Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

01 июля 2016 13.02

Обездоленные: сколько в Омске реально обманутых дольщиков

Реальное число объектов с обманутыми дольщиками в Омске в два раза больше официальной статистики.

По данным регионального минстроя и Госстройнадзора, в Омске насчитывается 21 проблемный дом с двумя тысячами обманутых дольщиков. Однако в действительности их гораздо больше — в официальную статистику попадают не все объекты. К примеру, не учитываются жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) с их обманутыми пайщиками и некоторые другие дома, где просрочка обещанного срока сдачи составляет меньше года. «ДО» выяснил реальное положение дел: сколько в Омске брошенных домов и отвечают ли перед законом недобросовестные застройщики, «кинувшие» своих соинвесторов?

Помоги себе сам

Люди, решившие вложить деньги в строительство дома на начальной стадии, ищут при этом выгоду для себя (квартира в доме на уровне котлована дешевле), а поэтому являются вполне себе рыночными инвесторами и должны разделять все риски застройщика. Но наши граждане по-прежнему с трудом разбираются в экономических реалиях и снова несут деньги в сомнительные конторы. Появление все новых обманутых дольщиков и пайщиков тому подтверждение.

В Омске впервые серьезно начали заниматься этой проблемой в 2009 году, когда наш город специально посетил руководитель рабочей группы президиума генсовета партии «Единая Россия» по защите прав вкладчиков и дольщиков, депутат Госдумы Александр Хинштейн. До этого масштабы проблемы, развернувшейся после кризиса 2008 года, старались особо не замечать, но вскоре Омск стал одним из «лидеров» по обманутым дольщикам в масштабе страны. Впрочем, те дольщики микрорайона

Ясная Поляна, домов компании «ОмСтрой-2001» Виктора Берга и «ПКФ «СМУ-1 КПД» Юрия Заборовского, которые тогда митинговали, не получили свои квартиры до сих пор.

Виктор Назаров эту проблему получил по наследству. И федеральные власти обещают строго спрашивать с губернаторов за обманутых дольщиков в их регионах. В мае текущего года Назаров принял участие в заседании Госсовета РФ под председательством Владимира Путина, где обсуждались проблемы стройотрасли. И президент поручил главам регионов держать на контроле проблему обманутых дольщиков. А их новые акции протеста явно не прибавят плюсов в рейтинги регионального главы.

Проблески надежды

В Омске из 21 официального проблемного дома в 2016 году обещают достроить лишь 5. Степень готовности этих объектов варьируется от 75% до 100%, а в их достройку необходимо вложить 45 млн рублей.

К примеру, «Янтарный дом» на улице 10 лет Октября, 70 (застройщик — УФСБ по Омской области, бывший генподрядчик — компания ДСК «КОНТО») готов практически на 100%. Согласно специально разработанной в региональном правительстве дорожной карте, его должны были ввести в мае текущего года. Однако что-то в очередной раз не задалось. Дело тормозили проблемы с землей и недостроенный паркинг во дворе жилого комплекса.

Среди других объектов, которые обещают сдать в текущем году, — дом № 8 в микрорайоне Ясная Поляна (застройщик ООО «РоКАС», готовность 90%). Новоселы должны были заехать в него еще в 2008 году. С того времени на объекте сменилось три генподрядчика, а само ООО «РоКАС» переживает одну из стадий банкротства — финансовое оздоровление. Теперь же новоселье назначено примерно на сентябрь 2016 года. Однако второму брошенному дому в «Ясной Поляне» (дом № 9, готовность всего 25%) по-прежнему не везет. Денег на его достройку пока нет и не предвидится. Для окончания работ нужно собрать 120 млн рублей, но в доме остались непроданными всего 19 квартир, да и их, понятное дело, покупать никто не желает. Согласно дорожной карте, дом должны будут достроить в ноябре 2017 года, но надеяться на это сложно: работы остановились на неопределенное время. Официально здесь значатся 165 обманутых дольщиков-физических лиц, и нервы многих из них уже на пределе — они снова готовы выходить на митинги и обращаться к президенту.

Дольщикам ЖСК «Конева, 8» повезло больше. Бывший застройщик ООО «Сибстрой» переживает конкурсное производство, однако сейчас в этом квартале работы ведет сильная компания «Сибгазстройдеталь Инвест», и проблемный дом с 68 дольщиками-физлицами (а всего было продано 150 квартир) обещают сдать в октябре 2016 года.

В декабре должны отметить новоселье дольщики ЖСК «Наш дом» (проспект Космический, 20/7, бывший застройщик — ООО «Оптимум-строй» обанкротился в декабре 2013 года) и ЖСК «Дом на Волховстроя» (пересечение улиц 1-я Северная — Волховстроя, бывший застройщик — ЖСК «Образование»).

Впрочем, эти же самые дома обещали достроить и до конца 2015 года. В феврале от дольщиков ЖСК «Наш дом» уже поступали жалобы, что их генподрядчик ООО «СПК «Лидер» бездействует. 

В глубокой заморозке

Для ввода же всех долгостроев из официального списка проблемных домов требуется более 2,7 млрд рублей. Общее количество реализованных в 21 проблемном доме квартир, по оценке регионального минстроя, составляет более 3,2 тысяч.

Хоть как-то власти обрисовывают перспективы достройки лишь четырех домов: на улицах 2-й Дачной — Волховстроя, 1 (ЖСК «Удачный»), улице 11-й Ремесленной, 2 (ЖСК «Ремесленный»), улице Малиновского, 11, вторая очередь (ЖСК «Малиновского-112») и улице 4-й Любинской (ЖСК «Любинский»). Это бывшие объекты компаний «КОНТО», ПКФ «СМУ-1 КПД» и «Ом-Строй-2001». Степень готовности этих домов не превышает 44%, а финансовые затраты на достройку составляют 499,5 млн рублей.

Остальные многоквартирные дома пока заморожены по различным причинам на неопределенное время. По ним нет необходимых для возобновления работ документов или средств на достройку. И хотя в дорожной карте обозначены примерные сроки завершения некоторых объектов в середине-конце 2017 года, в регио-нальном минстрое предпочитают никаких дат не называть: строительство попросту не ведется. Степень готовности самых проблемных домов — от 3 до 40%.

Среди них есть объекты с историей, начинающейся еще с кризиса 2008 года. С того времени, к примеру, стоит брошенным недострой (по сути — свайное поле) компании «ОмСтрой-2001» на улицах 1-3 Рабочая — Свободы, дольщики которого объединились в ЖСК «Рубин-2». Одна из них, пенсионерка Зоя Воробьева, недавно обращалась с открытым письмом к губернатору и депутатам Госдумы. Раньше региональные власти помогали обманутым соинвесторам двумя способами: на достройку выделялась субсидия из бюджета либо в минстрое помогали искать инвестора, готового достроить дом в обмен на свободные квартиры. Понятно, что сейчас денег на брошенные дома из бюджета уже никто не даст, а уцелевшие строительные компании сами переживают нелегкие времена и вряд ли станут заниматься такой благотворительностью. Подобный ответ обманутая дольщица получила и от властей. Возможно, проблема ЖСК «Рубин-2» не будет решена никогда.

Капкан для соинвестора

Один из самых рискованных способов вложить деньги в новостройку — внести их в жилищно-строительный кооператив. Пайщики никак не защищены законом о долевом строительстве. Они не могут претендовать на возмещение убытков, просить об устранении дефектов по результатам строительства и передачи квартиры. Не вправе пайщики рассчитывать и на компенсации и неустойки в связи с задержкой сдачи дома, поскольку сами — в лице ЖСК — являются застройщиками.

Депутаты Законодательного собрания 17 марта наделили региональный Госстройнадзор полномочиями по проверке целевого использования ЖСК денежных средств пайщиков, рассмотрению жалоб и привлечению недобросовестных застройщиков к ответственности за нарушение федерального законодательства. До этого Госстройнадзор мог контролировать только те стройки, которые подпадают под действие федерального закона о долевом строительстве. Однако и сейчас на запрос «ДО» в ведомстве не смогли дать информации по самым проблемным омским ЖСК. Количество обманутых пайщиков может меняться — людей то принимают в члены ЖСК, то исключают.

Дом ЖСК «Центральный-2» в районе улицы Герцена строится с 2007 года, все 223 квартиры проданы пайщикам, но воз и ныне там. Аналогичная ситуация и в ЖСК «Центральный-1» с домом на улицах Масленникова — 6-я Линия — Маяковского — 8-я Линия. По факту хищения десятков миллионов рублей, отданных в эти ЖСК пайщиками, в 2015 году были возбуждены уголовные дела о мошенничестве, которые прокуратура взяла на контроль.

На особом контроле и дело Радика Акопяна, возбужденное еще в 2014 году по заявлениям пайщиков ЖСК «Машиностроительный», «Малиновского-2012» и «Малиновского-3». Самого бизнесмена взяли под стражу только через год, сейчас число пострадавших пайщиков составило 206 человек, а ущерб — 641 млн рублей.

В списках не значатся

Теперь уже можно смело утверждать, что эпопея с обманутыми дольщиками в Омске растянулась на годы и еще долго не завершится. Армия «кинутых» соинвесторов пополнилась после банкротства ЗАО «Алмазинвест», ПСФ «Полет и К» и других компаний. Причем некоторые объекты официально пока не числятся проблемными и не омрачают общую статистику по региону. Среди них — жилой комплекс «Алмаз» на проспекте Комарова, который строила обанкротившаяся компания «Джаст Фит Лайф».

По-прежнему в подвешенном состоянии находится и ситуация с жилым комплексом «Академический», застройщиком которого выступало ООО «ВССК», связанное с группой компаний «СУ-155». Омский недострой не включили в программу санации проблемных объектов столичного холдинга. А сама компания «ВССК» была продана некой Наталье Поповой, ставшей ее номинальной собственницей.

В двух 22-этажных домах на Красном Пути официально насчитывается 94 дольщика. Им то представляют возможных инвесторов на достройку — «Сибгазстройдеталь Инвест» и ЗСЖБ № 6, то предлагают переселиться в квартиры в дома на окраинах Омска. Официально дольщики «Академического» пока не считаются проблемными, так как просрочка сдачи дома еще не достигла критических сроков (объекты должны были сдать до 1 июня 2016 года). Пока дольщики лишь сетуют на пассивность местных властей и лично губернатора в решении их проблемы, ясного выхода из которой до сих пор не видно.

Комментарии

Журиков Игорь,старший партнер ООО ЦПС «Лексфорт»

ЖСК стали активно создаваться в свое время для того, чтобы обходить закон о долевом участии, не регистрировать в Росреестре договоры долевого участия в строительстве жилья. И получалось так, что человек вносил деньги за пай, ЖСК передавал эти деньги застройщику по договору инвестирования. А потом в некоторых случаях ЖСК банкротился — и приплыли: дома-то у него нет, он не застройщик. У него стол, стул и один арендованный кабинет, пайщикам вернуть свои средства невозможно.

В 2011 году в Жилищный кодекс (ст. 110) внесли изменения, согласно которым ЖСК должен быть обязательно застройщиком, т. е. должен иметь земельный участок и разрешение на строительство. А в 2015 году введено еще одно ограничение — ЖСК не может осуществлять строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более, чем три. Поэтому новые ЖСК стали менее привлекательны для организаторов строительства. Но допускаю, что на рынке могут действовать старые ЖСК, созданные и начавшие строительство до указанных ограничений, или новые ЖСК, которые игнорируют эти ограничения, т. е. действуют просто незаконно. Поскольку ваше право на квартиру через ЖСК не регистрируется в Росреестре, то при непорядочности менеджеров ваша квартира может быть продана неоднократно — и разбирайтесь потом, у кого «право первой ночи». Кроме того, в нарушение ЖК РФ ЖСК может опять-таки не оказаться застройщиком (нужно проверять), а только «транслятором» ваших денег. При возникновении проблем это чревато: примеров в городе уже много, вы даже до недостроенного дома «не дотянетесь».

Впрочем, зарегистрированное долевое участие тоже может вас не спасти: примеров много, когда привлеченные деньги дольщиков расходовались, мягко говоря, неправильно, дом не строился. Поэтому сейчас я бы рекомендовал вкладывать средства в уже готовые новостройки или с очень высокой степенью готовности, которые создаются зарекомендовавшими себя на рынке надежными компаниями.

Дмитриев Дмитрий,директор Общества защиты прав потребителей в сфере строительства

ЖСК создаются как откровенными авантюристами, как, например, ЖСК «Центральный-1», ЖСК «Машиностроительный», ЖСК «Малиновского-3», ЖСК «Малиновского-2012», так и одной из самых крупных компаний, Трестом № 4. Но сейчас деньги не нужно отдавать никому. В случае с авантюристами дольщики рискуют получить замороженный объект. А в случае с Трестом № 4 вложение в строительство просто экономически нецелесообразно. Как это ни парадоксально, мы живем в период, когда чем ближе дом к окончанию строительства, тем квартиры становятся дешевле.

В России нет и никогда не было никаких достаточных гарантий безопасности ни для пайщиков, ни даже для дольщиков. Гарантии и безопасность — это иллюзия от безграмотности и нежелания разобраться в вопросе. Конт-роль распоряжения финансами может повлиять только на раннее обнаружение финансового краха того или иного ЖСК, но не даст никаких гарантий.

Из всех этих частных историй и граждане, и правительство РФ должны сделать вывод о необходимости запрета на участие в долевом строительстве для непредпринимателей. Застройщики должны продавать готовые квартиры, а граждане должны готовые квартиры покупать. Это повысит и финансовую дисциплину, и качество строительства. Останутся только риски для строительных предпринимателей. Это будет справедливо, поскольку они идут на риск сознательно. Дольщики же идут на риски бессознательно. Произойдет естественное исчезновение авантюрных застройщиков и укрупнение до крупных финансово-промышленных групп.

В этом году появился прецедент оказания помощи со стороны государства — это создание банка-санатора для обманутых дольщиков ГК «СУ-155». При этом омский микрорайон «Академический» так и не вошел в список санации. Но дольщики СУ-155 — это большая социальная сила, и государство там просто не смогло пройти мимо. Практика показывает, что десятки или даже сотни обманутых дольщиков не являются поводом для принятия экстренных финансовых мер по оказанию госпомощи.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 25 (128) 27 июня

Самое актуальное в рубрике: Недвижимость

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 7):

Александр
Может быть пора по баракам расселить все правительство Омска, включая губернатора, Минстрой, Департамент архитектуры, Госстройнадзор, Росреестр, Прокурорских, ОБЭП, самих недобросовестных застройщиков??? Может быть тогда эти дармоеды и казнокрады осознают всю мерзость того, что они сотворили в когда-то прекрасном городе Омске????
12 мая, 21:58 | Ответить
Скрипец
Спасайте Скрипца скорее, пока не посадили!
Нужно больше лапши пайщикам на уши!
Даёшь больше свай на Богдашке!
Пятилетку за три года!
14 ноября, 21:06 | Ответить
Иван
Сейчас еще и в ЖСК Центральный 1 (ЖСК Квартал) во всю развёрнут план по спасению Скрипца и пайщиков дурят дальше!
#спасемскрипца одним словом.
11 июля, 13:24 | Ответить
Антипод
Дмитрий Дмитриев так ведь Вы регулярно прикладываете свою ручонку чтобы недостроенных домов и дольщиков без жилья стало больше, ведь это вы сманиваете дольщиков идти к вам, за сложные дела вы не беретесь уже проверено, сейчас вы косите самые легкие и самые богатые для вас дела. А как там будет дальше вам ведь не так интересно. К части домов на этой карте вы приложили свою руку.....
02 июля, 20:39 | Ответить
Олег
Знакомые обороты слов. Вы же и возглавили спасение СКРИПЦА. И еще много чего...
12 июля, 12:52 | Ответить
Знающий
Вы плохо информированы. На сегодня Дмитриев обанкротил уже всех застройщиков Омска.
05 июля, 21:30 | Ответить
Виктор
А еще Дмитрием деньги с пайщиков-дольщиков собрал и кинул их. Ну-ну... Чего с ног на голову переворачивать.
12 июля, 12:56 | Ответить