Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

05 июня 2016 07.00

Тенденции на рынке сибирской онлайн-торговли: 81% жителей хотя бы раз что-то покупали

Онлайн-торговля уверенно шагает по стране. По данным TNS, более 3,5 млн человек в Сибири покупают товары в интернет-магазинах. Причем в нашем макрорегионе наметились тенденции, нехарактерные для общероссийского e-commerce.

Фото: Сергей Коньков

TNS Web Index сообщает, что в Сибирском федеральном округе 81% аудитории старше 18 лет хотя бы раз в год совершает покупки в онлайн-магазинах. Хотя, если сравнивать эту статистику с другими регионами России, то Сибирь оказывается на предпоследнем месте. Еще меньше покупают только в Приволжском федеральном округе (80%). А, например, жители Дальнего Востока (87%) стали активнее пользоваться электронными сервисами благодаря географическому расположению и удобному функционалу дешевых китайских магазинов. Конечно, намного больше, чем в Сибири, покупают онлайн жители Москвы (93%), Петербурга (88%) и Северо-Запада страны(86%).

На фоне некоторого проседания традиционной офлайн-торговли из-за кризиса показатели посещаемости электронных площадок неуклонно растут. В среднем в стране прирост, по информации аналитиков «Яндекс.Маркета», превышает 7%. Правда, в той же Сибири цифры скромнее — 5%, а в Омской области так и вовсе 3%. Особенно активными темпами онлайн растет в городах с населением меньше 1 млн жителей. Специалисты объясняют это тем, что в крупных городах рынок давно насыщен, и все пользователи, кто может покупать в онлайне, давно этим пользуются. Аудитория милионников объективно более продвинутая. Поэтому наилучшая динамика отмечается в городах с населением до 100 тысяч жителей.

Сибирь автомобильная

Основными категориями товаров по всей стране являются «дом и дача» и «электроника и бытовая техника». В Сети покупают уже больше 20% товаров в категории «бытовая техника». И это притом, что в целом проникновение онлайн-торговли в стране — в районе 4%. Тем не менее у потребителей Сибири свои приоритеты, нехарактерные для других федеральных округов. Сибиряки активно просматривают автомобильные запчасти и товары для спорта и отдыха. Видимо, из-за кризиса жители региона вынуждено относятся к своим автомобилям более трепетно. Если раньше потребители покупали новые машины раз в три года, то сейчас предпочитают вкладываться в имеющиеся автомобили. Популярность второй категории тоже легко объясняется экономическими трудностями. Люди стали меньше выезжать за рубеж и стараются организовать свой досуг без длительных и дорогих поездок.

Вообще экономия — ключевое понятие для покупателей в Сети из нашего федерального округа. Как рассказывают специалисты «Яндекс.Маркета», в Сибири, в отличие от других макрорегионов, традиционно высока доля совместных покупок. Так, 22% омичей стараются собрать единый заказ со своими знакомыми. Это позволяет сэкономить на стоимости доставки, которая нередко достигает 30-50% цены всего заказа, а значит, может нивелировать всю выгоду дешевого предложения в Сети. Вообще главная беда российского e-commerce — это логистика. Оплата дороги является ключевой проблемой как продавцов, так и покупателей.

Смартфон вместо компьютера

Мобильный тренд характерен практически для всей страны, и Сибирь не отстает. Если посмотреть на долю переходов на мобильные сайты магазинов, то в среднем по стране эта цифра достигла 8%, у сибирских лидеров — Новосибирска и Омска — уже 5-6%. При этом сибиряки примерно также часто совершают покупки непосредственно в мобильных приложениях магазинов, которые явно удобнее, чем мобильные версии.

По мнению экспертов рынка, мобильный сайт давно стал необходимостью для успешных продаж. У многих пользователей смартфон — единственное компьютеризированное устройство в доме. К тому же жители Сибири все чаще заказывают товары на работе, в транспорте, в отпуске на природе.

Главным барьером для еще более массивного развития e-commerce специалисты считают страх клиентов попасться в руки мошенников. Люди просто не верят, что им привезут именно то, что они заказали. Еще больше потребители беспокоятся за сохранность данных электронной карточки.

Поэтому до сих пор постоплата — ключевой инструмент расчета за сделанную покупку в России. Человек готов отдать деньги, когда уже держит товар в руках. Но и здесь существует региональная специфика. Если в Москве и Петербурге больше половины клиентов заказывают доставку на дом или в офис, то в сибирских регионах предпочитают взаимодействовать с пунктами самовывоза. Клиенту спокойнее, когда он может прийти в офис фирмы и посмотреть в глаза «продавцу». Хотя часто пункт самовывоза — это отдельная компания, никак не связанная с продавцом.

Надежда на детей

В будущем, по мнению экспертов «Яндекса», продолжат расти те категории товаров, которые становятся популярными уже сейчас. В первую очередь можно ждать всплеска спроса на детские товары в Сети. В Москве и Санкт-Петербурге этот сегмент очень активно развивается, в регионы этот тренд только приходит. На детей люди деньги тратят всегда, поэтому в этой категории о кризисе говорить не стоит.

Ожидается всплеск в категории «товары для животных». Здесь, наоборот, ключевым может стать желание сэкономить. Да и вообще в онлайн покупатели идут за более выгодными предложениями. Причем не всегда товары в Сети реально дешевле, чем в традиционном «каменном» магазине. Но возможность выбора самой лучшей цены не вставая со стула впечатляет.

В ближайшем будущем продолжит сокращаться и время доставки. В стране появилось достаточное количество логистических операторов, а самый крупный игрок рынка — «Почта России» — заметно улучшил свой сервис.

 

 

Комментарий

 

Феоктистов Александр,директор по развитию бизнеса «Яндекс.Маркета»

Мы не можем не отметить, что иностранные площадки, особенно китайские, растут очень быстро. В связи с этим китайских магазинов боятся на рынке e-commerce. На самом деле страх неуместен. Иностранные магазины выполняют важную функцию — они вовлекают в интернет-торговлю новую аудиторию. Человек из региона, который никогда не покупал в Сети, боится, что ему не привезут заказ. Он по опыту знакомых покупает что-то в Китае за приемлемые деньги. Потом с удивлением обнаруживает, что ему заказ все-таки приходит. После этого он начинает доверять интернет-торговле и уже приходит в том числе и в российские магазины.

Средний чек заказа среди аудитории «Маркета» — в пределах 5,5-5,8 тыс. рублей. Ядро аудитории онлайн-торговли — это люди от 25 до 45 лет, молодая активная аудитория, относительно платежеспособная, а вот гендерных различий нет: и мужчины, и женщины одинаково активны в покупках. Другой разговор, что их интересуют разные категории. Если электронику и бытовую технику намного чаще покупают мужчины, то одежду, наоборот, женщины. Например, если в среднем мужчина посмотрит 3 страницы предложений обуви, то женщина смотрит все страницы.

Мы не можем сказать, что с ростом интернет-торговли умрут крупные торговые центры. Лидером по онлайн-торговле в Европе является Великобритания, но и там доля продаж в Сети чуть больше 12-13% от всех покупок, в США то же самое. Причем Америка с точки зрения дистанционной торговли устроена намного лучше, чем Россия: там людям, рассредоточенным по стране, до ближайшего торгового центра нужно ехать несколько часов, а Amazon доставляет в тот же день. И все равно доля рынка пока не такая уж большая. К тому же разные категории товаров по-разному покупаются. Так, в России очень мало продаются в Сети продукты питания. Такая проклятая категория. Поэтому говорить о смерти офлайна я бы не стал.

Повышение пошлин на товары из-за рубежа не слишком сильно повлияет на торговлю. Во всяком случае, если верить тем цифрам, о которых говорят законодатели. Для тех людей, кто покупает в Китае, пошлины не станут критическими. Если товары подорожают на 7%, то это не изменит общего расклада на рынке. Китайские товары все равно будут значительно дешевле, чем местные. Обсуждается введение пошлин на покупку свыше 200 евро (раньше пошлины были нужны при заказе от 500). Это тоже не изменит ситуацию, ведь при нынешней цене европейской валюты 200 евро — это почти 15 тысяч рублей, сумма значительно выше среднего чека для китайских магазинов. Хотя прогнозировать ситуацию в законодательстве со стороны — дело неблагодарное.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 21 (124) 31 мая

Самое актуальное в рубрике: IT и Телеком

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий