Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

30 июня 2016 07.00

Будет ли партия Титова прирастать Сибирью: что делать, чтобы набрать 5% голосов

Предпринимательская «Партия Роста», которой едва исполнилось три месяца, заявила о намерении провести в омское Заксобрание пять своих депутатов. «ДО» разбирался, сможет ли партия преодолеть хотя бы барьер в 5%.

Фото: Юрий Марков

О планах новой партии сформировать свою фракцию в областном парламенте заявил во время визита в Омск бизнес-омбудсмен и председатель «Партии Роста» Борис Титов. «Мы собираемся провести не меньше пяти депутатов в Заксобрание и преодолеть барьер в 5% по спискам в Госдуму», — сообщил он.

Какую из сегодняшних парламентских партий хотят подвинуть соратники Титова и как они могут это сделать, учитывая, что за три месяца до выборов новые «правые» даже не закончили формирование в регионе руководящего органа?

Лидеры

Кто стоит во главе политической силы, которая со свойственной всем новичкам бравадой замахивается сразу на пять мандатов?

Председатель «Партии Роста» — Борис Титов — достаточно опытный партстроитель. После недолгого пребывания в «Единой России» он участвовал в учреждении «Правого дела», его ребрендинге и преобразовании в «Партию Роста». В 2008 году стал сопредседателем «Правого дела», которое обещало набрать на ближайших думских выборах 15% голосов. В итоге набрали 0,60%.

В Омске отделение «Партии Роста» возглавил Павел Кручинский — человек, успешный в бизнес-сфере, но пока не проявивший себя как эффективный политик. Так, в 2012 году на выборах депутатов Горсовета по одномандатному округу он набрал всего 6,4% голосов (при поддержке «Справедливой России»).

Костяк региональной ячейки составят активная представительница областного Союза предпринимателей Татьяна Еременко и экономист Сергей Евсеенко. Оба новых члена партии хорошо известны в бизнес- и политических кругах, однако, увы, не столь ресурсны и влиятельны, как, например, глава ГК «Титан» Михаил Сутягинский, на предприятиях которого уже побывала четверть чиновников федерального правительства, включая премьер-министра Дмитрия Медведева, а сам бизнесмен играл в хоккей с Владимиром Путиным.

Учитывая то, что в последнее время Сутягинский особо не ассоциировал себя с «Единой Россией», членом которой является, появились разговоры, что он тоже может войти в «Партию Роста». Сам факт того, что Борис Титов во время своего визита в Омск чуть ли не первым делом отправился на завод «Омский каучук» к господину Сутягинскому, лишь подогрели эти слухи. Однако в беседе с «ДО» Павел Кручинский опроверг информацию о возможных совместных политических проектах с главой «Титана». По его словам, с инициативой провести экскурсию по заводу омского предпринимателя выступили в аппарате бизнес-омбудсмена: там сочли, что это предприятие является наиболее подходящим для визита Титова.

Меж тем появление в региональном отделении новой партии столь весомой фигуры, как Сутягинский, могло бы дать бизнесу сигнал о том, что это серьезная политическая сила с вполне реальными перспективами и ресурсами.

Запрос на правых

Так на что же может рассчитывать в Омске партия с «правой» идеологией, учитывая, что в предшествующую десятилетку СПС, «Гражданской силе» и «Правому делу» лишь однажды удалось получить около 6% голосов?

Триумфальным оказалось выступление СПС в 2007 году. Притом что во всех регионах Союз Правых Сил, как утверждали его сторонники, подвергался гонениям властей и в итоге получил в целом по стране 0,96% голосов, в Омске ему оказали более серьезную поддержку. За думских кандидатов проголосовало 1,4% жителей, за выдвиженцев в Заксобрание — рекордные 5,8%.

Если говорить об абсолютном числе сторонников «правых» идей, то в разные годы СПС, «Гражданская сила» и «Правое дело» набирали от 6,4 до 46 тыс. голосов.

Что делать «Партии Роста», чтобы выиграть выборы в Омске?

До выборов осталось всего 3 месяца. Реально ли «Партии Роста» преодолеть в Омской области хотя бы барьер в 5%? Исходя из принципа «нет ничего невозможного», вполне реально. Что нужно делать?

Во-первых, четко определиться с целевой аудиторией и каналами коммуникации, через которые партия будет на эту ЦА воздействовать.

Возьмем профильную аудиторию — бизнес… Однако все крупные (ресурсные) предприниматели давно связаны с партией, «Единой Россией». Либо вообще не лезут в политику. Так надежней.

Остается малое и среднее предпринимательство плюс сотрудники, работающие в этих организациях и разделяющие идеологию начальства. Потенциально — это огромная аудитория. Может доходить и до 100 тыс. человек. Но лишь потенциально.

Предприниматели — люди дела. Их пустыми лозунгами, листовками, билбордами не проймешь. Не то что не поверят... Не заметят просто.

Обрабатывать эту аудиторию эффективнее через вовлечение: бизнес-форумы, ликбезы, ивенты… Тем более что в Омске уже есть некоторое количество таких площадок, в том числе интернет- и печатных СМИ. Имеется даже своя сложившаяся, хоть и крайне малочисленная тусовка. Увы, из этого получится очень узкое электоральное ядро. А мечтать, как утверждает реклама, нужно о великом.

В регионе немало бизнес-объединений (ООСП, АРП, «Деловая Россия», «Опора России», ОТПП и другие), даже действует единый совещательный орган. Но у этих организаций мало бойцов (по подсчетам «ДО», номинальных членов — не более 2 тыс., активных — в десятки раз меньше). Кроме того, лидеры этих организаций состоят в разных политических лагерях и почти не имеют опыта совместной борьбы. Был, правда, один общий форум, но он носил скорее бюрократический, нежели мобилизующий характер.

К пенсионерам и «марьиваннам» с таким названием и идеологией лучше не соваться. Время и ресурсы будут потрачены впустую.

Стоит присмотреться к так называемым креаклам (креативный класс), которые обычно не слишком активны в день голосования, но при правильной мотивации готовы поднять попы с дивана и проголосовать за кого угодно, лишь бы «вставить пистон» партии власти. Как создать эту мотивацию? Через провокацию, эпатаж, ряд громких заявлений, убийственную критику, например, коммунистов, которые в последнее время выступают в прессе чуть ли не главными защитниками бизнеса. Нужно короткими, яркими и образными тезисами «отстроиться» и от КПРФ, и от «Единой России», и от прочих «системных защитников бизнеса».

В помощь — вирусная реклама, активность в социальных сетях, специализированных пабликах, осторожность. Несколько неверных движений — и пистон уже пойдут вставлять именно «Партии Роста».

Можно еще попытаться повоевать на студенческом поле. Эта аудитория наиболее пассивна в избирательных процессах, но, когда все бабушки разобраны по партиям, выбирать не приходится. С другой стороны, есть в работе с этой аудиторией и плюс: молодежь легка на подъем (под интересную идею), не слишком критична в силу дефицита жизненного опыта. Студентов можно оперативно увлечь и мобилизовать. Но для этого нужны ресурсы и эффективные каналы коммуникации. Трех месяцев для развития SMM-сети явно не хватит. Можно создать кучу пабликов в социальных сетях, нагнать туда «мертвых душ» и отчитаться перед начальством, но реального выхлопа с этой активности не будет.

Остается еще пресловутый административный ресурс. Если договорится с губернатором Виктором Назаровым (или «надавить» на него через федеральный уровень), какие-то голоса получить можно. Однако здесь две ключевые проблемы: во-первых, губернатор Виктор Назаров пока сам не в совершенстве владеет административным ресурсом, а во-вторых, давно известно, что две технологические задачи одновременно админресурс решать просто не способен. Допустим, нужно организовать бюджетников таким образом, чтобы 90% или 80% из них проголосовали за «Единую Россию», а 10% или 20% поддержали бы «Партию Роста»… Поверьте, на выходе непременно «выползут» какие-либо сюрпризы, поскольку что-то пойдет не так. И это придется исправлять в экстренном порядке в ночь голосования.

 

Комментарии

 

Виктория Стрельникова

Визит в нашу область бизнес-омбудсмена, а теперь еще и политического деятеля, руководителя профильной для бизнеса «Партии роста», кажется, не задался с самого начала. Самолет, несущий ВИП-пассажира на омскую землю, неожиданно задержался. В воздухе у него возникли проблемы с техникой. А может, она таким образом намекала высокому гостю, находящемуся на борту: его миссия в Омске окажется трудновыполнимой?

Собственно отношение и к омбудсмену, и к его политической партии омский бизнес начал выражать спустя минут 20 после начала встречи с уполномоченным-политиком. Предприниматели молча покидали зал, где ранее не то что яблоку, рисовому зернышку упасть некуда было. В итоге к окончанию беседы остались лишь самые стойкие. Возможно, и они бы ушли незаметно, да просто сидели на самом видном месте.

Спустя час разговора, основная часть которого сводилась к агитации, главный вопрос, крутившийся у всех в голове, решился задать акула омского бизнеса Павел Борисов: «Зачем нам вообще еще одна политическая партия, пусть и представляющая интересы профильного сообщества?» На что омбудсмен даже с каким-то раздражением начал отвечать, мол, мы не боремся за бесплатную медицину или образование, наша цель — создать рабочие места. И бизнес первым сможет выполнить партийный план.

Позже в кулуарах предприниматели, обсуждая посыл, недоумевали: «Перед нами не стоит первоочередная задача создать рабочие места, мы и без работников можем что-то делать. Первый приоритет — воплотить собственную идею в жизнь».

В общем, многие так и не поняли даже программы партии. Зато поняли тонкий намек омбудсмена. Шутка, сказанная им еще на «Омском каучуке», куда его пригласили на круглый стол с промышленниками, расставила все по своим местам. Глава ГК «Титан», в структуру которого входит завод, Михаил Сутягинский поинтересовался у лидера «Партии Роста», чем омичи ему могут быть полезны?

«Встречаюсь с потенциальными спонсорами, — съюморил Титов, серьезно продолжив. — Безусловно, с поддержкой».

Большинство наверняка посыл гостя восприняли буквально, начав мысленно вести подсчеты этой самой поддержки, ведь вряд ли ему нужна помощь моральная. Тем более, когда ты планируешь штурмовать все парламенты страны, включая самый главный. Отнюдь не наемные работники и пенсионеры способны дать денег.

Хотя руководство партии приоритеты решило сместить, заявляя: принимать в свои ряды готовы и пенсионеров, и студентов как наиболее активную часть электората. Похоже, в «Партии Роста» начали понимать, что ставки не на тех сделаны и бизнес неохотно будет делиться и средствами, и голосами.

Мария Фомина                 

О том, что уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов едет в Омск не решать проблемы бизнеса, а пиарить свою политическую «Партию Роста», было известно задолго до его приезда. В пресс-службе бизнес-омбудсмена еще в начале июня предупредили, что «скорее всего, акцент будет сделан на партийных мероприятиях». Все сомнения рассеялись, когда в редакцию прислали программу официального визита Титова.

На встрече и с губернатором Виктором Назаровым, и с предпринимателями уполномоченный планировал рассказать о программе «Экономика роста», которая легла в основу предвыборной программы партии. Ее суть, судя по всему, заключается в том, что, после того как цены на нефть побили все антирекорды, а сырьевая экономика приказала долго жить, гордо выйти из кризиса Россия сможет только «на плечах бизнеса». Беда в том, что, по словам Бориса Титова, «бизнес не знает, что делать и куда идти». Ориентиром и для него, и для правительства как раз и должна стать «Экономика роста».

Впрочем, никаких конкретных рецептов Титов омскому бизнесу так и не выписал. О необходимости минимизации количества проверок предпринимателей и открытия доступа к длинным и дешевым деньгам говорит не только его партия. Разве что говорить она скоро начнет чуть громче. Уполномоченный на пресс-подходе заявил, что «Партия Роста» намерена провести в Законодательное собрание Омской области не менее пяти депутатов и создать там свою фракцию, а также преодолеть 5%-й барьер по спискам в Госдуму. Пока доподлинно известен всего один кандидат в депутаты — руководитель реготделения партии Павел Кручинский. Лично я была бы рада видеть его в региональном парламенте: грамотных политиков и опытных бизнесменов там катастрофически не хватает, а те, что есть, приелись.

Но в успех этого мероприятия верится слабо. Во-первых, избирательная кампания стартовала давно, а партия едва зарегистрировала отделение в Омской области и пока не сформировала команду. Зато действующую законодательную власть «Партия Роста» критикует с удовольствием. Борис Титов уже окрестил шестой созыв Госдумы «Думой запретов». Насколько такая тактика будет эффективной, как говорится, покажет время. Только его у «Партии Роста» остается все меньше. А учитывая, что широкой поддержки у бизнеса в регионе она не нашла, велика вероятность, что в ближайшую парламентскую пятилетку ее ждет забвение.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 25 (126) 27 июня

Самое актуальное в рубрике: Власть

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 3):

Иван
Понятно, что Партия Роста создавалась не без поддержки Кремля. Если Титов приехал в Омск, значит Москве это нужно. Если мы нужны Москве, значит регион не останется без внимания. А внимание Москвы - это деньги.
30 июня, 14:11 | Ответить
Алексей
Если партия реально объединяет крупный и средний бизнес, то почему бы ей не присутствовать в нашем регионе? Многие проблемы можно решить через партийные связи. а проблем у нас хватает.
30 июня, 14:05 | Ответить
Николай
да кому нужна эта партия -очередной междусобойчик накануне выборов
30 июня, 13:46 | Ответить