав по Оми; экскурсия на озеро Эбейты; экскурсия на берег Драверта; экскурсия на страусиную ферму; экскурсия в село Серебряное; экскурсия в Азовский район; экскурсия в Ачаирский монастырь; сплав по реке Таре ; тур «В краю пяти озер»; сплав по таежной реке Шиш. Источник: участники рынка

Погружение в область: законы рынка внутреннего туризма

Плохие дороги создают проблемы не только автолюбителям, но и тормозят развитие туризма в Омской области, уверены участники рынка.

Фото: минкульт

Удивительно, но все участники омского туристического рынка, специализирующиеся на внутреннем туризме, утверж-дают, что в городе этим направлением не занимается никто. В основном агентства предлагают только путевки в санатории и на базы отдыха в расположенные рядом с городом Красноярку и Чернолучье. А вот отправиться в путешествие по остальным районам Омской области, обратившись для этого к профессионалам, довольно проблематично.

При этом в целом по России внутренний туризм с падением рубля и утратой столь популярных Турции и Египта начал расти. К примеру, согласно статистке Aviasales, этой зимой на Россию пришелся 81% всех проданных билетов. Еще два года назад их доля не доходила и до 50%.

Ни дорог, ни информации

По мнению участников рынка, внутрирегиональные направления пользуются не самой большой популярностью из-за того, что потребители попросту не знают о них. «Региональный туризм развит достаточно слабо, но этому есть простое объяснение — низкая насыщенность информационного поля по этой теме. Обратите внимание, насколько часто наши СМИ пишут про конкретные туристические маршруты или интересные места? Как правило, это разовые материалы или традиционные темы», — говорит руководитель центра развития туризма «Увлечен и я» Наталья Нагайник. Однако рекламу внутренних направлений также можно встретить нечасто.

Однако спрос на услуги все-таки есть. «Наша компания ориентирована больше на местных жителей. Ведь именно они в первую очередь встречают тех же иностранцев и рассказывают им о тех местах, что можно посетить в регионе. Получается замкнутый круг: люди не знают и не могут рассказать гостям. Но уже несколько лет подряд мы стабильно видим у себя в клиентах иностранцев. Немного, на совершенно разных маршрутах, но они есть. Другие регионы, как правило, интересуются нашим «Солнцестоянием». Это пример того, что стоит развивать дальше в регионе и на чем делать акцент в событийном туризме», — говорит Нагайник.

По мнению учредителя компании «Евразия-Тур» Ларисы Савостьяновой, работать с иностранцами сложно из-за плохого состояния дорог в регионе и отсутствия инфраструктуры в деревнях и районных цент-рах. Причем проблема эта выглядит как замкнутый круг: предприниматели не хотят строить гостиницы и кафе, рассчитанные на туристов, так как и без того плохую дорогу может размыть или замести.

Много не заработаешь

По мнению команды «Увлечен и я», сейчас на рынке работают либо энтузиасты, либо коммерческие фирмы, ориентированные на групповые заявки и туры. Достаток туристов, решающихся исследовать Омскую область, средний.

«Спрос еще не сформирован. Поэтому предложение находит отклик, а спрос достаточно легко удовлетворяется при небольшом усилии со стороны клиента в поиске информации. Предложений на рынке практически нет, но они и не появятся. Коммерчес-кие компании имеют цель заработать деньги. А как можно заработать деньги на несформированном рынке и при низком спросе? Бурный рост возможен только через несколько лет при очень активной информационной компании в регионе», — уверена Наталья Нагайник.

Также, по мнению участников рынка, заработать на этом направлении мешает ярко выраженная сезонность, высокие расходы. Много сил приходится тратить на информационную работу.

Самыми прибыльными являются активные длительные туры, например, сплавы по рекам Шиш или Тара. Перспективными являются гастрономические туры.

Время развиваться

Федеральные эксперты также считают, что внутренний туризм сильно тормозится недостатком качественной инфраструктуры и удобного прямого транспортного сообщения между регионами. При этом, по мнению директора по развитию туристического онлайн-конструктора Tourex.me Михаила Айзенштата, проблема недостаточной освещенности в СМИ также характерна для всей страны.

«Многие регионы имеют высокий потенциал и создают качественный туристический продукт, но далеко не всегда получается донести его до конечного потребителя. Например, на нашем сервисе Tourex.me клиент получает информацию напрямую от туроператоров, потому что, на наш взгляд, никто, кроме принимающей стороны, не может лучше рассказать про свой продукт и свой регион», — говорит он.

Эксперт считает, что пос-ле ухода с российского туристического рынка таких массовых направлений, как Турция и Египет, настало время российских регионов. «Сейчас самое время показать россиянам, что в нашей стране есть множество интересных и красивых мест, где стоит провести отпуск. В связи с этой тенденцией, мы видим активное развитие местных региональных принимающих туроператоров, которые уже сейчас могут дать фору многим иностранным компаниям», — уверен он. Айзенштат подчеркивает, что в данный момент задача регионов — улучшить инфраструктуру и создавать больше интересных и качественных туристических маршрутов.

Генеральный директор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова подчеркивает, что ограничением внутреннего туризма в России является дороговизна транспортной составляющей. Однако она уверяет, что внутренний туризм стал развиваться лучше. Новые ограничения вместе с дороговизной евро и долларовыми ценами стимулировали интерес и вынужденный повышенный спрос на отдых в рублевой зоне.

 

 

Комментарии

Руслан Терекбаев,президент группы компаний «ГОСТ» (гостиничный бизнес)Мы имели почти шесть миллионов людей, которые выезжали только в Турцию и Египет. Сейчас люди не могут за такие деньги отдыхать за границей. Они все больше обращают внимание на внутренний туризм. Сейчас сложилась уникальная ситуация по социально-экономическим и политическим факторам, чтобы мы поняли, какая у нас красивая и необычная страна. Доля туризма очень тяжело считается в ВВП. По разным источникам, она у нас находится в зоне арифметического учета — 1-1,5%. Это мизерная цифра. В развитых странах доля туризма — это не один десяток процентов. Это невероятный, несопоставимый потенциал роста.
Мария Чупина,руководитель отдела продаж туров «Туту.ру»

Безусловно, внутренний туризм сейчас на подъеме. На турпоток по России, помимо запрета двух самых популярных направлений, повлияло еще закрытие выезда для некоторых категорий граждан. А еще туроператоры начали готовить пакетные туры с чартерной перевозкой, трансфером и по доступным ценам. Операторы работают и с частными гостиницами, что позволяет выбрать отдых под любой бюджет.

Мешает сейчас, вероятно, только емкость рынка. Популярные гостиницы уже все забронированы до конца лета.

Роман Захаров,главный редактор журнала «Линия полета»

В связи с большой территорией нашей страны рост внутреннего туризма сдерживается сегодняшним уровнем развития воздушных перевозок. Причин невысокого пассажиропотока несколько, в первую очередь — это экономические причины, затем — усиление монополизации рынка. Плюс к этому — излишние административные барьеры, которые особенно сказываются на деятельности небольших аэропортов. На обеспечение безопасности в них нужно тратить суммы, сопоставимые с крупными авиаузлами (если пересчитать по количеству пассажиров)!

В этом году туроператоры и авиакомпании высказали свои предложения по поддержке отдельных направлений полетов за счет бюджетных средств — и, замечу, туроператоры были впервые приглашены к этому разговору. Но итоговый список направлений удивил их. Теперь вопрос: смогут ли туроператоры сформировать чартерные программы, что значительно удешевит перелеты в пункты начала туров, в том числе экскурсионных?

Лариса Савостьянова,заместитель директора «Евразия-Тур»

Наша компания занимается внут-ренним туризмом по Омской области с 1999 года. Мы первыми ввели поездки в Ачаирский монастырь и привезли туда иностранцев. Первыми начинали организованные поездки на озера в Муромцевском районе и круизы по Иртышу.

На различных совещаниях постоянно говорят о том, что нужно развивать внутренний туризм, но ничего не будет, пока в регионе не построят нормальные дороги. При этом руководители на местах много говорят и мечтают принимать туристов. Но возить их по области просто невозможно. К примеру, в июне в Омск приезжает группа из Финляндии. Они хотят посетить места компактного проживания выходцев из Финляндии и Прибалтики в Крутинском и Тюкалинском районах. Деревня, в которую им нужно попасть, находится в 25 км, от трассы по грунтовой дороге. У нас большие опасения именно из-за дороги. Если пойдет дождь, вся программа может сорваться.

Туристской инфраструктуры в облас-ти катастрофически не хватает. Как комфортно привезти туристов? Что показывать, кроме природных объектов? Где кормить? Где размещать? Особенно большие группы. И в области никто не станет строить объекты показа, общепита, хорошие гостиницы, потому что увереннос-ти, что к ним приедут туристы по существующим сейчас дорогам, ни у кого нет. Как только появятся дороги, предприимчивые люди сами начнут строить такие объекты. Так уже происходит в Алтайском крае и Кемеровской области.

В Больших Уках есть кандальный путь. Но, опять же, как до него добраться? Один чиновник сказал мне: «Ну ведь доходили как-то в те времена!» Ну так они и не веселиться туда шли.

Хорошее развитие получил внутренний туризм, когда были круизы на теплоходе «Римский-Корсаков» по Иртышу и Оби. Однако и это направление загублено. Хотя есть надежда на возрождение круизов, если, конечно, будет помощь от администрации.

Есть, конечно, экстремалы, которые могут приехать на такие условия, как сейчас. Но их недостаточно, чтобы развивать настоящий массовый туризм, приносящий прибыль области.

Хорошим вариантом мог бы быть событийный туризм. Таким образом поступил в свое время Ханты-Мансийск. Сначала привозили гостей на определенные мероприятия за свой счет. Теперь многие хотят приехать туда уже за свои деньги. Все идет от руководства, у которого есть желание развивать туризм и думать о его перспективах.


Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 16 (117) 26 апреля

Самое актуальное в рубрике: Услуги

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий